Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Урок "Национально-овсвободительное движение 1916 года".
Учитель истории Лессер Светлана Казимировна
Северо-Казахстанская область, г. Тайынша
3 апреля 2013 года – памятная дата. Исполняется 140 лет со дня рождения Амангельды Иманова.
Тема: Национально-освободительное восстание 1916 года.
Цель: показать неизбежность национально-освободительного движения 1916 года в силу сложившихся социально-экономических условий и колониальной политики русского царизма.
Задачи:
• Обучающая: определить причины, цель, движущие силы восстания, описать основные очаги восстания;
• Развивающая: развитие дедуктивного, логического мышления, монологической речи, умения выстраивать причинно-следственные связи, умения аргументировать, анализировать ключевые эпизоды из различных исторических источников, отображающих "Национально-освободительное движение 1916 г."
• Воспитательная: на примере исторического материала и судеб героев "Национально-освободительного движения 1916 г" проследить трагедию народа и приоритет общечеловеческих ценностей; воспитывать патриотизм и активную жизненную позицию.
Оборудование: Презентация «Национально-освободительное движение 1916 года», интерактивная карта "Национально-освободительное движение 1916 г.", портреты руководителей движения, картина "Сарбазы Амангельды", документы «Царский указ о мобилизации…» и «Из рукописи А. Иманова…».
Метод обучения: интерактивный
Тип урока: изучение нового материала
Учебник: Аяган Б.Г., Шаймерденова М.Д. "История Казахстана" 9 класс
Основные понятия и термины: национально-освободительное движение, реквизиция, коррупция, милитаризм, экспансия, радикальная партия, революционно-демократическая партия.
Ход урока
1. Вводно-мотивационная часть.
2. Изучение нового материала.
3. Рефлексия.
4. Итоги урока.

План изучения нового материала.

1. Причины, повод и начало восстания.
2. Жетысуйский (Семиреченский) центр восстания.
3. Тургайский центр восстания.
4. Историческое значение восстания 1916 года.
Учитель: Тема урока - "Национально-освободительное движение 1916 года. Это восстание является одной из наиболее значимых страниц национально-освободительного движения в Казахстане. Наша задача выяснить причины, повод, цели восставших; определить характер восстания, движущие силы. Подробно рассмотреть ход восстания, основные очаги. Охарактеризовать руководителей восстания. Подвести итоги восстания и определить его историческое значение.
Для удобства изучения материала мы будем использовать таблицу, которой пользуемся при изучении любого исторического события – войны, восстания, революции…
В процессе изучения национально-освободительного движения учитель опирается на таблицу, акцентируя внимание учеников на основные моменты. При изучении материала используется презентация, в которой расположена таблица с событиями 1916 года, новая терминология, картины.

Причины Главными причинами восстания явились факторы социально-экономического и политического характера: усиление колониального гнета, изъятие земель, рост налогов и поборов, эксплуатация трудящихся, политика русификации, проводимая царизмом в отношении казахского и других коренных народов региона, резкое ухудшение положения широких масс, в связи с войной.
Повод поводом к восстанию был царский указ от 25 июня 1916 г. о мобилизации в армию на тыловые работы “инородческого” мужского населения Казахстана, Средней Азии и частично Сибири в возрасте от 19 до 43 лет, реквизированных планировалось использовать для работ по устройству оборонительных сооружений и путей военных сообщении в районе действующей армии. Из Казахстана и Средней Азии должны быть реквизированы 500 тыс. человек, в том числе из степных областей Казахстана — более 100 тыс., из Семиречья — 87 тыс. человек.
Характер Национально-освободительное движение, направленное против военно-колонизаторской и широкомасштабной русификаторской политики царизма и в определенной степени—против феодально-байскои верхушки аула. Вместе с тем выступление было направлено против империалистической войны, приведшей к кризису народного хозяйства и крайней степени обнищания народа. В этом оно смыкалось с революционной борьбой рабочего класса и крестьянства России. Главной целью восстания 1916г. являлось национальное и политическое освобождение, подводящее итог всей предшествующей борьбе казахского народа за свободу и независимость.
Движущие силы
Возглавляли восстание Стихийное движение стало принимать организованный характер: появились его крупные очаги в Тургае и Семиречье во главе с признанными лидерами А. Имановым. А. Джангильдиным, Т. Бокиным, Б. Ашекеевым, У. Саурыковым. Ж. Мам6етовым и др.
Территория Восстание охватило весь Казахстан
Ход восстания Крупнейшими центрами восстания были Семиреченский и Тургайский очаги. В Семипалатинской области вооруженное сопротивление приняло массовый характер уже в июле — августе. Повсеместно организовывались повстанческие отряды, вооруженные пиками, охотничьими ружьями, холодным оружием. 17 июля в Семиречье и Туркестанском крае было объявлено военное положение.
В то время, как в Семиречье повстанческое движение было жестоко подавлено, в Тургайской степи оно набирало силу и нарастало с каждым днем. Тургайское восстание, во главе которого стояли А. Иманов и А. Джангильдин, было самым упорным и длительным. Как свидетельствуют архивные документы, численность повстанческих отрядов в самый пик восстания составляла около 50 000 чел. Из десятков тысяч неорганизованных повстанцев А. Иманов создал стройный дисциплинированный военный организм, разделенный на десятки, пятидесятки, сотни и тысячи. Во главе каждого из подразделений соответственно были поставлены онбасы (десятник), елубасы (пятидесятник), жузбасы (сотник), мынбасы (тысячник). Было сформировано специальное подразделение снайперов (отряд моргенов). А. Иманов был избран сардарбском — главнокомандующим повстанцев, при нем функционировал военный совет — кенес.
22 октября 15 тыс. повстанцев во главе с А. Имановым окружили г. Тургай. Осада города продолжалась несколько дней. Тем временем к городу в трех направлениях двинулся карательный корпус генерал-лейтенанта А. Лавретеньева. Получив сведения о приближении превосходящих сил царских карателей, повстанцы сняли осаду Тургая и выступили навстречу отрядам царских войск. 16 ноября сарбазы общей численностью около 12 тыс. человек во главе с А. Имановым в районе почтовой станции Топкойма атаковали карательный отряд подполковника Катомина. Основная масса повстанцев, чтобы сохранить живую силу, во второй половине ноября отошла на 150 км от Тургая и сосредоточилась в районе Батпаккары. Отсюда совершались партизанские рейды против карателей со второй половины ноября 1916 г. до середины февраля 1917 г. Схватки между повстанцами и карателями происходили на Татыре, Акчиганаке, Дугал-Урпеке, в Куйуке. Напряженными были бои в районе Батпаккары, где находился штаб А. Иманова. Они развернулись во второй половине февраля 1917 г. В этих боях повстанцы А. Иманова встретили Февральскую буржуазно-демократическую революцию.
В других регионах Казахстана восставшим также приходилось вести жестокие бои с превосходящими силами царских карательных отрядов. В Семипалатинской и Акмолинской областях против восставших действовало 12 кавалерийских сотен, 11 усиленных пехотных рот, а против тургайских повстанцев царские власти бросили экспедиционный корпус в составе 17 стрелковых рот, 18 казачьих сотен, 4 кавалерийских эскадронов, 18 орудий, 10 пулеметов и проч. Однако карателям так и не удалось подавить восстание вплоть до самой Февральской революции. Только после свержения царизма восстание в Тургайской области прекратилось.

Итоги восстания
Восстание 1916 г. Потерпело поражение.
Для подавления восстания в Семиречье было направлено 95 рот в 8750 штыков, 24 сотни в 3900 сабель, 16 орудий и 47 пулеметов. В Семиречье были уничтожены десятки казахских и киргизских аулов. жестоким преследованиям подвергались мирные жители. Преследуемые царскими властями 300 тыс. казахов и киргизов, или четвертая часть коренных жителей Семиречья вынуждена была бежать в Китай.
Историческое значение восстания
Восстание 1916 г. занимает особое место в истории многовекового национально-освободительного движения казахского народа. В условиях империализма и первой мировой войны, Амангельды Иманов и другие руководители восстания подняли народ на борьбу за независимость, которую начали в свое время Срым Датов, Исатай Тайманов, Махамбет Утемисов, Кенесары и Наурызбай Касымовы. Впервые после национально-освободительного движения под руководством Кенесары Касымова восстание 1916 г. имело все казахский характер, охватив все регионы обширного края. Восстание имело антиколониальную и антиимпериалистическую направленность, классовый момент (борьба против феодальной верхушки аула) был второстепенным по сравнению с главной задачей восстания национального и политического освобождения народа.
Причины поражения восстания Стихийность, недостаточная организованность, отсутствие связи между регионами. Оно не имело единого руководящего и организованного центра.

Учитель: В истории этого восстания выделяются личности, благодаря которым это движение переросло в национально освободительное восстание. Это А.Жанбосынов, Ж.Мамбетов, Б.Ашекеев, Т.Бокин и, прежде всего Амангельды Иманов - революционер, вышедший из гущи народа, патриот, горячо любивший свой народ, свою Родину.
3 апреля 2013 года – памятная дата. Исполняется 140 лет со дня рождения Амангельды Иманова.
(Сообщение учащегося, посвященное Амангельды Иманову)
Амангельды Удербайулы Иманов - казахский народный батыр, руководитель национально-освободительного восстания 1916 года в Казахстане. Родился 3 апреля 1873 года в 3-ем ауле Кайдауылской волости Тургайского уезда в бедной семье. С 1918 года - член коммунистической партии. Вырос сиротой; батрачил, видел бедственное положение народа. С этого времени он начинает ненавидеть самодержавие, угнетателей народа. В годы, когда он работал мастером на угольных рудниках Байконура вместе с русскими рабочими, у него пробуждается классовое сознание. Под влиянием освободительных идей первой русской революции 1905-1907 годов он участвует в вооруженной борьбе бедноты против баев. Установив тесную связь с группой большевиков, он прославился на всю Тургайскую степь как организатор национально-освободительной борьбы крестьянских масс. В 1896-1908 годы царское правительство неоднократно сажало его в тюрьму, считая неблагонадежным.
Имя Амангельды тесно связано с важным периодом в истории казахского народа, с национально-освободительным восстанием 1916 года. Являясь свидетельством крайнего обострения противоречий империализма, это восстание было направлено против колониальной политики царского правительства и имело целью освобождение народа. Это движение народных масс усилилось после указа царского правительства от 25 июня 1916 года о привлечении казахских джигитов на тыловые работы. Амангельды призывал трудящихся выступить против решения царской власти, направил для этого своих людей в Костанай, Актюбинск, Иргиз, Атбасар, Перовск. Казахская беднота, лишившаяся своих земель, подвергавшаяся невыносимой эксплуатации, вливалась в отряды Амангельды целыми аулами. В октябре 1916 года только в Торгайском и Иргизском уездах было образовано около 20 отрядов. Амангельды установил в отрядах строгую дисциплину, научил повстанцев пользоваться оружием и требовал усвоить правила ведения боевых действий. Повстанцы организовали несколько атак против местных органов царской власти и окружили город Торгай. В этой операции ярко проявились организаторский и военный таланты Амангельды. Его отряд из 50 тысяч сарбазов показывал примеры бесстрашия и решительности. Царское правительство было вынуждено выслать карательные войска, чтобы дать отпор воинам Амангельды. Только после прибытия основных вооруженных сил противника, через 27 дней, Амангельды отвел свое войско. В январе 1917 года он снова предпринял действия по захвату города, но был вынужден отступить, так как силы были неравные. В это время Амангельды стал проникаться передовыми идеями большевистской партии, установив связь с большевиками А. Жангельдиным и другими, организовал борьбу против алашординцев, которых считал проповедниками идей временного правительства, разъяснял народным массам суть пролетарской революции.
С первых же дней Октябрьской революции Амангельды организовал из прежних повстанцев партизанские отряды, принимал активное участие в защите и укреплении Советской власти. Он был назначен военным комиссаром Торгайского уезда. В марте 1918 года, возглавив группу советских работников, он провел выборы аульного и областного Советов в Тургайском уезде. В годы гражданской войны Амангельды вместе с А. Жангельдиным организовывал первые отряды национальной Красной Армии; помогал партизанам, находящимся в тылу войск Колчака. В октябре 1918 года отряд, возглавляемый Амангельды и А. Жангельдиным, освободил город Торгай от белогвардейцев. В связи с наступлением армии Колчака на Восточном фронте алашординцы 20 апреля 1919 года произвели переворот в Торгае и взяли в плен Амангельды. Алашординцы убили Амангельды за несколько часов до вступления в город Красной Армии.
Именем Амангельды названы его родной район, многие колхозы и совхозы республики. В честь батыра установлены памятники в Алматы и других городах. Жамбыл Жабаев, О. Шипин и другие акыны посвятили батыру свои стихотворения, поэмы. Писатель Г. Мусрепов создал художественный образ народного батыра в пьесе "Амангельды". Народные художники А. Кастеев (портрет "Амангельды", картины "Наступление Амангельды", "Торгайский поход") и К. Тельжанов ("Амангельды") создали образ батыра в изобразительном искусстве.



Кастеев А. Сарбазы Амангельды. 1970.
(Выступление учащихся с сообщениями о лидерах движения)

Рефлексия.
Решение тестовых заданий:
Как повела себя либерально-демократическая часть казахской интеллигенции во время движения 1916 г
А) они были полностью на стороне народа, всячески помогали повстанцам
В) они были против восстания, писали воззвания к народу, в которых призывали казахов подчиниться указу царя принимали участие в подавлении восстания
С) они повели тактику разумного компромисса - стояли за компромиссные решения противоречий между властью и народом
Д) они не предпринимали каких-либо действий, заняли выжидательную
позицию
Е) они заняли нейтральную позицию
Какую позицию занимали радикальные представители казахской интеллигенции к царскому указу от 25 июня 1916 года
А) резко выступали против него и призывали народ к вооруженному сопротивлению
В) безоговорочно поддерживали царский указ и стали его главными проводниками
С) занимали нерешительную позицию
Д) призывали не оказывать сопротивления выполнению указа
Е) занимали нейтральную позицию в отношении указа
О чём говорилось в царском указе от 25 июня 1916 года
А) об отмене крепостного права в России
В) О делении территории края на Туркестанское, Оренбургское, Западно - Сибирское генерал-губернаторства
С) о мобилизации в армию на тыловые работы «инородческого» мужского населения Казахстана
Д) о введении покибиточного сбора в размере 1 руб. 50 копеек
Е) нет правильного ответа
Кто руководил восстанием в Тургае в 1916 году
А) Есет-батыр
В) Махамбет Утемисов
С) Токаш Бокин
Д) Амангельды Иманов
Е) Бекболат-батыр
Назовите одну из главных задач национально-освободительного движения 1916 года
А) Стремление слиться с общероссийским революционным движением
В) стремление создать автономию по программе партии Алаш
С) сохранение казахского этноса и восстановление государственного суверенитета
Д) пробуждение к активной политической деятельности народов Казахстана и Средней Азии
Е) восстановление справедливости
Назовите руководителей национально-освободительного движения 1916 г.(исключите лишнее)
А) А. Иманов
В) Ж. Мамбетов
С) М. Утемисов
Д) Т. Бокин
Е) Б. Ашикеев
Кому принадлежит кюй «Набор» посвященный событиям 1916г?
А) Курмангазы
В) Ибраю
С) Мухиту
Д) Дине
Е) Мусе
Заполнить таблицу:
Сравнительная характеристика центров национально-освободительного восстания 1916 года в Казахстане
Центры национально-освободительного восстания Характеристика


Подведение итогов. Учитель анализирует итоги урока.
Домашнее задание: написать письмо современникам от лица участника движения 1916 года.
Категория: История | Добавил: DELUX (2013-03-11) | Автор: Светлана E
Просмотров: 15658 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.7/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 3:14 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru