Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Учитель биологии высшей категории КГУ «Неполная средняя школа № 31» Помазанова Надежда Николаевна В рамках обобщения опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в обучении» Методическая разработка родительского собрания «Компьютер и ученик» • Недавно я сел за компьютер. На 5 лет... • Если вы постоянно разговариваете со своим компьютером, значит компьютеризация достигла своего! • Компьютер позволяет решать все те проблемы, которые до изобретения компьютера не существовали. Высказывания блоггеров Задачи собрания: 1. Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребёнка с компьютером. 2. Показать влияние компьютера на физическое и психическое состояние здоровья ученика. 3. Помочь организовать досуг детей во внеурочное время, посоветовав различные виды кружков и секций. Форма проведения собрания: обмен мнением. Вопросы для обсуждения: 1. Статистика и цифры о роли компьютера в жизни ребёнка. 2. Влияние компьютерных игр, интернет сайтов на формирование характера и познавательной сферы учащихся. Вопросы для дискуссии: 1. Семья получает квартиру и наполняет её предметами обихода. Считаете ли вы, что компьютер должен быть в числе главных предметов обихода? 2. Какие компьютерные игры, программ, сайтов, на ваш взгляд, формирует личность ребёнка? 3. Как, на ваш взгляд, необходимо организовать общение ребёнка с компьютером? Назовите возможные варианты. Подготовительная работа к собранию 1. Подготовка анкет для родителей. 2. Анкетирование детей и родителей по теме собрания. 3. Краткий обзор наиболее посещаемых подростками интернет сайтов, социальных сетей. Анкетирование учеников Опрос детей проводится приблизительно по следующим вопросам: 1. Сколько часов в неделю ты проводишь у компьютера? 2. Ты играешь один или предпочитаешь сетевые игры? 3. Ты любишь играть во все игры или у тебя есть предпочтения? 4. Назови игры, в которые ты играешь чаще всего? 5. Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты заказал доброму волшебнику, чтобы твоя жизнь была интересной и не скучной? 6. Если бы твоим родителям предложили совершить прогулку, посидеть в интернете, сыграть в игру на компьютере, или просто посидеть и поговорить, что бы они предпочли? Составление списка наиболее популярных игр и часто посещаемых сайтов Учащиеся составляют список игр и сайтов, указывая среднюю продолжительность игры или занятости на сайте. Психолог проводит хронометраж и анализирует время, которое дети тратят на компьютер. Ход собрания Уважаемые родители! Зачастую ваши дети предоставлены сами себе. Многие родители приняли установку «ребёнок уже большой» как данность, но при этом не научили ребёнка «быть большим», не подготовили его к этому. В чём же проявляется отсутствие у ребёнка умение быть один на один с собой? В первую очередь в том, что ребёнок зачастую абсолютно бесконтрольно проводит своё время: не вовремя возвращается из школы, бесцельно бродя по улице; придя домой, занимается чем угодно, абсолютно не контролируя себя. Но самое главное – он не умеет общаться с самим собой, ему нужен ещё кто – то, и этот «кто-то» - конечно же, компьютер. Как только ребёнок переступает порог дома, компьютер становится его полноправным хозяином, вплоть до прихода родителей с работы. Как помочь ребёнку и семье бороться с компьютерной зависимостью? А ведь зависимость эта совсем не безобидна. Анализ общей статистики по проблеме собрания • Две трети наших детей в возрасте от 9 до 16 лет имеют компьютер; • Время ежедневного нахождения перед компьютером ребёнка составляет более 4 часов; • 80 % детей играют в игры в одиночку, остальные предпочитают сетевые игры, где необходимо общение с другими игроками; • 75% опрошенных предпочитают определённые виды игр: стратегии, гонки. 20 % играют в короткие флеш- игры, и только 5 % заняты развивающими и обучающими играми и программами; • Наиболее популярные Point blenck, Diablo, World of Warcraf – военные действия, Need For Speed Shift – гонки, Alien Storm – стрелялки; • Компьютер, ноутбук 100 % детей называют самым главным предметом обихода; • 48 % ребят при определении рейтинга времяпровождения на первое место поставили компьютер, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе, общение с семьёй. Анализ результатов статистики школьной психологической службы У каждого родителя на парте лежит список игр и сайтов. Родители отмечают те игры и сайты, с содержанием которых они хорошо знакомы. Прослушав статистику и услышав результаты ответов детей, возникают вопросы: что же делать в сложившейся ситуации, как нужно поступить взрослым, чтобы компьютеромания не ухудшала здоровье детей? Возможно стоит запретить пользование компьютером? Идёт обсуждение вопроса и обмен мнениями. Во время обсуждения особое внимание заостряется на том, что родители малознакомы с содержанием игр. Для пояснения необходимо привлечь детей. А что даёт ребёнку компьютер? Есть ли в этом нечто положительное? Демонстрируется видеозапись мнений учащихся. 1. Возможность расслабиться, забыть ежедневные проблемы, уйти от проблем. 2. Возможность найти ответы на вопросы, которые не можешь получить у взрослых из-за их занятости. 3. В «компьютерной жизни» чёткое разделение на плохое и хорошее. 4. Развитие познания, повышение уровня информационных знаний. 5. Знакомство с различными ситуациями. 6. Развитие воображения, фантазии, эмоциональной сферы. Мнение родителей по ответам детей. В родительский дневник Полезная информация Влияние компьютера на развитие детей За последнее время одним из существенных изобретений человека стал компьютер. Компьютеру приписывают много возможностей и достоинств. Одним из плюсов считается обучение и расширение кругозора подрастающего поколения. В то же время не стоит забывать, что влияние компьютера на развитие ребенка может быть опасным, прежде всего для психического и физического здоровья. Многие из современных детей отстают от своих сверстников в речевом развитии, что заставляет нервничать и переживать их родителей. Специальная группа Шотландии установила, что во всем виноват компьютер. Многие из детей знают компьютер практически с младенчества. Родители при этом особо не ограничивают своего ребенка в пользовании компьютером. Они даже не понимают насколько это вредно и опасно для детского здоровья. Дети, родители которых долго позволяют сидеть своему ребенку у компьютера, не имеют возможности логично и быстро мыслить и не умеют общаться адекватно с окружающими. Но больше всего длительное нахождение за компьютером вредит детской психике. Рассмотрим самые распространенные негативные последствия такого влияния компьютера на ребенка. Утомляемость Когда ребенок несколько часов подряд сидит за компьютером, он очень быстро переутомляется. Причиной тому является нервно-эмоциональное напряжение, требующее от ребенка постоянной концентрации внимании и быстрого реагирования на то или иное действие. Американские ученые пришли к выводу, что уже на 14-й минуте работы за компьютером ребенок становится беспокойным и рассеянным, а спустя 20 минут влияние компьютера на ребенка проявляется в подавлении деятельности центральной нервной системы. Компьютерная зависимость Детские психиатры уже давно бьет тревогу, ведь компьютерные игры приводят к постоянному возбуждению участков мозга, отвечающих за удовольствие. В итоге ребенку хочется получать удовлетворение как можно дольше, а это уже настоящая зависимость, сравнить которую можно даже с наркотиками. Негативное влияние компьютера на ребенка очень подробно описано в книге Т.Л.Шишовой «Ребенок и компьютер». Там же рассказывается об очень интересном эксперименте, в ходе которого в мозг крыс вживляли электрод, который отвечал за получение удовольствия. Частое нажимание кнопки, приводящее к подаче электрических разрядов в мозг, привело к быстрому истощению крыс, так как они забыли о том, что нужно еще есть и пить. В итоге крысы просто умирали. А вот японские исследование показали, что влияние компьютера на ребенка такое огромное и сильное, что может привести к остановке развития головного мозга. Дети, играющие в компьютерные игры, более агрессивны и неспособны контролировать свои эмоции. Нарушение детского кругозора Наша жизнь постоянно подбрасывает различные ситуации, выход из которых может быть самым разным. Мы думаем и подбираем то, что посчитаем нужным. В играх все наоборот. Их сюжет чаще всего линейный, подразумевающий использование только одного, в крайнем случае, двух-трех способов. В итоге детский кругозор существенно сужается, фантазировать и воображать что-либо вообще нет смысла. Такое влияние компьютера на ребенка приводит к серьезному нарушению психики. Ребенок, постоянно щелкая кнопки мыши, не может пережить те эмоции, которые можно испытать при игре с машинками, конструктором, кубиками и т.д. Очень сильно страдает мелкая моторика рук, ведь щелканье мыши и кнопок клавиатуры не может этому поспособствовать. Воплощение игры в реальность Компьютерные игры наносят большой вред детскому восприятию. Дело в том, что дети очень любят переносит в жизнь то, что видят по телевизору или в компьютере. Если во время игры любимый герой трагически погибает, пытаясь спасти людей или, как верхолаз, прыгает по деревьям и этажам домов, то все эти действия ребенок вполне сможет воспроизвести в реальности. Влияние компьютера на ребенка негативно сказывается на сопоставлении реальных и виртуальных событий. Детская агрессия и жестокость Сюжет большей части компьютерных игр основан на том, чтобы суметь выжить, уничтожить своих соперников и т.д. Достижение этих целей происходит чаще всего через стрельбу. Вот к чему может привести такое влияние компьютера на ребенка? К тому, что достичь всего в этой жизни можно только через жестокость, агрессию и применение оружия. А ведь дети способны это воспринять всерьез. Неоднократно были случаи, когда дети стреляли в своих одноклассников и проходящих по улице людей. По статистке, больше всего стреляющих детей в США. Там же зафиксирован ужасный случай, когда 4-летний ребенок, достав из шкафа отцовский пистолет, выстрелил в свою няню, которую потом увезли на скорой. С трудом верится в то, что он смог сделать это осознанно. Скорее всего, такой сюжет он видел либо по телевизору, либо в компьютере. Родительская невнимательность В большинстве случаев родители, покупая ту или иную игру своему ребенку, не задумываются о ее содержании. В итоге они выбирают просто яркую обложку или руководствуются своими взрослыми желаниями, т.е тем, во что хотели бы поиграть сами. Хотя было бы полезным проверить то, во что потом будет играть ребенок. Детская психика очень восприимчива и не может критично оценивать увиденное. Иными словами, то, что видит ребенок, будет преследовать всю его жизнь. Детский эгоизм Очень часто родители, дабы хоть чем-то занять ребенка, просто усаживают его за телевизор или компьютер, и даже не догадывается, что это приводит к развитию детского одиночества. Кроме того, компьютерные игры могут развивать у детей эгоизм и изолированность, ведь большая часть их сюжетов основано на принципах «выживает сильнейший» либо «каждый выживает сам за себя». Неправильное восприятие мира Негативное влияние компьютера на ребенка проявляется в неправильном восприятии картины мира. Длительное время нахождения за компьютером приводит к тому, что ребенок начинает смотреть на все реальное как на нечто агрессивное и жестокое, а некоторые дети вообще перестают эту реальность замечать. В свое время было проведено исследование под названием «Рисунок всего мира». Были собраны две группы детей: одни не зависели от компьютера, а другие днями просиживали возле монитора. В итоге первая группа нарисовала яркий и красочный мир, с изображением деревьев, людей, солнца. А вот в рисунках второй группы четко прослеживались признаки повышенного беспокойства, жестокости и страха. Некоторые дети даже изображали оружие и мертвецов. Нежелание общаться с реальными людьми Последствия негативного влияния компьютера на ребенка проявляется и в общении с другими людьми. Если раньше ребенок, который имел определенные трудности в общении с другими людьми, мог как-то изменить себя и предпринять какие-либо шаги для сближения, то сегодня ситуация совсем другая. Чтобы забыть обо всех своих проблемах, можно просто с головой уйти в компьютер, найти себе друзей в интернете и спокойно с ними общаться на условиях анонимности. Нет необходимости подстраиваться под окружающих людей, можно вести себя так, как хочется. Дети понимают, что их не узнают и не осудят строгим взором за нехорошее поведение. Трата времени Влияние компьютера на ребенка лишает его настоящего детства. Интернет и компьютерные игры отнимают большую часть детского времени, того, которое они могли бы потратить на нечто более полезное и необходимое. На заметку родителям «Компьютеромания» - как избежать зависимости? Чтобы ваши дети были физически и психически здоровыми, стоит взять под строгий контроль использование компьютера. Негативного влияния компьютера на ребенка можно избежать, если помнить следующее: Ограничьте время нахождения ребенка за компьютером. Следите за тем, во что играет ребенок, какие фильмы он смотрит и где лазит по интернету. Установите на компьютере полезные программы, которые будут учить ребенка хорошему и нужному. Проводите с ребенком гимнастику глаз, следите, чтобы на мониторе компьютера не было бликов. Чаще играйте с ребенком в обычные игры, развивающие сенсорику и внимательность. Помогите ребенку найти общий язык со сверстниками, научите его манерам общения, старайтесь чаще с ним разговаривать. Не оставляйте ребенка за компьютером без присмотра (в первую очередь учащихся начальной школы). Объясняйте ему, во что можно играть и что можно смотреть. Статистика посещения учащимися различных кружков и секций Всего посещают кружки и секции 58 % учащихся, из них: - спортивное направление – 44 %; - туристско – краеведческие – 14 %; - художественно – эстетические – 36 %; - интеллектуальные – 6 %. Домашнее задание родителям 1. Обратить внимание, сколько времени ребёнок проводит за компьютером. 2. Поучаствовать в игре, просмотреть вместе сайты, попросить научить пользоваться наиболее любимыми программами. 3. Расширить круг совместных увлечений. В заключении учитель знакомит присутствующих родителей с списком предлагаемых в школе кружков и секций, адресами ближайших дворовых клубов, расписанием работы ОКЦ и ДСЮШ. | |
Просмотров: 3283 | Комментарии: 8 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|