Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
КГКП «Школа искусств №2» г.Караганды Ахметгареева Н.М., преподаватель хореографии РЦДО Сайтарлы Е.В., зам.директора по УВР «Развитие творческого потенциала учащихся в условиях Ресурсного центра дополнительного образования». Деятельность школы искусств, отвечающей современным реалиям, должна отражать следующие принципы: - принцип развития, охватывающий в себе стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач; - принцип целостности образа мира, отражающий осознание ребенком разнообразных связей между объектами и явлениями и умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет; - принцип культуросообразности, работающий на создание условий для наиболее полного ознакомления с достижениями и развитием культур современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов; - принцип вариативности, который дает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, при этом сохранение инвариантного минимума образования. Таким образом, все принципы, лежащие в основе образовательной деятельности организаций дополнительного образования должны быть сориентированы на личность ребенка и создание условия для развития его способностей, на сотрудничество педагогов и учащихся, педагогов и родителей, на взаимодействие содержания образования по всем учебным предметам. Современный уровень развития общества, совершенствование производства, скорость изменения его технологической и материально-технической базы ставят перед системой образования, в том числе перед системой дополнительного образования, задачу формирования творческой, конкурентоспособной личности, а именно: - Инициативной; Всесторонне развитой; Социально-активной; Креативной; Толерантной; Умеющей взаимодействовать с другими людьми; Умеющей делать выбор и нести ответственность за него; Принимать решения и доводить их до реализации. В каждом возрасте имеется некоторый потенциал ведущих запросов, который должен быть реализован именно в этот период, закладывая основы дальнейшего культурного и эстетического развития личности. Исходя из этого, возникает необходимость создания благоприятных условий для того, чтобы представители молодого поколения могли, во-первых, освоить культурное наследие, фольклор, народные игры, важнейшие нравственные ценности, во-вторых реализовать свой творческий потенциал, а также врождённые качества, которые определяют конструктивное развитие личности в течение последующей жизни. Целью образования в любой школе, должно быть формирование образа человека сознательного в триединстве сердца, ума и рук. Ресурсный центр дополнительного образования – это эффективная форма дополнительного образования, обеспечивающая необходимые условия для развития творческого и эстетического потенциала формирующейся личности обучающегося, не зависимо от его места основного обучения и проживания, материального благосостояния. В связи с тем, что система дополнительного образования, прежде всего, должна создавать условия для самоопределения и самореализации личности обучающихся и обеспечивать раскрытие и развитие индивидуальных способностей каждого ребенка, то одним из приоритетных показателей эффективности ее деятельности являются достижения учащихся в творческих конкурсах и участие в концертной и выставочной деятельности. Отметим, что если при поступлении в опорную школу искусств №2 дети проходят собеседование, для первоначального выявления способностей, по результатам которого родителям даются рекомендации, на каком из эстетических отделений комфортнее будет обучаться их ребенку, то в классы РЦ принимают всех детей без предварительного собеседования. Тем значительнее их победы в детских творческих конкурсах. Хореографическое отделение – профиль, где особое место занимает концертная деятельность. Преподавателям пришлось приложить огромные усилия для создания хореографических коллективов в магнитных школах. Складывались различные ситуации в концертной деятельности коллективов, например, только прибывшим учащимся, зачастую приходилось выступать на всевозможных мероприятиях через короткий промежуток времени после начала обучения. Отметим, что уже в конце первого года существования были достигнуты хорошие результаты: был проведен Отчетный концерт на большой сцене – сцене ДКГ Майкудука, состоящий из концертных номеров хореографических коллективов магнитных школ. Также хотелось бы отметить, что в течение учебного года многие учащиеся участвовали в концертной деятельности школы и города- это выступления в концертном зале «Шалкыма», ДКГ, Академическом театре музыкальной комедии. Отметим молодых специалистов Береговую Ольгу Николаевну и Пауль елену александровну, которые смогли в короткие сроки не только создать крепкие коллективы, но поставить достаточно большое количество концертных номеров, где приоритетными являются национальные танцы. Можно смело сказать, что педагогами хореографического отделения пройден первый, самый сложный, этап обучения, освоения эксперимента РЦ. Сейчас уже можно радоваться «Первым ласточкам», перешедшим на второй уровень обучения. Это те дети, которые из сетевых школ перешли на предпрофильные и профильные курсы, которые проводятся на базе школы искусств №2. Таких учащихся пока не много, но их колличество постоянно растёт. Более того, выпускники, прошедшие профильные курсы поступают в высшие учебные заведения по профилю (Ли Ольга – поступила в Санкт-Петербургскую Академию культуры). Музыкальное отделение – самое многочисленное. За короткий период времени преподаватели смогли добиться ярких результатов. Педагог по классу домбры Нурбекова Айжан создала ансамбль домбристов «Жас дарындар», который занял 2 и 3 место на городском конкурсе «Наз қоныр». Учащиеся магнитных школ участвовали в городском конкурсе «Күй қайнары», где заняли 1, 2 места. Одним из серьезнейших показателей мастерства учащихся является Областной конкурс юных музыкантов. Так, в 2012 году учащаяся магнитной школы Алькенова Айжан стала дипломантом данного конкурса. В ноябре 2012 года на Республиканском фестивале-конкурсе «Күншуақ», уценица Кадырова Лаура стала Лауреатом 3 степени – это очень значительный результат для ученицы 2 года обучения. Художественное отделение в РЦДО работает второй год. Все преподаватели изобразительного искусства - молодые специалисты, а самое главное – выпускники нашей школы искусств! Несмотря на то, что сами педагоги делают первые шаги в преподавательской деятельности, их ученики уже стали лауреатами конкурсов детского рисунка. Так, Абдрахман Нурмухаммед стал обладателем Диплома 3 степени журнала «Выбирай», а Ибраева Айжан заняла 2 место в конкурсе, проводимом Карагандинским Государственным Зоологическим парком. Наиболее значительным достижением стало участие в конкурсе детского рисунка «Мой любимый город» в рамках проекта «Фестиваль «Мы - карагандинцы». 27 ноября 7 учащихся художественного отделения РЦ приглашены в качестве номинантов на награждение за вклад в развитие г.Караганды «Замандас-2012». На художественном отделении РЦ стали складываться определенные традиции: в конце каждой четверти – выставки в холле школы. «Осенняя выставка», «Зимняя выставка», «Весенняя выставка» - так в холле школы выставляются живописные и графические работы, фото скульптурных и декоративных композиций учеников художественного отделения РЦДО. Проведение подобных мероприятий является мощным стимулом к дальнейшей деятельности, дети со старанием выполняют следующие задания, зная, что лучшие работы будут выставлены в конце четверти. В апреле 2012 года выполнена коллективная композиция «Музыка степей» (диптих), которая явилась частью оформления холла СОШ №10. Техника исполнения данной работы – обрывная аппликация, так как она является наиболее подходящей для детей младшего школьного возраста. Таким образом, можно отметить, что уже первые шаги работы РЦДО решают основную задачу, стоящую перед ним – раскрытие творческого потенциала детей. Достижению результатов способствует обучение по трёхуровневым программам: - учебная программа первого уровня, по которой работают в начальных классах, обеспечивает общее художественно-эстетическое развитие всех детей, не зависимо от их способностей; - учебная программа второго уровня – обучение детей с индивидуальными способностями к определенному виду искусства; - после обучения по первым двум уровням и приобретения детьми определенных навыков, учащиеся имеют возможность перевестись из Ресурсного Центра непосредственно в Школу искусств №2 и обучаться по программе третьего уровня: углубленно осваивать выбранный вид искусства, подготовиться к профессиональному обучению по выбранной специальности, поступлению в средне-специальные или высшие учебные заведения эстетическому профилю. В целом, анализируя работу Ресурсного центра дополнительного образования Школы искусств №2, можно также отметить следующие положительные моменты – это отсутствие у учащихся проблем эмоционально-личностного плана, таких как тревожность, неуверенность в себе, дискомфорт пребывания в определенном детском коллективе. Групповые занятия (в-первую очередь, на хореографическом отделении, где в составе единого коллектива от каждого из учащихся зависит общий результат) закрепили у детей навыки бесконфликтного общения, способствовали формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, самим себе. Ресурсный Центр ШИ № 2, несомненно, обладает всеми возможными ресурсами для того, чтобы заинтересовать как можно большее количество детей искусством, приобщить учащихся к прекрасному, занять их в свободное время творчеством, повысив тем самым культурно-эстетический уровень обучаемых; удовлетворить запросы учащихся и их родителей в качестве образовательных услуг. Мы будем продолжать работать в режиме реального времени: дарить детям общение друг с другом, воспитывать в них умение творить и самовыражаться посредством «его величества – ИСКУССТВА»! | |
Просмотров: 1317 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|