Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Составление поурочного плана и подготовка к уроку
Составление поурочного плана и подготовка к уроку
Ахитова А.К., преподаватель спецдисциплин

Уважаемы коллеги! Хочется поделиться с вами опытом составления поурочного плана. Перед составлением поурочного плана постарайтесь соблюдать правила, обеспечивающие успешное проведение урока.
Правила, обеспечивающие успешное проведение урока

1. Определить место урока в теме, а темы в годовом курсе, выделить общую задачу урока.
2. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, выяснить, что требуется от учителя в программе к данному уроку.
3. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока. Познакомиться с их содержанием.
4. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные знания, умения и навыки.
5. Конкретизировать цели и задачи урока, выделить ведущую, сформулировать и зафиксировать ее в плане.
6. Выделить главную идею урока. Определить: что должен понять, запомнить ученик на уроке, знать и уметь после урока.
7. Обозначить какой материал сообщить ученикам, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущую идею, узнают ученики на уроке.
8. Обдумать методы ведения урока, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, а также формирования ЗУН.
9. Записать предусматриваемый ход урока в поурочный план и представить его себе как целостное явление, как процесс, приводящий к осуществлению задуманного урока.

В первую очередь, необходимо обратиться к календарно-тематическому плану, определить место урока в теме, затем посмотреть какое место занимает эта тема в общем курсе дисциплины, для это необходимо посмотреть в рабочую программу.
Например, согласно КТП тема «Вексель. Вексельный оборот». Этот урок относится к теме «Методы финансирования и кредитования предприятий», на которую отводится 4 часа. Эту тему учащиеся начали изучать еще на 2 курсе и уже изучили некоторые методы финансирования (самофинансирование, банковский кредит, рынок ценных бумаг). Предстоит изучить с ними такие методы финансирования как коммерческий кредит, лизинг, факторинг. Таким образом, необходимо дать учащимся целостное представление о методах финансирования. Затем внимательно изучается рабочая программа, пояснительная записка в ней, чтобы понять, что требуется от учителя.

Далее изучается материал по теме. Как минимум, необходимо отобрать три учебника, относящихся к теме. Ознакомившись с материалом, определяем для себя какими опорными знаниями, умениями и навыками должны овладеть учащиеся. Исходя из требуемых ЗУН, ставятся цели урока. Как раз, у многих возникают трудности с целями. Чтобы их правильно сформулировать, постарайтесь ответить для себя на следующие вопросы:
Учебная: какие предполагаются приращения в знаниях, умениях и навыках учащихся?
Развивающая какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся и какой это может дать развивающий результат?
Воспитательная какие качества личности формируются?
Вы можете обратить внимание, в памятке по составлению урока прдложены некоторые возможные формулировки учебных, развивающих и воспитательных целей.
Далее, чтобы составить план лекции или конспекта, определите для себя, что должен понять, запомнить ученик на уроке, знать и уметь после урока. Например:
Что учащийся должен понять? – что коммерческий кредит – это один из способов финансирования предприятия.
Что должен запомнить на уроке? – что вексель является одновременно инструментом расчета и кредита, что существуют простой и переводной вексель
Что должен знать и уметь после урока? - что с векселями можно осуществлять различные операции, например, учет векселей, залог векселей. Должен уметь осуществлять учет векселя, т.е. стоимость, по которой его выкупит банк до срока погашения
У меня получается следующий план:
 1) Коммерческий кредит – понятие, преимущества и недостатки
 2) Вексель как инструмент расчета и кредит
 3) Виды векселей: коммерческий, финансовый, фиктивный, простой, переводной
 4) Учет векселей банками, залог векселей, инкассирование векселей

Когда есть план, самое главное, нужно четко определить в каком объеме, какими порциями подавать материал, какие интересные факты, подтверждающие ведущую идею, узнают учащиеся на уроке Когда готов конспект, необходимо определить для себя методы ведения урока, т.е каким способом будет подаваться новый материал, какими методами вы будете осуществлять формирование ЗУН.
Например:
Традиционные способы изучения нового материала:
 практический (опыты, упражнения);
 наглядный (иллюстрация, демонстрация, наблюдения обучающихся);
 словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут);
 работа с книгой (чтение, изучение, реферирование, цитирование, беглый просмотр, конспектирование);
 видеометод (просмотр, обучение, упражнение, контроль).
Способы формирования ЗУН:
 Практическая работа
 Семинар
 Самостоятельная работа
 Лабораторная работа
 Анализ конкретных ситуаций
 Деловые игры
 Мозговая атака
Таким образом, составление поурочного плана является завершающим этапом подготовки к уроку. Когда все вышеназванное сделано, составить поурочный план не составляет труда. У многих возникают трудности с тем, что конкретно нужно отразить в каждом этапе урока, стоит ли туда записывать все, что будет говорить учитель. От вас лишь будет зависеть, насколько подробно его составлять. В памятке подробно изложено, что может содержать каждый этап урока.

Памятка по составлению поурочного плана

І. Тема урока (в соответствии с календарно-тематическим планированием).
1. Цели урока:
образовательная (какие предполагаются приращения в знаниях, умениях и навыках учащихся, формирование…)
• помочь учащимся целостно представить проект изучения новый темы;
• организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы;
• организовать деятельность учащихся по изучению и первично¬му закреплению 1) фактов ...;2) понятий ...;3) правил ...;4) законов ...;5) положений ... и др.;
• 6) способов действий (перечисляются конкретные специальные (пред¬метные) умения);
• обеспечить закрепление понятий (указываются конкретные по¬нятия), правил, принципов, законов и т.п.; умений (перечисля¬ются предметные умения);
• обеспечить применение учащимися знаний и способов действий
(указываются конкретные знания и умения) в разнообразных ситуациях;
• организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
• организовать деятельность учащихся по обобщению и система¬тизации знаний учащихся в рамках темы ...;
• обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий, учащихся по теме ...;
• организовать деятельность учащихся по коррекции знаний и способов действий.
развивающая (какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся и какой это может дать развивающий результат);
• умение составлять схемы, планы;
• формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия;
• формировать умения и навыки (указываются конкретные умения и навыки)
воспитательная (какие качества личности формируются)
• умения преодолевать трудности в учении, закалять волю, обеспечить ситуации эмоциональных переживаний;
• добиться целостного представления о деятельности специалиста, развитие мотивации, интереса;
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей
2. Тип урока (указываются тип урока в соответствии с календарно-тематическим планом, его вид).
З. Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии.
4. Оборудование: ТСО, средства наглядности, источники информации, дидактические средства обучения.
II. Повторение опорных знаний (Актуализация)
1. указывается время, отводимое на актуализацию;
2. определение законов, понятий, опорных знаний, которые необходимо активизировать в сознании учащихся, которые помогут в восприятии нового материала;
3. планируется самостоятельная работа учащихся (ее объем, формы)
4. отмечаются способы формирования мотивации в обучении, интереса к предмету - сообщение интересного факта из истории науки, показ практической значимости, необычная постановка вопроса, новая формулировка задачи, создание проблемной ситуации;
5. намечается форма контроля за ходом работы, приемы самоконтроля, взаимоконтроля, намечаются учащиеся для опроса, форма получения обратной связи).
III. Изучение нового материала (Формирование новых понятий, способов действия)
1. указываются новые понятия, законы, подлежащие изучению и способы их усвоения,
2. определение познавательных учебных задач урока (что должны узнать и усвоить ученики;
3. сообщение или актуализация техники запоминания;
4. определяется тип самостоятельной работы;
5. формулируются проблемные и информационные вопросы; варианты решения проблемы;
6. варианты закрепления изученного материала;
7. возможные приемы установления межпредметных связей;
8. намечаются ученики для выполнения индивидуальных заданий и способы индивидуализации.
IV. Формирование умений и навыков ( Применение)
1. указываются конкретные умения и навыки для отработки (например, умение делать различия, давать характеристику, классифицировать, сравнивать, выделять преимущества, формулировать вопрос, устанавливать причинно-следственные связи, навыки расчета)
2. определяются виды письменных и устных самостоятельных работ учащихся;
3. намечаются способы получения «обратной связи»;
4. указываются фамилии учащихся для опроса и т.д
V. Домашнее задание
• указываются основное задание, что повторить и приготовить к уроку
• дифференцированные творческие задания,
• опережающее задание;
• продумывается объем домашнего задания, не превышает 2/3 того, что сделано в классе.
VI. Подведение итогов занятия
В конце урока необходимо повторить все, чем занимались, что изучили, что запомнили
1. Краткое резюме урока
2. Оценки за урок и их комментирование
Категория: Опыт | Добавил: ayna (2013-04-11) | Автор: Айнагуль Ахитова E
Просмотров: 10244 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 9:58 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru