Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Борлукова М.Н., Ломова И.В., Полторакова А.И. ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕТА И РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ ПРЕДМЕТОВ В условиях преобразования всех сторон жизни нашего общества усложняется и возрастает социальная роль учителя. Идет сложная перестройка образовательной школы. В учебный процесс вводятся новые дисциплины, новые области знаний. Изменения в школьных программах идут двумя основными путями: экстенсивным и интенсивным. В первом случае продлеваются сроки обучения, увеличивается объем учебного материала, во втором случае сокращается количество учебного времени. Учитель получает возможность не следовать строгим методическим предписаниям, а практически полностью ориентироваться на творческий подход к организации обучения. В этих условиях усложняются социально-профессиональные функции учителя, актуализируется вопрос о методическом мастерстве, о способности учителя творчески подходить к организации учебного процесса, осуществлять переход от школы памяти к школе мышления и действия. В настоящее время стремительно возрастает объем информации, которая используется для научных исследований и практической жизни. В этих условиях необходим человек, обладающий не только некоторой фиксированной суммой знаний, умений и навыков, но, главное, умеющий ориентироваться в информационном пространстве, способный ставить перед собой цель, достигать ее, не ущемляя прав окружающих его людей, умеющий адекватно себя оценивать и прогнозировать развитие дальнейших событий. Однако уникальность нынешнего этапа заключается в том, что сегодня эти цели не только осмыслены каждым членом общества, но более того, нормативно закреплены Законом РК "Об образовании" (Статья 11). Одной из главных задач образования становится " развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности". В результате наблюдений выявлено, что учащиеся совершенно не соотносят сведения о внешнем мире, полученные на одном уроке (скажем на географии) со сведениями о том же предмете, которые им сообщают на других уроках (допустим на литературе, биологи, информатике). Большинство учеников наших школ в процессе обучения не используют важнейшую интеллектуальную способность человека — способность к сравнению, анализу и классификации получаемой из вне информации. Считаем что, использование интеграции в процессе обучения и идеи развивающего обучения помогут нам в новых подходах к организации учебного процесса. В умелом использовании межпредметных связей скрыты огромные воспитательные возможности. Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а с другой – высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для осуществления профильной дифференциации в обучении. Технологию «Индивидуальный стиль учебной деятельности» можно отнести к одному из средств, когда учитель - предметник реализует потенциал предметного содержания на базе межпредметных связей. Учебная деятельность ученика становится осмысленной, он понимает, как лично ему удобнее действовать, чтобы усвоить содержание. Ученик начинает учиться, то есть вырабатывает свою траекторию развития. Особенно полезны будут эти разработки для учителя непрофильного предмета в профильной школе, в таких условиях, когда ученик воспринимает урок как «второстепенный», не главный. В этом случае у педагога есть два пути для повышения уровня мотивации учащихся к своему предмету: • можно интегрировать содержание собственного предмета с профильным, насыщая уроки заданиями, требующими знаний и навыков профильного предмета; • можно акцентировать развивающие цели непрофильного пред¬мета, поменяв психологическую установку ученика: «на уроках непрофильного предмета литературы (истории и т.д.) я, прежде всего, развиваю свои познавательные возможности, которые смогу реализовать в любой момент своей жизни». В нашем лицее профильными являются предметы естественно-математического цикла, в том числе география и информатика, а поэтому русский язык и литературу прилагаем к профильным предметам в интеграции. Применяемая технология ИСУД на данных уроках покажет новую роль в саморазвитии и самопознании ученика. Методология преподавания школьных предметов претерпевает кардинальные изменения. В классической триаде целей учителя на первое место выходят развивающие и социализирующие цели. А само предметное содержание, уступив целевую функцию способам действий, получает новую роль запуска и поддержания процессов саморазвития и самопознания ученика. Готовы ли учителя отнестись к содержанию своего предмета как к средству? Ведь – это новая и непростая компетенция учителя. Чтобы использовать со-держание курса как средство развития и социализации учащихся, учитель должен виртуозно этим содержанием владеть. При описании и анализе проблем учебного успеха ученика нами были выявлены и сопоставлены смысловые поля двух понятий – «внутренние ресурсы учебного успеха ученика», чаще используемые в педагогической литературе, и «стиль учебной деятельности», чаще встречающийся в психологических исследованиях. Мы определяем, что понятия «ресурсы учебного успеха ученика» и «внутренние образовательные ресурсы ученика» соотносятся как родовое и видовое. Понятие «ресурсы учебного успеха ученика» интегрирует и внутренние ресурсы, сущностно принадлежащие ученику как субъекту обучения, и внешние ресурсы, составляющие условия обучения. Понятие «индивидуальный стиль учебной деятельности» в данном исследовании используется нами как характеристика проявления внутренних образовательных ресурсов в реальном образовательном процессе. Это не противоречит сущности этого понятия в психологических исследованиях, но позволяет осмыслить его в педагогическом аспекте для целенаправленной работы учителя по развитию внутренних образовательных ресурсов ученика. Необходимо и достаточно отражая внутренние ресурсы учебного успеха ученика, это понятие обладает интегрированным содержанием, на основе которого могут быть выстроена непосредственная деятельность учителя по проектированию условий для развития каждого ученика средствами учебного предмета. Технология «ИСУД», согласно классификации А.А. Гузеева, может быть отнесена к интегральным технологиям стохастической (вероятностной) модели. Если эмпирические образовательные технологии обосновывались на обобщении опыта успешных учителей на больших массивах учеников за длительное время: «я делаю так», а жестко детерминированные технологии диктовали алгоритмы деятельности учителя и учеников: «делай всегда так…», то проектирование вероятностных алгоритмов управления деятельностью учеников позволило перейти к настоящему управлению по принципу «субъект-субъектного» взаимодействия: «если у тебя такие ученики, такие цели и такие ресурсы, то оптимально сделать так…». Сама матрица индивидуального стиля учебной деятельности (матрица ИСУД), отражающая совокупность внутренних ресурсов учебного успеха ученика, спроектированная как открытая система, которая может использоваться как в сокращенном виде, так и расширяться по необходимости в учебных учреждениях разного типа. За последние годы педагогическая технология ИСУД транслирована в педагогический социум в статьях и методических пособиях серии «100 приемов для учебного успеха ученика» Н.Л. Галеевой, где каждый из видов, форм и приемов учебной деятельности ученика охарактеризован по дидактическому, развивающему потенциалу. На наш взгляд, ИСУД (индивидуальный стиль учебной деятельности) – это дидактический ресурс личностно-ориентированного образовательного процесса. Очень часто наши уроки стандартны. Учителю проще быть транслятором знаний. Однако в процессе новых реформ, внедрения инноваций, при смене концепций от учителя требуют быть не транслятором знаний, а управленцем, владеющим высоким уровнем методологической и управленческой культуры, способного к глубокому и грамотному педагогическому анализу. Технология успеха ученика может пониматься не только как увеличение учебной информации, но, прежде всего, как постоянный рост его учебных возможностей. В своем проекте постараемся систематизировать учебные приемы и задания по основным критериям учебного успеха ученика. В условиях существующей конкуренции на рынке образовательных услуг каждый потенциальный ученик – это не только будущее школы, но и ее престиж, своеобразная аттестация школы на востребованность. На основании изученного теоретического материала, а также из собственного опыта, была разработана схема определения понятия «структуры учебного успеха ученика» и определены основные параметры индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД). ИСУД ученика – индивидуальный стиль учебной деятельности учащегося, отражающий структуру учебного успеха ученика и состоящий из десяти параметров. Учителю необходимо знать психофизиологическую характеристику своего ученика. В данном случае речь идет о мотивационной и волевой составляющей в структуре учебного успеха. Таким образом, в мозгу человека есть центры, нарушения которых приводят к снижению волевой активности (апатия). В педагогической практике это озвучивается так - «он ничего не хочет». Но в мозгу нет специальных центров, отвечающих за «волю к изучению географии, русского языка, информатики». И если ученик работает хорошо на хотя бы на одном из предметов, то нельзя давать оценку его низкой воли. Это будет низкий уровень его мотивации к одному из предметов. На интегрированных уроках мы ставим перед собой цель «научить каждого». На таких уроках учитель – партнер, готовый в любую минуту для каждого создать ситуацию успеха, так как материал подобран так, чтобы учитель и ученик творили, экспериментировали в различных учебных ситуациях. На таких уроках нет нужды работать в рамках «рецептурной педагогики», так как ученику предлагаются различные формы учебно-воспитательной деятельности. На первом этапе учителя-предметники, участвующие в эксперименте, осваивают диагностические процедуры для определения параметров учебного успеха ученика. Для определения всех параметров ИСУД ученика используются процедуры с приёмами диагностики, рекомендованные Галеевой Н.Л. Диагностика уровня развития параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика (ИСУД ученика) проводится учителями-предметниками по годовой циклограмме деятельности учителя. При использовании технологии ИСУД появляется возможность реализовать мониторинг результативности учебного процесса не только по оценкам, но и по другим параметрам учебного успеха ученика. Можно реально «увидеть», как растут все параметры успеха – и уровень мотивации, и память, и внимание, и все общеучебные навыки. На основе проведенных диагностик разрабатывается матрица индивидуального стиля учебной деятельности ученика (ИСУД ученика). Разработанная матрица индивидуального стиля учебной деятельности отражает совокупность внутренних ресурсов учебного успеха ученика, может быть использована как в сокращенном виде по предложенной схеме, так и расширена по мере необходимости. Внедрение педагогической технологии ИСУД в учебный процесс средней школы обеспечивает гуманизацию и демократизацию образования, позволяет раскрыть творческий потенциал каждого учащегося через интеграцию предметов. Правильное сочетание всех приемов и методов технологии ИСУД дают показатель роста качества знаний по предметам, формирует высокие уровни умения, активности, мотива учения и эффективности управления учебным процессом. Основываясь на вышеизложенном материале, можно с уверенностью сказать, что те задачи, которые ставит перед нами жизнь в области образования, будут решены с помощью различных педагогических инноваций, одной из которых является технология индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД). Источник: http://dfiles.ru/files/7j2tzgf1e | |
Просмотров: 2893 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|