Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Лобкова Лидия Валерьевна, директор ДМШ г. Курчатов ВКО, преподаватель высшей категории, почётный работник РК Перед педагогом, работающим с начинающими, стоят серьёзные и многообразные задачи. Сознание большой ответственности, тщательная продуманность работы, подлинный интерес к занятиям с учениками, умение вникнуть в психологию каждого ученика, хороший вкус музыканта и музыкальная культура – необходимые условия для их успешного разрешения. Работая с начинающими, педагог приступает к возведению своего рода музыкального фундамента. Его качество и направленность в большой мере определяет ход дальнейшего обучения, во всяком случае – ближайших лет занятий, а могут и отразиться на всём будущем ученика. Ребёнок впервые знакомится с музыкой, получает первые музыкальные представления. Большей частью именно в это время он начинает не только осознавать простейшие музыкальные явления, но и активно – по мере своих детских возможностей – проявлять себя в области музыки. Уже в первые годы обучения закладывается основа понимания музыкальных произведений, проникновение в мир музыкальных образов. Конечно, ученику нужно приобрести первые навыки игры на фортепиано, необходимо знание нотной грамоты, но всё это не может быть преподано вне связи с музыкой. Прежде всего надо привлечь ребёнка к музыке, заняться обогащением и развитием его музыкальных впечатлений. Это составит содержание условно называемого вводного периода занятий. Понятие «вводный» здесь может быть применено с большой оговоркой: ведь музыка – это та основа, на которой строится всё обучение. Знакомясь с будущим учеником, надо выявить, насколько можно, его музыкальные задатки, степень близости к музыке. В этом отношении показательны пение и подбирание на слух простейших попевок, таких как «Василёк», «Солнышко», «Петушок», «Колыбельная кота Воркота» и т.д. Очень радует детей, когда они имеют возможность пропеть или проиграть свои имена или имена близких им людей: мамы, папы, бабушки, дедушки, своих лучших подружек. Музыкальная сказка «Прогулка в лес» помогает детям выявить меру своих фантазий и воображения, передать беседу с различными животными и птицами (кукушка, дятел, медведь, ослик, зайчик и т.д.), передать их повадки, движения. Уже на начальной ступени занятий надо заботиться о том, чтобы музыкальная речь, её интонации становились для ребёнка привычными и понятными. Знакомя ребёнка с клавиатурой, необходимо подчеркнуть разницу регистров, вызывая сравнения с миром животных и людей: «птичка», «медведь», «гул самолёта», «разговор с мамой», «папа сердится», «девочка веселится». После того как ученик освоится с подбиранием простых музыкальных слов и мотивов, можно расширить задания – несколько увеличить протяженность подбираемых и транспонируемых мелодий, коротких песенок. Когда ученик сможет свободно сыграть мелодию или песенку, полезно добавить к ней простое сопровождение в виде одной нотки, затем квинты и параллельными сопровождениями через октаву, побудить послушать звучание. Можно сыграть ученику явно незаконченную мелодическую фразу с тем, чтобы он сам придумал её конец, или сыграть «вопрос», чтобы он на него ответил на фортепиано, «Как тебя зовут?» - «Анастасия», «Ты куда пошёл?» - «Я пошёл в школу!» Длительность этого периода работы – пения, слушания песенок и пьес, исполняемых педагогом, подбирания, транспонирования – определяется и данными ученика, и его возрастом. Необходимо, чтобы малыш освоился с музыкой, чтобы ему было интересно и не очень трудно. Конечно, ученики разные по задаткам, характерам – развиваются по-разному, но всё же период обучения до начала ознакомления с нотной грамотой можно условно установить приблизительно не менее, чем в месяц. Если этот месяц будет заполнен интересными для ребёнка занятиями музыкально-развивающего характера, включающими и практическое знакомство с инструментом, - малышу это будет полезно. Каждому ребенку, поступившему в музыкальную школу хочется побыстрее научиться играть на музыкальном инструменте. Уже с первых шагов дети задают вопрос: - «А скоро мы будем играть на пианино?». - «Конечно скоро»,- отвечаю я. Вот сегодня как раз настало время игры на инструменте. А играть мы будем разные слова: имена людей, названия различных животных. Любое слово состоит из слогов, его можно сыграть и спеть. Попробуйте проговорить и одновременно прохлопать в ладоши слово МА-МА, которое состоит из двух слогов и двух хлопков, значит и из двух звуков. Сыграй слово МАМА на клавише «до», получится до-до. А слово МА-МОЧ-КА состоит из скольки слогов? Правильно, из трех. Значит, и сыграть его надо трижды, нажимая клавишу до-до-до. Итак, вы научились играть слова. Но конечно, первые движения не будут пластичными, а звук певучим и красивым. Все это придет со временем, вы не расстраивайтесь. Помогут вам выправить положение команды: «Сыграйте и пропойте ласково слово МАМОЧКА» «Сыграйте спокойно и тихо слово БАЮ, БАЮ» «Сыграйте жалобно слово МЯУ» и так далее. После каждого задания необходимо «попрощаться» с клавиатурой. Легко поднимите запястье как в упражнении «Пушинка», а кисть поднимите как в упражнении «Полотенце» и весело пошевелите пальчиками, приговаривая слова «Пока» или «До свидания» и тут же положите руку на колено. Все это надо делать быстро, легко и плавно. А вы знаете о том, что упражнение «Пушинка», которое вы делали на столе, можно тоже сыграть? Нажмите клавишу, дуньте на запястье и полетайте на любые части клавиатуры. Нажимайте клавиши легко, весом «пушинки». Послушайте какие звуки получились? Легкие, нежные, мягкие? Или грубые, резкие, громкие? Исправьте положение командами. Упражнение «Радуга» поможет вам выработать траекторию полета, управлять рукой в нужном направлении до определенного расстояния. Нажмите любую клавишу и в воздухе мягкой кистью пальцев нарисуйте радугу, плавно опуская руку на другую клавишу. Можно нарисовать маленькую радугу, а можно большую. Пришло время играть разные песенки, но сначала их надо послушать. А теперь скажите, из каких звуков состоит песенка из коротких или длинных? Да, конечно, она состоит и из коротких и из длинных. Чтобы записать песенку, а потом сыграть ее по-записанному мы будем пользоваться палочками. Длинные звуки мы с вами запишем длинными палочками, вот такими I I I I, а короткие -палочками , объединенными перекладинкой П П П П. Попробуем записать песенку «Андрей - воробей» такими знаками: I I П I П I П I Анд - рей во-ро-бей не го-няй го-лу-бей Прохлопайте эту песенку со словами, сыграйте ее на клавише «Соль». Можно сыграть ее на двух, трех, четырех клавишах, сочиняя разную мелодию. ЗАДАНИЕ: 1. Разучите песню «Петя булочник» на клавишах фа - соль, до – ре - ми третьим пальцем правой руки и левой руки. 2. Сочините мелодию «Петя булочник», играя ее на четырех клавишах, пальцовку выберите сами. I I П I П I П I Пе - тя бу-лоч-ник, ис-пе-ки сит-ни-чек П П I I П П I I бул -ку и ват - руш -ку, Са-еч- ку и плюш-ку Усложнение игрового материала происходит по мере усвоения его учащимися. Одним из видов деятельности на уроке с начинающими музыкантами является формирование игрового аппарата и знакомство с правилами посадки и игры за инструментом. ПРАВИЛА ДЛЯ МАЛЕНЬКОГО ПИАНИСТА Правила посадки за инструментом ведутся с давних времен и до сих пор их надо придерживаться. За инструментом полагалось сидеть прямо, с достоинством, чуть приподняв подбородок вверх, но не напрягая плечи и игровой корпус. - Нельзя качаться за инструментом ни головой, ни корпусом, это считалось верхом неприличия! - Садиться на сиденье стула необходимо до его половины, точно определив свою высоту. Она определяется положением запястья и локтя руки, которые должны располагаться над клавиатурой, чтобы ничто не мешало при игре; - Ноги надо ставить устойчиво на полу или на специальную подставку возле педалей инструмента, чуть-чуть отдаляя, их друг от друга; - Нельзя прижимать локти к корпусу, а держать их на ширину ладони от него; -Садиться за инструмент надо на такое расстояние, чтобы локоть (локтевая точка) находилась на уровне животика или чуть-чуть впереди его; - Пальчики должны быть слегка закруглены и касаться клавиш они должны лишь кончиками подушечек; - Нельзя сползать пальцами на края клавиш или «ерзать» по ним. Нажимать клавиши надо возле черных клавиш или ближе к их середине; - Большой палец должен прикасаться к клавише боковой стороной передней фаланги. - Руки и корпус не должны находиться в застывшем положении, они обязаны приспосабливаться к рельефу фразы, фактуры; - При игре пальцы не должны быть пассивными и прижатыми друг к другу; - Нельзя чрезмерно высоко поднимать пальцы при игре на legato. «Наши движения подчинены задачам извлечения звука, следовательно, целесообразно движение, которое непосредственно способствует правильному звукообразованию». ( И. Гат ) ПОДГОТОВКА ИГРОВОГО АППАРАТА К ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО Каждый начинающий ученик должен «подружиться» с музыкальным инструментом, полюбить его, освоиться, свободно «общаясь» с ним. Чувство неловкости, скованности мешают ученику добиться качественного, певучего, образного звучания. Для этой цели и служит ряд гимнастических и организационно-пианистических движений, помогающих активизации, укреплению мышц, участвующих в работе пианиста, найти, закрепить осанку, правильное взаимодействие всех частей игрового аппарата и приспособляемость рук (пальцев, кисти, запястья, предплечья, плеча) к клавиатуре. Я думаю ребята, вы полюбите эти упражнения, их так легко выполнять, но зато они очень полезные и необходимые для успешного обучения на инструменте. УПРАЖНЕНИЕ 1 «ЗДРАВСТВУЙ СОЛНЫШКО!» Это упражнение дает понятие работающих и отдыхающих рук (спящих), раскрепощает мышцы шеи, рук, плечевого пояса. Встаньте прямо. Ноги на ширине плеч. Разведите руки в сторону ладонями вверх. Сделав глубокий вдох, поднимите их над головой, активно шевеля пальчиками и кистью, поприветствуйте солнышко «Здравствуй солнышко! Мы тебе очень рады! Свети и грей, чтобы все вокруг сияло, оживало и росло». Затем вместе с выдохом уроните расслабленные руки вниз, раскачивая их до тех пор, пока они не остановятся, одновременно опуская шею и корпус свободно наклонившись вперед. УПРАЖНЕНИЕ 2. «МЕЛЬНИЦА» Ноги на ширине плеч (для равновесия), руки висят вдоль корпуса. Начните раскачивать рукой вперед-назад, с каждым разом все выше до тех пор, пока рука не начнет качаться как мельница. Затем то же сделать дугой рукой. Это упражнение раскрепощает мышцы плечевого пояса. УПРАЖНЕНИЕ 3. «ДО СВИДАНЬЯ» Поднимите руку на уровень груди и помашите кистью, как будто вы с кем-то прощаетесь, приговаривая «До свиданья, до свиданья, до свиданья! Скоро вновь увидимся». Затем задержите опущенную кисть, почувствуйте, что она спит, и снова помашите «До свиданья». Машите по очереди каждой рукой отдельно, можно помахать одновременно двумя руками с остановками (задержаниями). УПРАЖНЕНИЕ 4. «ОГЛЯНИСЬ ПО СТОРОНАМ» Встаньте прямо. Ноги на ширине плеч. Последовательно поворачивайте свободно голову вправо, влево, вверх, вниз по несколько раз. Упражнение раскрепощает мышцы шеи, плечевого пояса. УПРАЖНЕНИЕ 5. «ОТОЙДИ» Это упражнение выполняется легкими, нежными движениями локтей. Локти легко отодвинуть от корпуса со словом «Отойди» и быстро их вернуть в исходное положение (легко бросить). Упражнение делается несколько раз подряд. УПРАЖНЕНИЕ 6. «ДВЕ СЕСТРЫ» Две сестры - это две руки. Упражнение развивает самостоятельность рук. Руки висят вдоль корпуса, слегка наклоненного вперед. Правая рука, толкнув левую замирает возле животика и ждет пока ее сестра перестанет раскачиваться, затем повторно толкает и так 3-4 раза. После этого руки меняются ролями. Левая рука толкает правую. Это упражнение я всегда сопровождаю рассказом. Жили-были две сестры. У них был дом, огород и небольшое животноводческое хозяйство: корова, 2 козочки, поросенок, два десятка курочек, петушок. Они вставали рано и трудились «не покладая рук». Вот одна сестра встала рано утром раньше другой и будит ее: «Вставай Левинушка, пора коровку вывести гулять, чтобы травку пощипать, пора курочек, козочек да поросёнка покормить, вставай скорее». Но как она ее не будила, не смогла разбудить. Так крепко спала ее сестра. Тогда Правинушка сама сделала всю работу и пошла вновь будить свою сестру. Пока будила, сама уснула. В это время проснулась Левинушка и стала будить Правинушку, а та спит «мертвым сном». Пошла Левинушка выводить коровку, а той нет в хлеву, хотела покормить животных, а те не едят, они уже сытые. Поняла тогда сестра, что всю ее работу сделала Правинушка и пошла за водой. Затем напоила всех животных, полила огород, замесила тесто и так устала, что только прилегла на кровать тут же уснула. Через некоторое время проснулась Правинушка. В этот день они так поочереди и работали. Зато вечером сели за стол и дружно пили молочко, ели пирожки и читали друг другу сказку. УПРАЖНЕНИЕ 7. «ЗДРАВСТВУЙ БРАТЕЦ» В этом упражнении дети знакомятся с пальцами кисти рук, каждый из детей обводит на листке бумаги свою руку с пальцами и ставит на каждом пальчике номера. Первый пальчик называется - большой. Второй пальчик - указательный Третий пальчик - средний. Четвертый пальчик - безымянный. Пятый пальчик - мизинец. Пять пальчиков - это пять братьев. Первый пальчик - большой братец и все пальчики проснувшись утром с ним здороваются. Первый пальчик и второй касаясь друг друга кончиками подушечек несколько раз сцепляются образуя колечко. При этом у второго пальчика видны три бугорка (три сустава), у первого - два бугорка. Затем с первым пальцем здоровается третий, четвертый и пятый поочереди. Упражнение формирует кисть, дает ощущение кончиков пальцев, которыми впоследствии дети будут играть на клавиатуре, не всей подушечкой пальца, а именно его кончиком. УПРАЖНЕНИЕ 8. «КАЧЕЛИ» Зацепитесь третьим пальцем за край верхней крышки пианино, слегка приклеившись к ней, раскачивайте руку как качели. Можно покачаться на втором, четвертом, пятом пальцах, также как на третьем. УПРАЖНЕНИЕ 9. «ВАНЬКА-ВСТАНЬКА» Положить руку до локтя на стол, не вытягивая пальцы быстро ее опрокинуть на тыльную сторону ладони и тут же вернуть в исходное положение. Кисть естественно формируется. УПРАЖНЕНИЕ 10. ПОЛОТЕНЦЕ Вспомните упражнение «Ванька-встанька» и поставьте руку на пять пальцев в естественное положение, подложив под запястье пальцы другой руки, как краном, поднимите ее вверх со свешанными пальцами, как бы повесив кисть как полотенце на крючок-вешалку. Затем, опустив ее в исходное положение повторить несколько раз УПРАЖНЕНИЕ 11. «ПУШИНКА» Руку поставить на стол или на крышку фортепиано на подушечки пяти пальцев, ладони. Внутри ладони необходимо ощущать нежность мягкость. Можно погладить ласково подушечками пальцев крышку стола или инструмента движением к центру ладони, представив любимое животное, например, «кошечку». Подготовив «невесомость» кисти перейти к основному упражнению. Дуньте под запястье, чтобы оно как «пушинка» взлетела в воздух. При этом запястье легко взлетает вверх, а кисть в это время свешивается как «полотенце» или тряпочка. Затем, возвращаясь в исходную форму, садится плавно на другое место всеми пальцами, выравнивая мостик - запястье. Это упражнение в дальнейшем усложняется, рука становится не на пять пальцев, а на один из них, все остальные пальцы слегка приподняты вверх, для того чтобы не мешать игре своему«братцу» Параллельно с формированием игровых навыков и игрового аппарата учащихся происходит знакомство с музыкальными инструментами в доступной для каждого форме обучения следующим образом: В МИРЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ Дорогие ребята! Знаете ли вы, что музыкальный инструмент, на котором вы будете заниматься в музыкальной школе, изобрел итальянский мастер Бартоломео Кристофори в 1709 году. Кристофори так сконструировал механику, что от силы удара по клавише стала зависеть и сила звука. На нем можно было извлекать как громкие (форте), так и тихие (пиано) звуки. Поэтому инструмент и получил название «фортепиано» или «пианофорте». Существуют две основные разновидности фортепиано: рояль, предназначенный для концертного исполнительства и пианино, для классного и домашнего музицирования. Отличаются они друг от друга формой и силой звука. Рояль по своим размерам больше, чем пианино, крышка его похожа на крыло большой птицы, при игре она открывается, чтобы звук долетал в зале до слушателя, находящегося в последнем ряду. Рояль - самый многозвучный инструмент: он может звучать как оркестр, рокотать басами, переливаться соловьиными трелями, перезвоном колоколов и колокольчиков, рассыпать звуки с необыкновенной скоростью и сотрясаться мощнейшими многозвучными аккордами. Рояль звучит очень красочно и разнообразно и является любимым инструментом большинства композиторов. Ему подвластна любая музыка: торжественная, бравурная, легкая, нежная, печальная, скорбная, мощная, сокрушающая, величественная и так далее. Потому и назван, этот инструмент королевским (по-французски royal-королевский). Струны у рояля расположены горизонтально. Пианино (по-итальянски pianino-маленькое пиано) гораздо скромнее своего «высокопоставленного» знатного родственника, занимает меньше места. Звук у него тише, чем у рояля и струны натянуты вертикально. Среди многочисленных предшественников фортепиано- клавесин и клавикорд. В отличие от фортепиано звук на клавесине при нажатии клавиши извлекается щипком пера, которое зацепляет струну. Его звук отрывистый, серебристо-металлический. Сила звука не зависит от силы нажатия на клавиши. Чтобы как-то разнообразить звучание, мастера придумали различные приспособления: увеличили число клавиатур, отличающимися друг от друга степенью громкости звука. В последствии появилась педаль, при помощи которой можно было внезапно ослабить звук. Старинные клавесины отличались изящной отделкой, украшались резьбой, инкрустациями, живописью. Другой предок фортепиано - клавикорд. Звук на нем извлекается не щипком струны, а ударом по ней металлическими пластинками-тангентами. Звук клавикорда очень нежный и пластичный. Качество звука зависит от способа прикосновения. На нем по желанию можно было играть громче и тише, по-разному прикасаясь к клавишам. Недостатком клавикорда был тихий звук. Этот инструмент годен лишь для домашнего музицирования и доступен лишь богатым людям. Он был предметом роскоши, украшением гостиных и салонов. Клавикорды также как клавесины делали нарядными, отделанными и украшенными различными камнями, живописными картинами и из драгоценных пород дерева. Нижние клавиши вытачивались из черного дерева, а верхние обкладывали слоновой костью. Клавикорд возник в XII веке, и на протяжении многих веков совершенствовался мастерами разных стран. Чтобы звук стал громче, увеличивали количество струн на каждую клавишу. Как и у клавесина, у клавикорда стали делать несколько клавиатур, помещая их одну над другой лесенкой. Каждой клавиатуре соответствовал определенный регистр. Форма клавикорда была прямоугольная. Его можно было легко перенести с места на место, из комнаты в комнату, устанавливая на столе. Впоследствии инструмент встал на собственные ножки и был увеличен в размерах. ЗНАКОМСТВО С МУЗЫКАЛЬНЫМ ДОМИКОМ ДЛЯ КЛАВИШ – КЛАВИАТУРОЙ Если вы откроете крышку фортепиано, то увидите, что там прячутся клавиши. Скажите, какого они цвета? (Да конечно, вы правильно сказали, черные и белые). Подружитесь с ними, погладьте их ласково и скажите здравствуйте, друзья. Я так хочу с вами подружиться и научиться хорошо играть на инструменте. И клавиши вам ответят тем же. Они любят таких целеустремленных ребят. А теперь внимательно присмотритесь и скажите как группируются черные клавиши? (Да совершенно верно, по два и по три, последовательно чередуясь). А теперь посчитайте, сколько белых клавишей и сколько черных клавишей живет в этом музыкальном домике - клавиатуре? (Правильно, белых-52 клавиши, черных -36 клавиш). У каждой клавиши свой голос, как у человека, и если вы будете нажимать клавиши подряд от середины вправо, то звуки будут становиться все тоньше и тоньше, а если влево, наоборот, все толще и толще. Здесь можно пофантазировать, обращаясь к уже имеющемуся вашему жизненному опыту и заглянуть в копилку звуковых наблюдений, ассоциаций. В среднем регистре некоторые из вас услышат звуки, похожие на человеческий голос - мамы, другие - на голос подружки, младшей сестренки, в верхних регистрах на пение птичек, звук колокольчиков, бубенцов, перезвон сосулек, журчание ручейка, пение капели и так далее. В нижних регистрах - голос папы, рев медведя, гул самолета, раскаты грома… Как и люди клавиши имеют свои имена: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Нажимайте их поочереди, вторя голосом их звучание. «Меня зовут до» - поет клавиша, и вы повторите - до; «Меня зовут «ре» - повторите «ре» и так пропойте все семь клавиш. Таким образом, произойдет знакомство. Чтобы быстро найти, где какая клавиша живет надо знать ориентиры. Ориентирами в этом случае будут черные клавиши. Слева от двух черных живет клавиша «до», за ней ре, ми. Слева от трех черных - клавиша «фа». Рядом с ней «соль», за ней «ля», «си». Прочтите стишок, который поможет вам выучить поочередность всех семи клавиш: до, ре, ми, фа, соль, ля, си села кошка на такси, а котята зацепились и с весельем прокатились. Найдите на клавиатуре все клавиши «до». Сколько их? Посчитайте. А теперь указательными пальчиками левой и правой рук нажмите две соседние до. Посмотрите между двумя клавишами до1- до2 вмещается все семейство - 7 клавиш, которое называется октавой. Октава - это как фамилия у человека. Запомните правило: Октава - это расстояние между двумя звуками, имеющими одинаковое название, например, до1 - до2. Посередине клавиатуры расположена первая октава, справа от нее вторая октава, третья, четвертая. Слева от первой октавы расположена «малая», за ней «большая», «контроктава» и неполная «субконтроктава». Зная имена и фамилии клавиш, можно легко разыскать любую клавишу на клавиатуре. Потренируйтесь: найдите до второй октавы, ля третьей октавы, ми малой октавы, соль большой и т.д. На рисунке раскрасьте клавиши первой октавы разными цветами, это поможет вам составлять клавишсворды. Например, до - красным цветом, ре - зеленым, мм - розовым, фа- фиолетовым, соль - желтым, ля - оранжевым, си - коричневым. Выполните следующее задание. 1. Найдите, какая клавиатура нарисована правильно? 2. Разгадайте слова по клавишсвордам. Секрет разгадывания и составления клавишсвордов. Слово должно состоять из названия клавиши, которая на нарисованной клавиатуре закрашивается, а вместо этого слога (имени клавиши) в слове ставятся точки. Если имя клавиши находится в первом слоге, то в слове вместо этого слога ставятся … затем выписываются недостающие буквы. Например, слово си-то закрашивается клавиша си, вместо нее ставятся … и записывается недостающий слог - то. Получается … то (сито). Если «имя» клавиш находится посередине слова, например, деревья, то выписываются буквами первые слоги, затем ставятся точки и дописывается заключительный слог де … вья. Творческой вам фантазии и поисков! 3. Составьте клавишсворды из следующих слов: сиденье, карета, витамины, косичка, сосиска, доктор, лягушка, сольфеджио, фонтан. 4. Придумайте сами слова в которых присутствует имя клавиши и составьте клавишсворды. Двигательные навыки постепенно налаживаются на подбираемых и исполняемых по нотам пьес, музыкальных упражнениях «Партитура образов». Овладение начальными навыками игры non legato, legato позволит расширить круг изучаемых пьес. Они должны быть простыми и выразительными по музыкальному материалу, различными по характеру, доступными по трудности, легко запоминающимися. Не рекомендуется использовать слишком длинные для ученика пьесы, так как он пока ещё не может охватить их как целое. Нужно включать пьесы в различных тональностях мажорного и минорного ладов, пока с небольшим числом ключевых знаков. Начав с чередования партий каждой руки, далее, разумеется, следует переходить к их одновременному звучанию. Пьесы с удвоением мелодического голоса можно использовать лишь изредка, так как они приучают руки к одновременному выполнению одинаковых задач. В начальном детском репертуаре довольно часто встречается указание staccato, которое на данном этапе обучения надо понимать лишь как требование исполнять звуки non legato. Постепенно такое non legato может быть приближено к более лёгкому и короткому звучанию – в зависимости от характера пьесы. Темпа её исполнения и возможностей ученика. Но и значительно позже не следует допускать излишне острого staccato: резкое отрывистое движение от клавиш легко приведёт к скованности кисти и предплечья, а для исполняемых учеником самым лёгких пьесок и этюдов такой вид staccato не нужен; обычно краткость и лёгкость звучания достигаются лёгким и упругим движением кисти и руки к клавише и затем мягким снятием руки, тут же сменяющимся опусканием на следующую клавишу. Конкретные требования, предъявляемые к начинающему, конечно, меняются в зависимости от его развития; но такие общие требования, как вслушивание в игру, её осмысленность и выразительность, сохраняются на протяжении занятий. С этим тесно связана точность и грамотность прочтения нотного текста. С самого начала занятий надо обращать внимание на характер исполняемых пьес («грустный», «весёлый», «важный» и т. п.); можно сравнить их с другими знакомыми песенками и пьесами, вместе с учеником определять, в чём их различие.Точность исполнения распространяется не только на нотный текст, но и на фразировку, на все встречающиеся указания, на аппликатуру. Даже маленькому ученику не рекомендуется над каждой нотой писать, каким пальцем её следует играть. Ему надо постепенно привыкать к естественной последовательности пальцев. Иными словами, работая с начинающими, следует воспитывать у них грамотность исполнения. Задавая такого совсем детские пьесы и этюды, надо проигрывать их ученику, чтобы познакомить с характером звучания, настроением. Надобность в таком предварительном ознакомлении постепенно с ростом музыкального развития ученика и приобретением навыков чтения с листа отпадает. Играя ученику, необходимо заинтересовать его, сделать так, чтобы пьеса понравилась и ему захотелось её сыграть, а значит – и выучить. Помогая ребёнку понять пьеску, полезно использовать ассоциативные образы. Обратить его внимание на характерные и наиболее красивые мелодические обороты, созвучия, на особенно выразительный эпизод и т. п. Несколько позже надо объяснить и форму пьесы, указывая например, на отличие средней части от первой, на сходство последней с первой, пояснить выразительный смысл каждой части. Иногда следует показать ученику возможную программу пьесы, позволяющую ярче воспринять её образное содержание. В течение первых 4 -5-ти месяцев занятий рекомендуется почти каждое произведение разбирать с учеником на уроке. Нужно, чтобы ученик понимал, что в колыбельной, например, следует добиваться мягкого, плавного звучания, ровно и точно играть простейшие последовательности в этюде и т. п. Ещё на начальном периоде обучения нужно познакомить ребёнка с динамическим разнообразием, пока в ограниченном пределе. Маленькому ученику не следует говорить однозначно: «здесь надо сыграть громче, далее тише», а необходимо связывать динамические краски с музыкальным содержанием, подчёркивать характер исполняемой фразы, пьески. «Смелее», «решительнее», «ласково», «мягко», «совсем тихонько – ведь здесь все уже засыпают» - в конце колыбельной и т. п. Серьёзное внимание надо обращать на освоение учащимися метрической стороны записи, на метрическую точность исполнения. Едва ученик начинает играть по нотам, встаёт вопрос о выучивании пьес, этюдов и песенок на память. В каждом случае надо найти, что именно не может запомнить ученик. Нужно, чтобы он ясно представлял строение произведения, точно знал текст каждой фразы по нотам. Следует подчеркнуть характерные моменты, заставить ученика внимательно вслушаться, почувствовать их выразительное значение, разобрать с ним, как построена данная мелодия, выявить гармоническую основу; полезно поучить каждой рукой отдельно, затем сыграть вместе двумя руками. Когда трудный эпизод будет выучен, надо поиграть всю пьесу целиком. Для успешности занятий важно правильное построение урока. Известно, что на уроке учащийся получает новые знания; урок стимулирует его желание заниматься и организует работу; на уроке же педагог осуществляет руководство его воспитанием, будит любознательность, развивает музыкальные данные, учит работать. Тонус урока, особенно при работе с малышами, должен быть бодрым, оживлённым. Необходима не только активность, заинтересованность педагога в занятиях с каждым учеником, нужно уметь добиться активности и самого ученика, сделать для него уроки интересными. Однако не следует стремиться лишь к занимательности. Важно не только возбудить интерес к урокам, но воспитать серьёзное к ним отношение, накладывающее на самого учащегося определённые обязательства. При исправлении ошибки или при объяснении нового не нужно предоставлять ученику возможности лишь слушать объяснения; надо вовлекать и малыша в работу, объясняя – задавать вопросы, подсказывающие путь к пониманию нового. В самом начале обучения, учитывая быструю утомляемость ученика, надо особенно следить за чередованием разных видов занятий. Постепенно и произведения, и требования, предъявляемые к ученику, будут становиться немного сложнее, разнообразнее. Естественно, что содержание урока изменится. Основную его часть займёт проверка выполненного дома и работа над разучиваемыми произведениями: показ педагога, его объяснения, их реализация. Несмотря на увеличение числа изучаемых пьес и их усложнение, часть времени по-прежнему следует уделять подбору, транспонированию. Пусть ученик меньше приобретает новых навыков игры, меньше, на первый взгляд, «продвинется», зато с ним будут вести подлинно музыкальные занятия, которые помогут выявить и развить его данные, углубить его понимание музыки, помогут дальнейшей его работе. Желательно чаще играть в четыре руки, выбирая для этого сначала самые лёгкие пьесы и лишь очень постепенно их усложнять. Важно, что такое музицирование совместно с педагогом было приятно ученику, доставляло ему радость; для этого он должен воспринимать именно музыку, а не быть поглощённым трудностями текста. С работой ученика на уроке тесно связана организация домашних занятий. Всё достигнутое в совместных занятиях может быть сведено на нет, если малыш не будет заниматься дома. Поэтому на уроке надо научить его работать над пьеской, над отдельным трудным местом, помочь ему добиться нужных результатов. Для этого необходимы прежде всего максимальная конкретность и доступность заданий. Педагогу надо также наблюдать за режимом домашних занятий, просить старших в доме следить, чтобы ученик занимался ежедневно и достаточно по времени – желательно понемногу, но несколько раз в день. Необходима регулярность уроков с педагогом: пропуски при занятиях с начинающими вообще сводят на нет многое из того, что уже сделано. | |
Просмотров: 1727 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|