Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ В КЛАССАХ С ЗПР Омарова Гульсум Ораловна – учитель математики Государственное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15 города Павлодара» Как стремительно меняется наш мир. То, что вчера казалось несбыточной мечтой, сегодня уже повседневная реальность. Улучшается качество жизни, растет уровень медицины, образования. Сегодня мы много говорим о детях одаренных, но количество здоровых детей все меньше и меньше. Я шестой год работаю в классах для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Конечно, невозможно успешно трудиться, не зная хоть немного об этом виде нарушения. Что значит – задержка психического развития? Это замедление темпа развития психики ребёнка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов над учебными, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. ЗПР является пограничным состоянием между нормой и умственной отсталостью. Это понятие, которое говорит не о стойком, необратимом психическом развитии, а о замедлении его темпа. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. Причины возникновения ЗПР можно разделить на две большие группы: 1.Причины биологического характера; 2.Причины социально–психологического характера. В нашей школе обучаются дети, имеющие заключение ГПМПК «Задержка психического развития церебрально – органического генеза». Строя работу в классах для детей с ЗПР, необходимо учитывать психолофизиологические особенности таких детей: Снижение работоспособности и неустойчивость внимания у таких детей имеют разнообразные индивидуальные формы проявления. Так, у одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других – наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода деятельности; у третей группы отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания. Особенности внимания детей с ЗПР проявляются в его неустойчивости (повышенная отвлекаемость, кратковременная концентрация на объекте). Наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление темпа деятельности и увеличивает количество ошибок. У детей с ЗПР наблюдается и более низкий уровень развития восприятия, что проявляется в недостаточности, ограниченности, фрагментарности знаний детей об окружающем мире, в затруднениях при узнавании предметов в непривычном ракурсе. Недостаточная продуктивность произвольной памяти, малый объём памяти, и как следствие - неточность и трудность воспроизведения. Большинство детей страдают дефектами звукопроизношения, у них весьма ограничен словарный запас. Коррекционная работа с такими детьми должна вестись в следующих направлениях: а) осуществление личностно-ориентированного подхода; диагностика познавательных способностей; пробуждение желания учиться; б) предупреждение наступления утомления, снятие напряжения; в) использование методов, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей; г) проявление особого педагогического такта; умение вовремя подметить и поощрить успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности; д) привлекать родителей к сотрудничеству, оказывая им профессиональную помощь. Особенности организации учебного процесса в классах с ЗПР. Многократное повторение основного материала – один из приёмов работы. Оптимальны и репродуктивные методы, т.к. они позволяют детям увидеть главное в изучаемом материале, систематизировать, повторять по шаблону. Необходимо помнить, что детям из класса коррекции необходим период «вживания» в материал. Нельзя их торопить. Надо учитывать низкую скорость чтения, счёта и письма. Педагог обязан вселять детям веру в то, что они обязательно поймут и запомнят материал. Для лучшего запоминания чаще предлагаются однотипные задания (одно – решил с учителем, другое – сообща с классом, третье – каждый индивидуально). Излагать материал надо маленькими дозами, каждую из них закреплять повторением, констатацией сказанного, решением проблемного вопроса. Учитель, работающий с детьми с ЗПР, должен научиться придумывать задания, идущие от простого к сложному, не гнаться за обилием новой информации, уметь из изучаемого материала выбрать главное, доступно изложить его, повторить и закрепить. Главная составляющая работы – общение. Сумеет учитель расположить к себе ребят – получит и результаты обучения. Я работаю учителем математики, поэтому поделюсь некоторыми особенностями по своему предмету. К примеру, мы практикуем дробные контрольные работы после прохождения определенной темы. На изучение математики отводится большая часть учебного плана (5+1). Это дает возможность на основные темы выделить большее количество часов; некоторые темы даются в ознакомительном порядке; основная часть теорем и формул дается без доказательств и выводов. На уроках коррекции проводится индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися и с теми, кто много пропустил занятий по состоянию здоровья. Так как мы работаем по общеобразовательной программе, специальных коррекционных учебников нет. Недостаточное количество упражнений доступных для решения, малый объем устных упражнений, которые бы позволяли на многократном повторении отрабатывать полученные знания, требует от учителя разработки своего дидактического раздаточного материала на каждый урок. Индивидуально - дифференцированное обучение Несмотря на то, что в классах все учащиеся с ЗПР, причины возникновения нарушений различны, в отличие от других классов, где так же осуществляется дифференцированный подход в обучении, в подобных классах он становится наиболее актуальным. Учёт личностных особенностей, форм нарушений в развитии и их проявлений, эмоционально – психологическое состояние ребёнка, которое может меняться несколько раз за день в зависимости от различных раздражающих факторов позволяют учителям строить свою работу с максимальным успехом. Объединение детей в однородные по способностям и проблемам группы создаёт благоприятные условия для успешного усвоения учебного материала. Используем различные виды педагогической поддержки: обучаем без принуждения (педагогика сотрудничества); адаптируем содержание (очищение от сложных подробностей и многообразия учебного материала); одновременное подключение (в процессе восприятия материала подключается слух, зрение, моторика, память и логическое мышление); используем опорные сигналы, разнообразную наглядность; формулируем определения по установленному образцу, учим применять алгоритмы; взаимообучение; используем оптимальный темп с позиции полного усвоения; создаём ситуацию успеха. При ИПК ПК г.Павлодара работает кабинет коррекционной педагогики и психологии, где проводятся курсы, семинары для учителей. Я прошла курсы «Особенности преподавания и воспитания школьников с ЗПР». На базе нашей школы был проведен областной семинар, где мы поделились опытом работы с другими учителями. Постоянное сотрудничество с школьным медработником, психологом, родителями, позволяет нам помочь детям с ЗПР вписаться в остальное общество без особого для них ущерба и вреда. Литература: 1. Актуальные проблемы диагностики ЗПР у детей. Под редакцией К. С. Лебединской – М. 1982г. 2. Основы коррекционной педагогики. Гонеев А. Д., Лифинцева Н. И. М.,1996 г. 3. Курс лекций по коррекционной педагогике И. П. Подласый Москва 2006 год. | |
Просмотров: 4381 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|