Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
Тема: Борьба за независимость Урок истории в 5 классе Нугуманова Гульмира Тлегеновна, учитель истории второй категории ГУ «Средняя школа №1» города Кокшетау, Акмолинская область Цель урока: способствовать развитию навыков сравнительного анализа и самостоятельной работы; развитие навыков системного мышления, самостоятельной и групповой работы; Воспитательная цель урока: воспитание сотрудничества, интереса, социальной культуры; любовь к родной земле, родине и земле; формирование нравственных качеств. Развивающая цель урока: развитие навыки системного мышления, выделение главного, установление связей. Тип урока: Комбинированный урок. Методы: беседа, практический, игровой, проблемно-поисковый, наглядный. Оборудование: карта «Казахстан в XIX в», интерактивная доска (материал заготовлен заранее). Новые понятия: Независимость, освободительное движение, зависимость, колониальная политика Исторические личности: Сырым Датов, Исатай Тайманов, Махамбет Утемисов, Кенесары Касымов. Домашнее задание: параграф 34 повторить, параграф 35 самостоятельно изучить. Ход урока: I. Организационный момент. Знакомство с целями и задачами урока. Ходом проведения урока. II. Опрос домашнего задания Игра «Чистая доска». Казахское ханство, Буланты, «ключ и врата», 19 февраля 1731 год, калмыки, Абылай хан, джунгары, борьба, независимость. Ребята, какие слова вам незнакомы борьба и независимость. Как вы понимаете эти слова? Хорошо! Сегодняшняя наша тема урока: Борьба за независимость. III. Изучение нового материала. Класс поделен на 3 группы. Игра «Реставрация» (уч-ся работать с новым текстом). - Представим что к нам попали старинные рукописи и документы. От времени буквы стерлись. Нужно восстановить текст используя информацию параграфа.В скобках «утраченные» слова. Группам дается «рукопись» : Присоединение Казахстана к России было осуществлением целей, давно преследуемых Российской империей(присвоить плодородные земли казахов), богатые запасами полезных ископаемых. Теперь Казахстан перестал быть (самостоятельным) независимым государство. Российское правительство начало отнимать родовые земли,(строить военные укрепления на территории Казахстана). В Казахстан были переселены (русские казаки), которые вели военные операции на присоединенных территориях. Казаки во время военных походов (угоняли скот) у мирного населения, (грабили аулы). Плодородные земли казахов, удобные для распашки, выпаса скота, расположенные у водоемов, отбирались и (передавались казакам.) Казахи, изгнанные со своих земель, оказались (в пустынных безводных районах). Колониальная политика царя включала также (внедрение христианской религии), русификацию казахского народа, постепенное стирание (национальных особенностей казахов). Казахские ханы и султаны стали поддерживать политику царизма. Народ изнемогал под бременем ( непосильных налогов), (ханы, султаны, казачьи войска разоряли и угнетали его). А) I блок. I группа (Биография Сырыма Датова) Самостоятельная работа Учащимся розданы карточки-задания, дается время на выполнение-15минут. Затем учащиеся записывают в тетрадь ответы на I блок (с доски), дописывают в тетрадь те цели, причины, которые характерны для каждого восстания в отдельности. 1. Предпосылки восстания под предводительством Сырыма Датова; годы восстания. 2. Причины восстания; 3. Цели восстания; 4. Характер восстания. II группа (Биография Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова ) 1. Предпосылки восстания под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова; годы восстания. 2. Причины и повод к восстанию; 3. Цели восстания; 4. Характер восстания III группа (Биография Кенесары Касымова ) 1. Предпосылки восстания под предводительством Кенесары Касымова; годы восстания. 2. Причины восстания; 3. Цели восстания; 4. Характер восстания Релаксация Переходим ко II блоку-заданий. I группа 1. Территория восстаний 1783-1797гг., ученики показывают по карте 2. Движущие силы; 3. Этапы восстания. II группа 1. Территория восстаний 1836-1838гг. 2. Движущие силы; 3. Этапы восстания. III группа 1. Территория восстаний 1837-1847гг. 2. Движущие силы; 3. Этапы восстания. Вопросы-задания Восстание Сырыма Датова 1783-1797гг Восстание И.Тайманова и М.Утемисова 1836-1838гг. К.Касымова 1837-47гг. III блок I группа 1. Причины поражения восстания 1783-1797гг 2. Исторические значения восстания. II группа 1. Причины поражения восстания 1836-1838гг. 2. Исторические значения восстания. III группа 1. Причины поражения восстания 1837-1847гг. 2. Исторические значения восстания. Время – 15минут. Обсуждение. Запись на доске. Запись в тетрадь. Б). Тестовые задания по пройденному материалу. 1. Назовите основную причину восстания под предводительством Кенесары Касымова в 1837-1847гг? А) Создание округов по реформе 1822г привело к ухудшению скотоводческого хозяйства и разрыву родовых связей; В) Строительство царским правительством новых крепостей в районе рек Иргиза, Тургая, Иртыша; С) Военные столкновения между казачьими войсками и казахскими родами; Д) Насильственная политика Кокандского и Хивинского ханов; Е) Все выше перечисленное. 2. Территория восстания Кенесары Касымова А) Средний и младший жузы В) Старший и средний жузы С) Весь Казахстан Д) Старший жуз и Средняя Азия Е) Семиречье и Киргизия 3. Назовите, на какой социальный слой опирался хан Кенесары А) Султаны; В) Бии, старшины, батыры; С) Интелегенция; Д) Духовенство; Е) Все перечисленное. 4. Где проходило сражение, в котором восстание было подавлено А) Бишкек; В) Токмак; С) Майтобе; Д) Чолпан-Ата; Е) Шалкар. 5. Сколько было назначено за голову Кенесары? А) 500 руб; В) 1000 руб; С) 2000 руб; Д) 3000 руб; Е) 5000 руб. 6. Исатай Тайманов был старшиной рода. А) Байбакты; В) Берши; С) Адай; Д) Табын; Е) Тама. 7. Назовите основные цели восстания А) Ограничение всевластия хана Жангира; В) Улучшение положения шаруа; С) Изменение земельной колониальной политики царского правительства; Д) Ограничение произвола феодалов; Е) Все перечисленное. 8. Назовите дату сражения у Тастобе? А) 10 октября 1837г; В) 15 ноября 1837г; С) 17 декабря 1837г; Д) 20 сентября 1837г; Е) 12 августа 1837г. 9. Назовите последнее сражение где восстание потерпело поражение? А) Арыкбалык; В) Акбулак; С) Тастобе; Д) Жаманкала; Е) Буланты. 10. С какой численностью повстанцев Исатай окружил ханскую резиденцию к концу октября 1837г. А) 1000 чел; В) 1500 чел; С) 2000 чел; Д) 3000 чел; Е) 5000 чел. III. Закрепление: 1. Что общего в этих восстаниях 2. Каковы различия 3. Значение восстаний IV. Рефлексия 1. Что дал мне данный урок… 2. Какова роль народных масс в истории… 3. Я горжусь… 4. Я хочу, чтобы… 5. Я хочу жить в… | |
Просмотров: 2260 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|