Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Учитель биологии высшей категории КГУ «Неполная средняя школа № 31» Помазанова Надежда Николаевна Обобщение опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в обучении» Выступление на педагогическом совете В уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Признаки здорового человека: Физическое Психическое Нравственное Сила, выносливость. Уравновешенность Гумманость Гармоническое телосложение Коммуникабельность Выбор добра (в противовес злу) Отсутствие заболеваний Отсутствие страха Умение отвечать за поступки Если болезнь - медицинская категория, то здоровье – категория педагогическая. Именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. В арсенале каждого учителя должны быть такие средства и методики, которые позволяют параллельно с главной задачей – качественным обучением – решать проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся, сберечь нервную систему ребенка, снять стрессы и напряжение, пагубно влияющих на здоровье учащихся. Как сделать так, чтобы дети спешили в школу, хотели учиться, и при этом им было бы комфортно и интересно? Поставив перед собой эти вопросы, для себя определила основные направления в этой работе: каждый из нас, входя каждый день в класс сталкивается с противоречиями, обусловленными задачами, которые стоят перед школой, с одной стороны и трудностями, связанными с ростом и развитием детей с другой стороны. Перечислю лишь некоторые из них: Задачи: обеспечить: Трудности: - интеллектуальное развитие - состояние здоровья - творческое развитие - особенности развития нервной системы - нравственное развитие - уровень готовности к школьному обучению - умение самостоятельно приобретать необходимые знания - отсутствие учебной мотивации - умение самостоятельно критически мыслить - настороженное отношение родителей к школьному обучению - грамотно работать с информацией - отсутствие времени у родителей на занятия с ребенком - умение быть коммуникабельным, контактным в различных соц.группах - самостоятельная работа над развитием - получение определенного объёма ЗУН. - большое кол-во учащихся в классе В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. В процессе воспитания ребёнка в школе здоровье либо формируется и развивается, либо утрачивается. Особенно велика в процессе здоровьесбережения роль учителя-предметника. Для учителя очень важно правильно организовать урок. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Хочу поделиться своими наработками уроков с использованием здоровьесберегающих технологий. На своих уроках я применяю различные формы организации учебно–познавательной деятельности: фронтальные, парные, групповые, индивидуальные. Самый сложный способ работы – групповой. Но это и самый лучший способ развития речи, способностей детей; он учит детей общению, формирует у них активную позицию, самостоятельность в принятии решений. Такая форма работы является наиболее удачной для уроков закрепления знаний. Хочется отметить благотворное влияние групповой формы работы на детей сильные стали добрее; внимательнее к товарищам, готовы приходить на помощь, объяснить непонятное. Слабые дети перестали бояться ошибаться, у них появилось желание ответить на вопрос, самим что-либо спросить, помочь товарищу. В старших классах более эффективными являются такие интерактивные методы обучения, как мозговой штурм и групповая дискуссия. Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий создают комфортную обстановку и способствуют преодолению стрессовых ситуаций, связанных с классно – урочной системой. Среди здоровьесберегающих технологий хочется особо выделить технологии личностно ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии. Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирования учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах работы; создания обстановки для естественного самовыражения ученика. Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты: 1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока. 2. Использование проблемных творческих заданий. 3. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий. 4. Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую). 5. Рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены. Большую роль в решении вопросов здоровьесбережения играют технические средства обучения. В современных условиях особое место среди них отводится интерактивным доскам и возможностям интернет. В целом, психолого-педагогическая модель обучения на уроке с ПК поддержкой реализует ориентированный подход, а основное внимание уделяется интерактивной деятельности учащихся. В современном понимании наглядность должна быть интеллектуальна, то есть через чувственно-образную форму усиливать, подчёркивать теоретическую сущность изучаемого. Новое теоретическое содержание учащиеся выявляют в ходе организованного учителем активного восприятия материала. Экранная форма компьютерной информации даёт возможность учителю и классу совместного наблюдения и размышления над фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций, сопереживания драматическим моментам истории науки, позволяет по ходу усвоения обсудить актуальность и значимость изучаемого материала. Разнообразный иллюстрированный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают, процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребёнку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Интерактивные элементы обучающих программ позволяющих перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом к нужному фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами. В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников презентации, сопровождающей изучение какой – либо темы курса. В последнее время компьютерные презентации стали популярны среди педагогов, активно использующих современные технологии в процессе обучения. В этом случае перед учителем открывается широкое поле деятельности с огромными возможностями. Здесь, в отличие от обучающей программы, преподаватель сам волен выбирать форму и последовательность представления материала, расширить содержание и иллюстрировать его как готовыми, так и самостоятельно выполненными рисунками, фотографиями, анимациями и видео фрагментами. Однако здесь важно соблюдать принцип разумного использования ПК, поскольку нерациональное применение ТСО в ходе урока может привести к обратным результатам – повышенному утомлению и психоэмоциональному напряжению. Кроме того, не правильно установленный уровень звука и освещения могут негативно воздействовать на слух и зрение учащихся. При подготовке презентаций необходимо руководствоваться принципами оптимизации подачи материала: не злоупотреблять ненужной анимацией объектов, подбирать нейтральный фон, не раздражающий глаза, избегать «режущих» глаз цветов и их сочетаний. ПК на уроке позволяет учителю – предметнику реализовать в обучении современные технологии. При этом ПК следует рассматривать как современное ТСО, помогающее учителю решать насущные задачи активизации познавательной деятельности и развития нестандартного, творческого мышления учащихся в сочетании с мероприятиями, направленными на охрану физического и психического здоровья школьников. Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа здорового образа жизни. Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить меж предметные связи, но и показать ученику, как связан изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботится о своем здоровье. На уроках биологии практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребёнка в окружающей среде. Применение здоровьесберегающих технологий дает возможность создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания, снизить риск школьных стрессов. Эти технологии позволяют параллельно решать задачи охраны здоровья школьников, как в психологическом, так и в физическом аспекте, обеспечивают наиболее комфортные условия каждому ученику, с учётом индивидуальных особенностей, а следовательно минимизируют негативные факторы, которые могли бы нанести вред здоровью. Больше улыбайтесь на уроках – так вы сохраните здоровье и себе и вашим ученикам. Работа с детьми – это радость, счастье, открытие нового. Очень важно заложить ростки будущих побед, успехов, открытий. Это может лишь учитель духовно, эмоционально и физически здоровый.. | |
Просмотров: 4115 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|