Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

«Использование здоровьесберегающих технологий в обучении»
Учитель биологии высшей категории
КГУ «Неполная средняя школа № 31»
Помазанова Надежда Николаевна

Обобщение опыта работы
«Использование здоровьесберегающих технологий
в обучении»
Выступление на педагогическом совете
В уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
Признаки здорового человека:
Физическое Психическое Нравственное
Сила, выносливость. Уравновешенность Гумманость
Гармоническое телосложение Коммуникабельность Выбор добра (в противовес злу)
Отсутствие заболеваний Отсутствие страха Умение отвечать за поступки

Если болезнь - медицинская категория, то здоровье – категория педагогическая.
Именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач.
В арсенале каждого учителя должны быть такие средства и методики, которые позволяют параллельно с главной задачей – качественным обучением – решать проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся, сберечь нервную систему ребенка, снять стрессы и напряжение, пагубно влияющих на здоровье учащихся.
Как сделать так, чтобы дети спешили в школу, хотели учиться, и при этом им было бы комфортно и интересно?
Поставив перед собой эти вопросы, для себя определила основные направления в этой работе: каждый из нас, входя каждый день в класс сталкивается с противоречиями, обусловленными задачами, которые стоят перед школой, с одной стороны и трудностями, связанными с ростом и развитием детей с другой стороны. Перечислю лишь некоторые из них:
Задачи:
обеспечить: Трудности:
- интеллектуальное развитие - состояние здоровья
- творческое развитие - особенности развития нервной системы
- нравственное развитие - уровень готовности к школьному обучению
- умение самостоятельно приобретать необходимые знания - отсутствие учебной мотивации
- умение самостоятельно критически мыслить - настороженное отношение родителей к школьному обучению
- грамотно работать с информацией - отсутствие времени у родителей на занятия с ребенком
- умение быть коммуникабельным, контактным в различных соц.группах
- самостоятельная работа над развитием
- получение определенного объёма ЗУН. - большое кол-во учащихся в классе

В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В процессе воспитания ребёнка в школе здоровье либо формируется и развивается, либо утрачивается. Особенно велика в процессе здоровьесбережения роль учителя-предметника.
Для учителя очень важно правильно организовать урок. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления.
Хочу поделиться своими наработками уроков с использованием здоровьесберегающих технологий.
На своих уроках я применяю различные формы организации учебно–познавательной деятельности: фронтальные, парные, групповые, индивидуальные. Самый сложный способ работы – групповой. Но это и самый лучший способ развития речи, способностей детей; он учит детей общению, формирует у них активную позицию, самостоятельность в принятии решений. Такая форма работы является наиболее удачной для уроков закрепления знаний. Хочется отметить благотворное влияние групповой формы работы на детей сильные стали добрее; внимательнее к товарищам, готовы приходить на помощь, объяснить непонятное. Слабые дети перестали бояться ошибаться, у них появилось желание ответить на вопрос, самим что-либо спросить, помочь товарищу. В старших классах более эффективными являются такие интерактивные методы обучения, как мозговой штурм и групповая дискуссия. Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий создают комфортную обстановку и способствуют преодолению стрессовых ситуаций, связанных с классно – урочной системой.
Среди здоровьесберегающих технологий хочется особо выделить технологии личностно ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирования учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах работы; создания обстановки для естественного самовыражения ученика.
Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:
1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
2. Использование проблемных творческих заданий.
3. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий.
4. Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
5. Рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
Большую роль в решении вопросов здоровьесбережения играют технические средства обучения. В современных условиях особое место среди них отводится интерактивным доскам и возможностям интернет.
В целом, психолого-педагогическая модель обучения на уроке с ПК поддержкой реализует ориентированный подход, а основное внимание уделяется интерактивной деятельности учащихся. В современном понимании наглядность должна быть интеллектуальна, то есть через чувственно-образную форму усиливать, подчёркивать теоретическую сущность изучаемого. Новое теоретическое содержание учащиеся выявляют в ходе организованного учителем активного восприятия материала. Экранная форма компьютерной информации даёт возможность учителю и классу совместного наблюдения и размышления над фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций, сопереживания драматическим моментам истории науки, позволяет по ходу усвоения обсудить актуальность и значимость изучаемого материала. Разнообразный иллюстрированный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают, процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребёнку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Интерактивные элементы обучающих программ позволяющих перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом к нужному фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.
В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников презентации, сопровождающей изучение какой – либо темы курса. В последнее время компьютерные презентации стали популярны среди педагогов, активно использующих современные технологии в процессе обучения. В этом случае перед учителем открывается широкое поле деятельности с огромными возможностями. Здесь, в отличие от обучающей программы, преподаватель сам волен выбирать форму и последовательность представления материала, расширить содержание и иллюстрировать его как готовыми, так и самостоятельно выполненными рисунками, фотографиями, анимациями и видео фрагментами. Однако здесь важно соблюдать принцип разумного использования ПК, поскольку нерациональное применение ТСО в ходе урока может привести к обратным результатам – повышенному утомлению и психоэмоциональному напряжению. Кроме того, не правильно установленный уровень звука и освещения могут негативно воздействовать на слух и зрение учащихся. При подготовке презентаций необходимо руководствоваться принципами оптимизации подачи материала: не злоупотреблять ненужной анимацией объектов, подбирать нейтральный фон, не раздражающий глаза, избегать «режущих» глаз цветов и их сочетаний. ПК на уроке позволяет учителю – предметнику реализовать в обучении современные технологии. При этом ПК следует рассматривать как современное ТСО, помогающее учителю решать насущные задачи активизации познавательной деятельности и развития нестандартного, творческого мышления учащихся в сочетании с мероприятиями, направленными на охрану физического и психического здоровья школьников.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа здорового образа жизни. Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить меж предметные связи, но и показать ученику, как связан изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботится о своем здоровье. На уроках биологии практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребёнка в окружающей среде.
Применение здоровьесберегающих технологий дает возможность создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания, снизить риск школьных стрессов. Эти технологии позволяют параллельно решать задачи охраны здоровья школьников, как в психологическом, так и в физическом аспекте, обеспечивают наиболее комфортные условия каждому ученику, с учётом индивидуальных особенностей, а следовательно минимизируют негативные факторы, которые могли бы нанести вред здоровью.
Больше улыбайтесь на уроках – так вы сохраните здоровье и себе и вашим ученикам. Работа с детьми – это радость, счастье, открытие нового. Очень важно заложить ростки будущих побед, успехов, открытий. Это может лишь учитель духовно, эмоционально и физически здоровый..
Категория: Опыт | Добавил: @Lika (2013-03-21) | Автор: Помазанова Надежа Николаевна E
Просмотров: 4103 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 9:20 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru