Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

«Интерактивное общение на уроках «Самопознания»
Учитель начальных классов
Щеголева Алла Леонидовна
КГУ "Неполная средняя школа № 31"
Обобщение опыта работы «Интерактивное общение на уроках «Самопознания»

Социальный заказ казахстанского общества образованию определили программные установки Президента страны Нурсултана Назарбаева, заложившие образ будущего страны как «общества максимальных возможностей, где уважается личность и свобода человека», «ценятся честь, достоинство и репутация каждого, где присутствуют высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности». Именно эти поставленные задачи помогает решать на уроках «Самопознание» использование интерактивных методик.
Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача - продумывать специальную ра¬боту по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения об¬стоятельств. Условием поддержания внимания является разнооб¬разие сообщаемого материала, последовательность его рас¬крытия и изложения. Очень важно для организации внимания умение учителя предложить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято ребенком, - воз¬будить интерес, внести известную эмоциональную насы¬щенность.
В среднем ребенок способен удерживать внимание в пределах 15-20 минут, поэтому учитель должен использовать разнообразные виды деятельности, чтобы не переутомлять учащихся, не затягивая больше положенного времени переключаться из одной деятельности к другой. Насыщенная деятельность также может переутомлять детей, что способствует низкой их активности, поэтому деятельность на уроке самопознания также должна быть тщательно продумана учителем и дозирована интерактивными методами и наглядным материалом. Уроки самопознания имеют свою специфику и отличаются от других уроков тем, что требуют формирования положительных, позитивных качеств, специальных знаний, умений, навыков для самостоятельного решения проблем. Общение на занятиях по предмету «Самопознание» также специфично и отличается от общения на других занятиях. Учитель самопознания должен организовать вхождение учащихся в сложный процесс усвоения социального и культурно-исторического опыта, который называют социализацией. Учитель должен умело применять интерактивный компонент обучения — общую стратегию взаимодействия.
В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. Педагог должен создавать ситуации, в которых обучающийся активен, в которых он спрашивает, действует. В подобных ситуациях "он совместно с другими приобретает способности, позволяющие преобразовывать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие".
С другой стороны, учащийся в процессе взаимодействия на занятии с другими учащимися, педагогом овладевает системой испытанных (апробированных) способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру вообще, усваивает различные механизмы поиска знаний. Поэтому знания, полученные учащимся, являются одновременно и инструментом для самостоятельного их добывания.
Таким образом, цель активного обучения – это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования.
Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. Интерактивный ("Inter" – это взаимный, "act" – действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.
Интерактивное обучение – способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором "все обучают каждого и каждый обучает всех" (по В.С. Дьяченко)

В процессе уроков мы нашли такую форму, как использование на всех типах уроков интерактивного общения через упражнения, разминки, приветствия, игры, тренинги и т.д. Главное достоинство этих форм в создании доброжелательной атмосферы и ситуации успеха для учащихся.
Инструментарий предмету «Самопознание».
«Круг Радости» (ритуал приветствия) – обязательный методический прием, который является введением в занятие, воссоздает своеобразную психологическую установку, эмоциональную атмосферу, которая ориентирует ребенка на доброжелательное, уважительное отношение к окружающим. Педагогический смысл этого ритуала заключается в том, чтобы ребенок чувствовал себя принятым в знакомый ему большой дружеский круг, где он пользуется доверием и сам доверяет другим.
«Минутка тишины» ,«Наедине с собой» – методический прием, который обращен на эффективное формирование эмоций, чувств, на развитие рефлективности в целом (релаксация), на развитие саморефлексивности ребенка в процессе обращения внимания на свои ощущения, чувства, впечатления. Поначалу не все дети восприняли правильно эту методику. Трудно было даже закрыть глаза, а не то чтобы что-то увидеть и почувствовать. Но на уроке самопознания у ребёнка есть право на свободу выбора делать или нет.
«Чтение» ,«Рассказ учителя», «Побеседуем» – важный вид и этап активизации речевой и мыслительной деятельности, которая создает условия для коллективного прослушивания и чтения рассказов, сказок, притч с последующим обсуждением и анализом.
«Цитата урока» - помогает эмоционально, образно воспринимать материал, обогащает речь учащихся мудростью предков.
«Игра», «Упражнение» – традиционные методы обучения, которые рекомендуются как для активизации познавательного интереса детей, так и для создания живой и непринужденной атмосферы на занятии. Через игровую деятельность воссоздается модель жизненной ситуации, происходит проекция на естественный процесс жизнедеятельности ребенка, на его индивидуальный опыт. В игре дети приобретают практику взаимодействия со сверстниками, обогащают память знанием – пониманием ценности.
«Творческая работа» - важная часть групповой деятельности детей, которая включает в себя: ролевые игры и упражнения, рисование и театрализованные представления, изготовление макетов, плакатов и коллажей, проектов. Дети раскрывают свои творческие возможности, выражают свое «Я» через создаваемые и воспроизводимые образы. Совместная творческая деятельность способствует развитию таких качеств, как сотрудничество, терпимость, внимательность, умение высказывать собственное мнение и уважать мнение другого, формирует уверенность в своих силах, воспитывает чувство ответственности и самостоятельности при выполнении группового задания.
«Размышление над ситуацией», «Просмотр видеоматериалов» учат детей рассуждать, анализировать и синтезировать увиденные в жизни ситуации.
И заключительный этап – «Круг «От сердца к сердцу» - эмоциональный «финал» учебного занятия, который предусматривает обмен впечатлениями, формулирование пожеланий друг другу и выступает диагностическим барометром для педагога.
Роль педагога и учащегося в интерактивном общении:
учитель перестает быть центральной фигурой и главным источником информации;
роль учителя - определить общее направление работы, создать условия для инициативы учащихся;
он консультант, помощник при серьезных затруднениях;
учащийся - полноправный участник учебного процесса, он ведет исследование, поиск самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися;
источниками информации для учащихся являются книги, словари, сборники, ИКТ;
процесс обучения во многом идет через проживание опыта.
Интерактивная доска соответствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции. Инструментарий, заложенный в ИД позволяет использовать доску как экран, как монитор, как поле для разнообразной деятельности. При использовании интерактивной доски обычный урок становится более эффектным, повышается динамичность урока, открывается возможность видео действия, возможность оперативного получения информации. Обучение с помощью интерактивных досок существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же. Этому активно помогают мультимедийные электронные учебники по самопознанию центра «Бобек».
Положительные моменты интерактивного общения
Интерактивное общение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное — оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. И еще. Использование интерактива в процессе урока, как показывает практика, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.
Интерактивное обучение позволяет проявляться творческому базису личности, так как активизирует внутренние ее механизмы. Интерактивное общение имеет суммарный эффект: на фоне адекватного программе освоения знаний формируются умение сотрудничать, продуктивность которого характеризуется изменением стратегии взаимодействия, включенности учащихся в учебное взаимодействие и характера группового взаимодействия; коммуникативная компетентность, характеризуемая изменением стиля общения, осознанности барьеров общения, характера решения коммуникативных задач; толерантность, характеризуемая принятием Других, что обеспечивает полноту и адекватность общения в различных ситуациях.
Один из эффективных приемов интерактивного общения — опосредствование. Смысл его заключается в вовлечении школьников в интересную внеучебную деятельность с целью воспитания у них тех социальных интересов, запросов и вку¬сов, которые заменят примитивные развлечения и дадут им возможность испытать радость труда, творчества создадут оп¬тимистический настрой, укрепят веру в свои силы, что поло¬жительно скажется на их взаимоотношениях с учителями, то¬варищами, на учебе и дисциплине.
Опосредствование — в некотором роде универсальный прием. Он успешно может применяться к учащимся обоего пола и разного возраста. Прием особенно эффективен по отношению к учащимся флегматического и холерического темперамента.
Подстановка перспективы. В этом приеме педагог, учиты¬вая естественное желание ребёнка получить ра¬дость, удовольствие, ставит перед ним несколько постепенно усложняющихся задач, ведет их от более увлекательной пер¬спективы к менее увлекательной, таким образом, привлекая их незаметно к выполнению работы, казавшейся раньше скуч¬ной, неинтересной, и воспитывая дисциплинированность, трудолюбие, другие ценные качества.
Инсценировка. В этом приеме школьник самостоятельно прорабатывает рекомендованный педагогом материал и гото¬вит выступление перед товарищами или разыгрывает сценку. Инсценировка — один из эффективнейших приемов. Чув-ства, возникающие у подростка в созданной педагогом психо¬логической ситуации, подталкивают его на осмысление и пра¬вильную оценку, а значит и перестройку своего поведения.
Переключение. С целью установления высокой дисципли¬ны на занятиях и правильных взаимоотношений со школьни¬ками необходима высокая требовательность педагога, ни в коем случае не переходящая в педантизм. В случае нарушений дисциплины, нежелания выполнять задание старшего часто целесообразно отвлечь ученика, переключить его внимание и деятельность на новое занятие, другую работу и, таким обра¬зом, побороть негативизм, добиться нормальных взаимоотно¬шений с учащимися или учебной группой.
Педагогическое подключение. Опытный педагог часто опи¬рается на помощь активистов из своего класса, лучших вы¬пускников школы, известных достижениями в труде родите¬лей учащихся, героев художественной литературы и т.п. Вос-питывает занимающихся на их положительном примере.
Применяя педагогическое подключение, надо помнить, что пример рассказанный действеннее, чем прочитанный. Эмоциональная передача при¬ближает героя к ребятам, делает его пример ярче, усиливает желание вести себя так же, как он.
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;
- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.
Использование в работе технологии интерактивного обучения дает
ученику:
- развитие личностной рефлексии;
- осознание включенности в общую работу;
- становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;
- развитие навыков общения;
- принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;
- повышение познавательной активности.
классу:
- формирование класса как групповой общности;
- повышение познавательного интереса;
- развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;
учителю:
- нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
- формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.
В своей работе мы определили для себя несколько форм интерактивного общения:
Тренинги . Под тренингами понимают такое обучение, в котором основное внимание уделяется практической отработке изучаемого материала, когда в процессе моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам. Тренинг направлен на развитие у учащихся не только эффективных навыков межличностного взаимодействия, но и на повышение общего уровня их компетентности в этой области.
Учебная дискуссия. Под понятием «дискуссия» понимается обмен мнениями во всех его формах. Опыт истории показывает, что без обмена мнениями и сопутствующих ему прений и споров никакое развитие общества невозможно. Особенно это касается развития в сфере духовной жизни.Учебная дискуссия отличается от других видов дискуссий тем, что новизна ее проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в дискуссии, т. е. то решение проблемы, которое уже найдено в науке, предстоит найти в учебном процессе в данной группе.
Игра. Игра – неотъемлемая часть жизни любого человека. С помощью игры можно снять психологическое утомление и языковой барьер. В процессе игры между участниками урока возникают доверительные отношения и, как следствие, откровенный разговор по теме урока. Преимущество любой игры – это коллективная форма сотворчества. Главное достоинство игры – создание доброжелательной атмосферы и ситуации успеха для учащихся. На уроках «Самопознания» со всеми возрастными группами были апробированы многие игры и упражнения. Наиболее эффективные, на наш взгляд, собраны в методическую копилку учителей, которыми они могут с вами поделиться.
Таким образом, главной отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции партнера-помощника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у учащихся способность самостоятельного решения проблемы.
В процессе работы накоплен следующий материал: «Методическая копилка внеклассных мероприятий», «Копилка творческой деятельности по предмету».
Собран папочный материал по темам: «Упражнения для уроков самопознания», «Круги радости», «Минутки тишины наедине с собой», «Разминки», «Игры для уроков самопознания».
Осуществляется мониторинг личностно – профессионального роста учителя предмета «Самопознание», мониторинг «Родители в нравственно-духовном воспитании детей», мониторинг внедрения предмета.
Разработаны шесть правил организации интерактивного общения на уроках «Самопознания»:
Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики).
Правило второе. Психологическая подготовка участников. Речь идет о том, что не все пришедшие на урок психологически готовы к "непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.
Правило третье. Обучающихся не должно быть много. Ведь важно, чтобы каждый был услышан.
Правило четвертое. Физический комфорт. Класс должен быть подготовлен с таким расчётом, чтобы ученикам было легко пересаживаться для работы и они имели возможность общаться как друг с другом, так и с педагогом.
Правило пятое. Толерантность. Важно договориться о том, что все участники будут терпимы к любой высказываемой точке зрения, будут уважать право каждого на свободу слова и т. д.
Правило шестое. Добровольность.
Одним из главных достижений педагогической деятельности считаю создание на уроке ситуации успеха, что позволяет активизировать развитие творческих способностей, стимулировать их проявление, а также способствовать повышению результатов обучения учащихся.
Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.
Литература:
1. Ваганова Н.А. Изучение особенностей проявления творческого потенциала школьников.
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – Москва, 1986.
3. Назарбаева Сара Алпыскызы. Путь к себе. – Алматы: Атамура, 2000.
4. Самопознание: методическое пособие для учителя (1-4 классы). – Алматы: ННПООЦ «Бөбек», 2006. -159 с.
5. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении – М.: Знание, 1960г. 162с.
6. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе – М.: Просвещение, 2003г.
7. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002. – 320с.
8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров – М.: Издательский центр "Академия", 2004
9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – С.-Пб.: Союз, 2002.
10. Каражигитова, Т.А. Личностно – ориентированное обучение – современный подход к реализации в практике работы школ // Білім берудегі
11. Айкинбаева, Г.К. Одаренные дети: выявление, обучение и развитие / Г.К. Айкинбаева // Воспитание школьников (РК). – 2005. – № 3. – С. 20-21.
12. А.А. Аладьина, М.Е. Минайдарова, Х.Т.Абдрахманова Роль интерактивных методов обучения в формировании креативной личности, Таразский государственный педагогический институт, г.Тараз
Категория: Опыт | Добавил: @Lika (2013-03-25) | Автор: Щеголева Алла Леонидовна E
Просмотров: 5643 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 9:53 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru