Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Педагогические условия индивидуализации образовательного процесса для стимулирования познавательной активности учащихся на уроках географии Любой учебный курс имеет свои внутрикурсовые проблемы, и каждый учитель ищет пути их решения. В настоящее время все понимают важность проблемы усвоения знаний и развития школьников в процессе обучения. Пересмотр содержания географического образования, освобождение его стереотипов, казавшихся незыблемым, не могли не привести к существенным изменениям в методике преподавания географии. Эти изменения затронули весь учебный процесс: цели, методы, формы и средства обучения. Не подлежит сомнению, что продуманная работа в этом направлении должна создать условия для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, приблизить школьника к его главной цели – формированию умения учиться, развитию познавательной и творческой активности, живому осмыслению географии, овладению содержанием предмета, развитию в себе качеств, необходимых для творческого отношения к жизни. Но современная школа страдает от перенасыщенности учебных программ. Уровень сложности материала достаточно высок, и его форсированное изучение традиционными методами препятствует действенному усвоению знаний и овладению необходимыми умениями. Одной из причин снижения эффективности образовательного процесса является и однообразие деятельности учащихся. В процессе работы учителем географии стала замечать, что из-за сложившейся ситуации, из года в год познавательный интерес учащихся заметно снижается, об этом свидетельствует: • анализ текущих оценок, где видно отсутствие системы в учебной деятельности большинства учеников; • сравнительная характеристика протоколов школьных олимпиад и конкурсов показывает, что участие в них принимают всего 10-15 % учащихся; • проблемные ситуации на уроках ставят школьников в тупик, что является показателем слабой ориентации в информационном пространстве; • статистика читательских формуляров в школьной и районной библиотеках говорит о слабом интересе детей к научно-популярной литературе. Проведя диагностику по изучению степени выраженности коммуникативных барьеров школьников. Было выделено три наиболее типичных коммуникативных барьеров, препятствующих формированию коммуникативной компетентности школьников - это страх самовыражения (его испытывали 44% учащихся 6-10 классов), страх ситуации проверки знаний присутствовал у 25% и страх не соответствовать ожиданиям окружающих -19 % учащихся. Нужно было искать пути стимулирующие самостоятельность и саморазвитие учащихся в рамках оптимизации учебного процесса. Анализ школьных программ, учебников по географии и анализ своего многолетнего опыта работы привел меня к мысли, что двигаться вперед при выявлении и развитии способностей у учеников мешает существующее противоречие между необходимостью индивидуальной подготовки школьников и действующей сегодня системой обучения, недостаточно учитывающей индивидуальность ребенка. Я твердо убеждена, что сегодня, когда экономическое развитие государства отстает от материальных и духовных потребностей человека, очень важным для общества является воспитание людей инициативных, творческих, смелых в принятии решений. Для того чтобы воспитать такую личность, нам, педагогам, необходимо развивать у своих учащихся способность к самостоятельному мышлению. Для этого нужно решить следующие задачи: 1. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия индивидуализации образовательного процесса по географии. 2. Разработать систему педагогических условий индивидуализации образовательного процесса по географии. 3. Определить показатели индивидуализации образовательного процесса по географии. Теоретической основой данной работы явились идеи гуманистической педагогики Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др. Анализ педагогической литературы позволил разобраться в сущности понятия «индивидуализация». Под индивидуализацией образовательного процесса понимают такую его организацию, при которой учет особенностей каждого ученика. В процессе индивидуализации педагог изменяет и учебный, и воспитательный процессы, подстраивая их к особенностям ребенка. Таким образом, учитель постоянно адаптирует педагогическое воздействие к конкретному ученику, усиливая многогранность, вариативность системы образования, делая ее более гибкой. В то же время ученик представляется как активная личность, имеющая сложившуюся систему взглядов, активно действующая в современном мире. И сегодня, как никогда раньше, усилилась потребность общества в самостоятельной, ответственной за свои поступки личности, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора, имеющей собственные воззрения, убеждения. Таким образом, анализ педагогической литературы позволил сформулировать направления индивидуализации образовательного процесса по географии, которые направлены на улучшение качества знаний обучающихся, на повышение их интереса к предмету. Первое – это освоение и использование технологии развивающего обучения. Его сущность состоит в создании системы учебных задач, решаемых самими учащимися в процессе учебной деятельности. Здесь важно не просто выделить главное и придать ему форму проблемы, но и «загрузить» каждого ученика работой, отслеживая ход решения географической проблемы. В процессе такой деятельности учащиеся развивают познавательную активность, творческое мышление, приобщаются к решению проблемных вопросов, используя различные источники, находят связь между прошлыми и настоящими событиями. Теоретическая база данного опыта опирается на работы ряда ученых и авторов, работающих над технологией развивающего обучения. Достаточно подробно теория проблемного обучения рассмотрена в работе Л.М. Фридмана и В.И. Маху «Проблемная организация учебного процесса» и книге Г.А. Понуровой «Проблемный подход в обучении географии в средней школе». Я согласна с авторами теории в том, что организуя деятельность школьников в системе развивающего обучения, меняется и форма общения учителя с учениками. Обучение становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьников, взаимодействие с учебным материалом и друг с другом – все это позволяет научить учащихся учиться. Проблема активности учащихся на уроках географии, их интереса к предмету давно стала актуальной, так как преобладали такие типы уроков, которые подразумевали различные описания, объяснения или рассказ учителя. У учащихся не оставалось времени поразмышлять самому и получить информацию из каких-либо других источников, решить эту проблему мне помогает проблемное изложение материала, которое я применяю уже в течение трех лет. Метод проблемного обучения - творческий, оригинальный подход к обучению, требующий активной, поисковой, исследовательской работы школьников. Учащиеся в ходе урока получают не готовые объяснения нового материала, а работают с ним самостоятельно. Существуют два варианта проблемной организации образовательного процесса. Первый вариант предполагает, что процесс следует организовывать и проводить так, чтобы учащиеся всегда испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей, чтобы у них возникала постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. В данном случае образовательный процесс нужно строить следующим образом: при изучении нового материала создать проблемную ситуацию; включать учащихся в решении проблемы. При такой организации образовательного процесса осуществляется сотрудничество учителя с учениками. Изучение учебного материала производится путем развертывания исходной проблемной задачи в систему более частных проблемных, исследовательских и учебных задач. Постановка их перед учащимися и решение осуществляется фронтальным, индивидуальным и коллективными способами работы. При организации образовательного процесса по второму варианту все учебные занятия пронизаны коллективной учебной деятельностью учащихся, широким участием самих учеников в организации и проведении занятий. Этого можно достичь тем, что все учащиеся отчитываются за выполненную работу перед своей бригадой и несут ответственность за результаты своего труда. При этом они должны точно знать, какую учебную или проблемную задачу должны решить, каких результатов добиться. Психологические исследования показывают, что для полноценного обучения необходимо сотрудничество учащихся между собой, без прямого вмешательства учителя. Необходимость сочетания индивидуальных и коллективных форм организации учебной работы учащихся диктуется тем, что усвоение знаний происходит лишь в собственной деятельности ученика. Практическое использование методики проблемного обучения в курсе географии включает в себя несколько этапов. 1. Разработка проблемных вопросов. Из опыта работы следует, что проблемный вопрос должен быть: - сложным, сопряженным с противоречиями; - увлекательным, но соответствующим логике науки; - ёмким, способным охватить широкий круг вопросов; - создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации. 2. Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию осуществляется : - через углубление проблемного вопроса; - через поиск разных граней его решения; - через сопоставление разных вариантов ответов. 3. Формы решения проблемных ситуаций: - дискуссия; - научный спор; - проблемная лекция; - проблемные задачи и задания; - задачи исследовательского характера. 4. Определение факторов создания проблемных ситуаций: - уровень развития учащихся; - характер географического материала; - педагогические цели; - творческие и познавательные способности учащихся, их интересы и потребности; - стимуляция личной заинтересованности в разрешении проблемной ситуации. 5. Создание блоков проблемных уроков. 6. Разработка проблемного дидактического и контрольного материала. 7. Подготовка проблемных домашних заданий. Домашняя работа как индивидуально-обособленная форма обучения важна тем, что учит ребят индивидуальному труду и представляет возможности для самостоятельной работы, способствует воспитанию самостоятельности учащихся и служит подготовкой для самообразования. Она формирует не только сознательное и прочное усвоение знаний, умений и навыков, но и воспитывает такие ценностные качества личности как самостоятельность, организованность, настойчивость в достижении целей, ответственность за выполнение порученного дела. Именно такой подход в организации образовательного процесса позволяет осуществить интерактивное включение обучающихся в работу, не принимать ничего на веру, а обосновывать каждое суждение и решение.. На мой взгляд, для подготовки учащихся к конкурсам и предметным олимпиадам, а также при поступлении в ВУЗы особо значимым является наличие у школьников навыков самостоятельной работы. Второе направление – это применение информационных технологий на уроках географии. Информационная поддержка предмета выражается в использовании программного обеспечения по географии. Начиная с 6 класса можно внедрять в процесс обучения электронные учебники: «Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». Медиатека по географии: «Уроки географии 6-7 классы», «Социальная и экономическая география мира. 10 класс» и многочисленные интерактивные пособия по отдельным темам и блокам, а также интерактивные карты все это является хорошим пособием для преподавания уроков географии и подготовки учащихся к олимпиадам. Внедряя новые информационные технологии, ставим перед собой следующие задачи: научить ребенка самостоятельно находить нужную информацию, обрабатывать ее и грамотно использовать, также важно применять компьютерные технологии на всех этапах урока: при изложении нового материала, закреплении и контроле знаний, проверке домашних заданий. При объяснении нового материала можно использовать цветные рисунки и фотографии, видеофрагменты, справочные таблицы, анимацию. При закреплении знаний для быстрого повторения наиболее значимых вопросов применять рисунки, схемы, анимации через мультимедиа-проектор. Особо удобно и для учителя и для ученика использование компьютера для контроля знаний. Учащимся предлагаем задания: ответить на вопросы теста, расшифровать схему, проанализировать таблицу и т.д. и сразу можно проверить правильность выполнения заданий, учащиеся видят свои ошибки. Получается очень интересно, удобно и быстро. Для учащихся, которые интересуются географией, предлагаю занимательную форму выполнения домашнего задания в виде составления презентации и публикации по изученной теме. Использование информационных технологий обеспечивает возможность проведения компьютерных практикумов – занятий, в ходе которых ученики с помощью персонального компьютера решают учебные задачи по определенной теме курса или при подготовке к ЕГЭ. Таким образом, использование информационных технологий и персонального компьютера, безусловно, повышает интерес учащихся к предмету, стремление к самостоятельности, создает благоприятные условия для раскрытия их склонностей и способностей. Третье направление – использование в работе тестовых заданий. Необходимость применения тестов обусловлена, прежде всего, тем, что задания районных олимпиад, теоретического тура областных олимпиад по географии составлены в форме тестов, причем различного вида. Вот почему используя эту форму в качестве промежуточного контроля знаний учащихся на уроках, а так же в системе индивидуальных занятий с одаренными школьниками можно хорошо подготовить детей. Применение тестов обусловливается вторым фактором – введением ЕГЭ, что требует от каждого учащегося умения справляться с заданиями в тестовой форме, а подготовку к ЕГЭ мы начинаем с 6 класса. Четвертое направление – это создание в школе системы индивидуальных занятий по географии. На мой взгляд, это одно из самых важных условий для работы по углубленному и расширенному изучению материала заинтересованными обучающимися. Именно на этих занятиях происходит практическая отработка теоретических знаний в процессе наблюдений и экспериментов, совершенствуются навыки работы с дополнительной литературой, компьютерными программами, а также школьники приобретают навыки выполнения исследовательских проектов. По моему глубокому убеждению, именно такие занятия способствуют более ранней профилизации образовательного процесса, осознанному выбору школьниками будущей профессии. Пятое направление – это осуществление гибкого управления процессом самообразования школьников. Ученик, даже самый одаренный, без организационного начала со стороны учителя, по моему мнению, не сможет добиться высоких результатов в конкурсах, олимпиадах, не раскроет свою собственную природу и на самом уроке. Для того чтобы это произошло, для развития его активности и самостоятельности необходимо учителю создавать личностно-ориентированную образовательную среду, в которой будет создаваться субъектная позиция обучающегося. В создании такой среды я и вижу главную цель гибкого управления процессом самообразования Таким образом, предложенная система позволила повысить интерес школьников к изучению географии, поэтому можно сделать следующие выводы: 1. Выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия индивидуализации образовательного процесса по географии для стимулирования познавательной активности к предмету. 2. Определены показатели индивидуализации образовательного процесса по географии для повышения познавательной активности к предмету – это качество знаний учащихся, участие обучающихся в предметных олимпиадах и конкурсах, развитие интереса к географии. 3. Разработанная система позволяет повысить качество знаний, увеличить количество детей увлекающихся географией, создать положительную устойчивую мотивацию к географии. 4. Работу по индивидуализации обучения необходимо начинать с 6 класса. | |
Просмотров: 6552 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|