Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Исследовательская деятельность на уроках химии и биологии и во внеурочное время
Исследовательская деятельность на уроках
химии и биологии.

В современной школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

Чаще всего успешность формирования и развития исследовательских умений связывается с углублённым изучением предмета в специальных классах или группах, что не всегда возможно, особенно в небольшой поселковой или сельской школе. Выходом из такого положения служит внеклассная работа, которая позволяет работать с учащимися, интересующимися предметом, не ограничиваясь рамками учебной программы. Применение во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, развивает у школьников исследовательские наклонности.

Научно-исследовательская работа на уроках и во внеурочное время может быть организована как среди подростков 15-17 лет, так и среди учащихся более младших классов. Ребята в этом возрасте не любят механическое заучивание.
Необходимо применять
-инновационные методы и технологии,
-развивающие творчество,
-самостоятельность в поиске знаний.
Исследовательская деятельность именно та организация учебной работы, при которой учащиеся осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск, и применять знания по биологии и химии в реальной жизни.
В процессе такого обучения школьники учатся
- мыслить логически, научно, творчески,
-испытывают уверенность в своих возможностях.

Необходимыми условиями для творческой научно-исследовательской деятельности учащихся являются:
-организация непрерывного образования и воспитания на всех ступенях учебного процесса;
-организация индивидуальной творческой активности учащихся , которая включает участие в профильных конференциях,
-оценка и поощрение результатов творческой деятельности учащегося, повышающие его самооценку и роль в коллективе.

Исследовательские умения являются умениями сложными и состоят из трёх компонентов:
- операционного (система умений и навыков),
- содержательного (система исследовательских знаний),
- мотивационного, проявляющегося в виде познавательного интереса.

Введение этих компонентов при изучении химии уроков-исследований – процесс поэтапный.

Первым этапом для осуществления исследовательской работы является работа с дополнительной литературой. Учащегося прежде всего необходимо научить проанализировать, осмыслить материал, проявить мысленную активность в его усвоении.

Вторым этапом является написание докладов, рефератов. Эта работа формирует умение держать себя перед публикой, ребята учатся самостоятельности мышления, подбирать дополнительную литературу по теме, находить в ней нужную информацию.

Третий этап – проведение практических работ. Они позволяют ребятам самим побывать в роли экспериментатора и учат проводить элементарные научные исследования.

И последний этап – уроки-исследования , которые включены в рабочую программу, а также и во внеклассную работу.

Исследовательская работа построена по плану:

1. Предварительный этап: определение того, что необходимо знать об исследуемой проблеме. Выяснение местных , например, экологических проблем. Определение цели исследования и путей её решения.

2. Исследовательский этап: изучение состояния среды или предлагаемой проблемы на практике, проведение полевых исследований, опросов, работа с дополнительной литературой. Затем – планирование эксперимента на основе теоретических знаний и практических умений и проведение эксперимента.

3. Заключительный этап. Оформление работы, выступления учащихся, обсуждение.

В ходе изучения химии в 10-11 классах можно проводить такие уроки исследования как, например, «Биохимия почв»: в ходе проведения работы учащиеся не только знакомятся с химическим составом почв, но и делают выводы о соотношении организмов и качестве почв, токсичности элементов, сами дают рекомендации по природоохранным мероприятиям.

В ходе изучения раздела «Химия в быту» проводятся уроки, в ходе которых, школьники учатся применять на практике полученные знания по химии для решения бытовых проблем: «Контроль качества продуктов питания», «Анализ минеральной воды и прохладительных напитков», «Препараты бытовой химии в нашем доме», «Химические средства защиты растений и экология».

Для проверки результативности полученных знаний при использовании уроков-исследований проведены контрольные работы. В экспериментальной группе 89% учащихся справились с работой на «хорошо» и «отлично», в других группах количество таких ребят варьировалось от 36% до 51%.

Анализ контрольных работ показал, что учащиеся групп, в которых не проводились исследовательские уроки не справились с заданиями, требующие практического применения полученных теоретических знаний, где необходимо было предположить влияние веществ, составить план исследования.

При проведении таких уроков заинтересованность была у всех ребят. Во время проведения работы и на обобщении ребята были удивлены своими возможностями. Потому, что большинство из них воспринимали химию как чисто теоретический, не связанный с жизнью предмет.
Использованная мной деятельность, при минимуме материальных затрат, дала возможность детям понять, что полученные знания можно применять на практике.
Ребята научились проводить элементарные исследования, которые пригодятся в повседневной жизни, задумались о последствиях хозяйственной деятельности человека и о том, как это отражается на здоровье человека

Таким образом, исследовательскую деятельность учащихся по химии и биологии необходимо применять, поскольку она активизирует все виды деятельности учащихся, способствуют развитию их личности и формированию планетарного мышления, затрагивает чувства учащихся, заставляет мыслить самостоятельно, и что немаловажно, возрастает интерес к предмету.

Вопросам организации исследовательской деятельности учащихся во внеклассной работе по биологии посвящены многие труды по методике преподавания биологии. В них рассмотрены теория и практика школьного биологического эксперимента и наблюдений. В тоже время, методике проведения наблюдений и экспериментов в условиях живой природы большинство авторов уделяет мало места, ориентируясь, в основном на работу
-в школьном биологическом кабинете,
-на пришкольном учебно-опытном участке
-и в школьном уголке живой природы.

Непосредственному наблюдению за живыми объектами в естественных условиях обитания отводится немного места, хотя подобная работа не требует создания специальных условий и позволяет развивать у учащихся исследовательские наклонности, формировать исследовательские умения, как основной компонент учебной исследовательской деятельности в течении всего периода обучения.

Не секрет, что во многих школах эта проблема стоит на низком уровне.
Основной причиной низкого уровня овладения исследовательскими умениями в области биологии и химии - отсутствие целенаправленной и систематической работы учителей биологии по формированию и развитию исследовательских умений как на уроках биологии, так и во внеклассной работе по предмету. Поэтому необходимо нам , учителям , обратить внимание на эту проблему.
Категория: Опыт | Добавил: tatyana01 (2013-05-03) | Автор: Стемасова Татьяна Алексеевна E
Просмотров: 4204 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 10:05 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru