Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
I.Учителя: Мансурова А.С.- учитель истории, Ибраева Д.А.-учитель русского языка и литературы. II.Основная школа п.Аксу г.Степногорск III. Тема: Гражданская война и иностранная военная интервенция. (9 класс) IV. VI. Цели: Образовательная: обобщить и систематизировать знания о гражданской войне в России. Развивающая: развитие дедуктивного логического мышления, монологической речи, умения выстраивать причинно-следственные связи, умение аргументировать. Воспитательная: воспитание терпимости, толерантности, готовности к компромиссу. V. Тип урока: интегрированный. Оформление: выставка литературы, карта, схема, ватман, маркеры. Основные понятия: гражданская война, идеология, убеждения. VII. План урока 1.Оргмомент.- 1 мин. 2.Фронтальный опрос.- 4 мин. 3.Определить историческую личность- 4 мин. 4.Очаги гражданской войны (работа с картой)- 2 мин. Тесты.- 4 мин. 5.Письмо по кругу «Гражданская война- это…»- 4 мин. 6. «Красные и белые» круги Вена- 7 мин. 7.Литературная страничка - 10 мин 8.Итоги гражданской войны- 5 мин 9.Заключение – 3 мин 10 Домашнее задание- 1 мин IX. Ход урока В гражданской войне всякая победа есть поражение. Лукан 1. Можем ли мы понять события, которые произошли более 85 лет назад в Россий-ской империи? Понять, что двигало тысячами людей? Историк Бортеневский, оценивая события Гражданской войны, говорил, « что гражданская война в России была и подвигом и трагедией. Попробуем понять, сумело ли человечество, понеся огромные жертвы, извлечь какие-либо уроки. Гражданская война – это незабывае-мые страницы нашего прошлого, когда произошло столкновение различных поли-тических сил, социальных групп. Это две наиболее организованные, непримири-мые силы – белые и красные. И вот сегодня, спустя восемь десятилетий, огляды-ваясь назад, мы задаем себе вопрос: что мы знаем о ней, о гражданской войне? “ Казахстан в годы гражданской войны и военной иностранной интервенции ” – тема нашего сегодняшнего урока. 2. Дать определение Гражданской войны. * Когда и почему началась гражданская война? * Причины гражданской войны? * Причины военной интервенции? * Какая территория была охвачена войной? 3.Викторина «Историческая личность» Определить по данным биографиям кто из видных людей изображен на портрете. Кто из них выступал на стороне «белых»? а кто на стороне «красных»? 4.Все эти люди воевали на фронтах гражданской войны в Казахстане. покажите на карте основные очаги гражданской войны в Казахстане. (работа по карте) Как вы заметили большая часть Казахстана была охвачена войной. И наша область тоже входила в зону военных действий. В областном центре городе Кокшетау стоит памятник погибшим в годы войны. В энциклопедии зафиксирован этот факт.(обратиться к энциклопедии «Акмола») * работа с тестами. 5.Письмо по кругу «Гражданская война – это…». (Все учащиеся пишут продолжение предложения на ватмане. Вывесить ватмана доску и аргументировать утверждения). 6. Гражданская война – это незабываемые страницы нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп. Это две наиболее организованные, непримиримые силы – белые и красные. «Красные» - часть пролетариата, крестьянство, часть интеллигенции. «Белые» - буржуазия, помещики, часть офицерства, часть интеллигенции, зажиточное и среднее крестьянство. *Сравним * Белые и красные – кто они? (цели борьбы и идеалы) (круги Венна) (каждая группа работает на месте заполняя цели). Если что -либо объединяющее их цели? Какими методами достигаются цели? Каждая из сторон имеет свою систему идей и взглядов, отражающих отношение различных социальных групп к окружающей действительности и друг к другу. Это идеология. 1. Идеологические принципы “белых”? Ответ: Выступали за единую и неделимую Россию; предлагали перенести реше-ние аграрного вопроса до окончания войны; рассматривали интервентов как союзников в борьбе с большевиками. 2. Идеологические принципы “красных”? Ответ: Социалистическое равенство, социалистическая справедливость, классовые интересы выше личных, солидарность и интернационализм пролетариата, независимость Советской республики, руководящая роль РКП (б). Одним из орудий идеологии была пропаганда. Тысячи брошюр, листовок, плакатов распространялось с той и другой стороны. *Работа с иллюстрациями плакатов “белых” и “красных”. Обращается внимания учащихся на их творческие работы – коллажи, посвященные гражданской войне. Общим для плакатов и коллажей является то, что Гражданская война в первую очередь – это столкновение различных идеологий. 7.Литературная страничка Наш урок, посвящен гражданской войне, самой трагической странице истории нашего Отечества. Не претендуя на полную объективность, окончательность наших суждений, посмотрим на антиподы (противопоставления) портреты гражданской войны, ибо этими портретами будут показаны жертвы гражданской войны, о которых писатель Иван Шухов в новелле «Последняя песня» и «Девичьи косы» писал: …И в эту ночь мгла задыхалась на бездорожье ,птицы врастали в гнездо, и умнейшие псы скорбели под арбами. В эту ночь на аул мятежников, на аул моей возлюбленной стремительно падала беда; она падала, как аркан на непокорную голову ревнивой кобылицы и темнела скорбь, предугаданная по звёздам… Эти строки написаны русским писателем, для которого казахская земля стала родным. В новелле «Последняя песня» противопоставлены представители двух противоборствующих лагерей: казачий атаман, пресытивший властью, видом крови, и старый акын, проживший долгую жизнь и прославившийся на всю степь своими песнями.( цитата о песне) *Как вы думаете раскаивался, сомневался ли Анненков в своих деяниях? Цитатное подтверждение (аргументы) Писатель до конца жизни помнил, каким унижениям подвергли народ. Казачье войско проявляли в Казахстане самую настоящую жестокость, издевались над жителями, часто лишая их крова и отнимая имущество. Простые люди, те же крестьяне в первую очередь, являлись героями сопротивления врагу. Например, Котыр таг, самоотверженный акын, бестрепетно и просто идущий на расстрел, противопоставлен Анненкову, бессильному от безысходности, потому разъярённому. Это тема времени, а точнее разрыва двух эпох. Согласны ли вы с этим утверждением? «Древо свободы время от времени должно орошаться кровью патриотов» Белые и красные – кто они? (цели борьбы и идеалы) Вывод: У каждой стороны оказывается своя правда, своя Родина, своя любовь к ней, своя боль за нее. Давайте попробуем не обсуждать, а понять наших предков, ожесточенно сражавшихся друг с другом. Ведь каждый из них отстаивал свое понимание долга, добра, справедливости, блага Родины. При этом одни еще сами не знали, чем обернется их победа, и на что окажутся они способны. Другие же искренне не могли понять, отчего уходит из под их ног “а сам народ с таким остервенением громят все созданное веками и не щадит даже собственных святынь. Хочется закончить стихотворением Волошина (Серик) Максимилиан Волошин Гражданская война Одни восстали из подполий, Из ссылок, фабрик, рудников, Отравленные темной волей И горьким дымом городов. Другие из рядов военных, Дворянских разоренных гнезд, Где проводили на погост Отцов и братьев убиенных. В одних доселе не потух Хмель незапамятных пожаров, И жив степной, разгульный дух И Разиных, и Кудеяров. В других — лишенных всех корней — Тлетворный дух столицы Невской: Толстой и Чехов, Достоевский — Надрыв и смута наших дней. Одни возносят на плакатах Свой бред о буржуазном зле, О светлых пролетариатах, Мещанском рае на земле... В других весь цвет, вся гниль империй, Все золото, весь тлен идей, Блеск всех великих фетишей И всех научных суеверий. Одни идут освобождать Москву и вновь сковать Россию, Другие, разнуздав стихию, Хотят весь мир пересоздать. В тех и в других война вдохнула Гнев, жадность, мрачный хмель разгула, А вслед героям и вождям Крадется хищник стаей жадной, Чтоб мощь России неоглядной Размыкать и продать врагам: Сгноить ее пшеницы груды, Ее бесчестить небеса, Пожрать богатства, сжечь леса И высосать моря и руды. И не смолкает грохот битв По всем просторам южной степи Средь золотых великолепий Конями вытоптанных жнитв. И там и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: «Кто не за нас — тот против нас. Нет безразличных: правда с нами». А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других. 8.Итоги гражданской войны: Гражданская война привела к огромным материаль-ным и людским потерям.Общая сумма ущерба составила 50 млрд. золотых рублей, а человеческие жертвы оцениваются сегодня в 13-16 млн. чел.Потери Красной Ар-мии в боях составили 939.755 чел.примерно столько же составили боевые потери ее противников.Остальные погибли от голода и эпидемий, связанных с войной. Эмигрировало из России около 2 млн.чел. В результате победы в гражданской войне большевикам удалось сохранить государственность, суверенитет и террито-риальную целостность России. Победа большевиков в гражданской войне привела к свертыванию демократии, господству однопартийной системы, когда от имени народа правила партия, от имени партии ЦК, Политбюро. 9.Итоги урока.Выставление оценок 10.Домашнее задание: Любая война — это всегда трагедия. Напишите историческое эссе на тему: «Трагедия гражданской войны» X. На уроке была использована колонка для прослушивания «Интернационала». XI. Мультимедио было использовано для демонстрации презентации к уроку. XII.Дидактический материал урока: коллажи (выполненые учащимися),круги Венна, карта «Гражданской войны в Казахстане»,Т-таблица. XIII.Методическая литература: учебник истории Казахстана, произведение Ивана Шухова (новеллы «Последняя песня» и «Девичьи косы»), хрестоматия истории Казахстана, энциклопедия Акмолинской области. XIV.Интернет- ресурсы урока: XV.На уроке была использована презентация(с соблюдением всех этапов урока). XVI.Самоанализ интегрированного урока истории и литературы по теме «Казахстан в годы гражданской войны и военная иностранная интервенция» «Преодолеть хаос в голове ученика можно при согласованной работе учителей». Моей целью было через сопоставление развивать навыки критического мышления, находить общее и выделять главное, правильно оценивать общественные истори-ческие процессы. Раздумья писателя о трагических судьбах и противоречивых характерах их героев Цель интегрированного урока – показать, что трагедия в душе одного человека в переломные моменты истории отражает трагедию эпохи. Привести учащихся к мысли, что предметы гуманитарного цикла учат познавать жизнь и делать нравст-венный выбор; с помощью конкретных примеров из рассказа закрепить знания понятий "идеология", "убеждение", «гражданская война», Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они: * в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать, выводы; * не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности; * интеграция является источником нахождения связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах; * интегрированные уроки позволяют систематизировать знания; Интегрированный урок имеет психологическое преимущество: способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет внести в образовательный процесс не только учебную составляющую, но и исследовательскую деятельность. Методы интегрированного обучения на уроке: * исследовательский метод (учащиеся самостоятельно сопоставляют факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливают связи и закономерности между ними, применяют совместно выработанные учебные умения); * активное использование знаний, полученных на уроках литературы (привлечение понятий, образов, представлений ); На уроке использовались методы и приемы: * словесный (рассказ учителя, сообщения обучающихся, беседа); * наглядный (иллюстрации, работа с картой, презентация, рисунки); социальной ситуации * исследовательский и проблемный (подготовка сообщений, материалов к уроку, характеристика, сравнение). Следовательно, интегрированные уроки не только позволяют развивать аналити-ческие способности, но и помогают выбрать правильную личностную позицию в сложной. | |
Просмотров: 3375 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|