Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
«Өнер әлемінде» косымша курс сабақтарында «Музыка және «Бейнелеу өнері» пәндерін интеграциялуа Интеграция предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство» на занятиях дополнительного курса «Я в мире искусства» Бабич Г.В., Жангужинова Г.К. СОШ №42 имени М.Ауэзова города Павлодара учителя музыки и ИЗО Слайд 1,2,3 Большое внимание в современной Концепции развития образования Республики Казахстан уделяется обучению детей в инновационной школе, где создаются условия для разностороннего развития школьников за счет гимназического и развивающего компонентов. Система обучения в гимназических классах предусматривает подготовку молодого поколения к жизнедеятельности в условиях взаимосвязанного и взаимозависимого окружающего мира. В ГОСО 2010 года сокращены часы «Музыки» и «Изобразительного искусства». В связи с этим возникла у нас необходимость выбора и применения такой технологии, которая могло бы помочь достигнуть улучшения качества обучения по нашим предметам и совершенствования эстетического воспитания учащихся нашей школы. Слайд 4 Введение интеграции предметов в систему образования позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Как известно, интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Слайд 5 На интегрированном курсе лучше достигаются дидактические цели: познавательная, развивающая и воспитательная. Пример интегрированного курса может служить авторская разработка Н. Б. Шумаковой «Одаренный ребенок» [1], направленная на развитие у ребенка целостной картины мира и понимание места в ней человека. Определения понятия «интеграция» в словаре Ушакова трактуется, как объединение в целое каких-либо частей или элементов в процессе развития. Более точно и объёмно, на наш взгляд, дано определение интеграции в работе Кульневича С. В., Лакоценина Т.Т. «Анализ современного урока» ( 2): «Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области». Объединение таких курсов, как изобразительное искусство и художественный труд, изобразительное искусство и литература, изобразительное искусство и музыка просто дополняют друг друга. Практика показывает, что интеграция музыки и изобразительного искусства позволяет учащимся на занятии слушать, развивать воображение и чувства, а так же заниматься творчеством. (3) Интеграция музыки, изобразительного искусства дает большие возможности для раскрытия духовных горизонтов искусства, приобщает к нему как языку общения между народами, памяти человечества, в которой сохранены мысли, чувства, деяния людей прошлых эпох и настоящего времени. Трехлетний опыт нашей работы показывает эффективность и целесообразность интегрированных занятий по изобразительному искусству и музыке в развитии творческих способностей учащихся. Слайд 6 Система работы по апробации авторской программы интегрированного курса «В мире искусства» включала знакомство с основами методики преподавания предметов «Изобразительное искусство», «Музыка» с целью их интеграции, отбор содержания интегрированных занятий, подбор музыкальных приложений и коллекций репродукций картин известных художников по основным темам, систематизацию собранного материала, создание и пополнение банка творческих работ обучающихся, важным направлением деятельности является исследование влияния интеграции предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство» на формирование образного мышления, восприятия, памяти учащихся. На завершающем этапе в 2013 году предполагалось обобщить опыт по проблеме исследования. Слайд 7, 8 Создав оптимальные условия, используя современные средства обучения на занятиях изобразительного искусства и музыки, мы подтвердили свою гипотезу исследования, что использование интегрированных занятий предметов «ИЗО» и «Музыка», формирующих целостное представление мира, развивающих логику, воображение, мышление школьников, позволяет повысить уровень творческих способностей учащихся. Слайд 9 Как цель обучения интеграция помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии через звук и цвет, как средство обучения учащихся интеграция способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний. Слайд 10 Мы учитывали и такие возможности интеграции, как систематизация музыкальных и изобразительных знаний, формирование музыкальных и изобразительных умений и навыков, развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, музыкальной и художественной памяти, мышления учащихся. Слайд 11 Технология опыта ведется на основе межличностного взаимодействия учителя и учащихся. Основными принципами педагогического взаимодействия являются: гуманистическая направленность, творчество, эмоциональная вовлеченность, равенство в общении и партнерство в совместной деятельности. Слайд 12 Опыт по теме «Интеграция предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство» на занятиях дополнительного курса «В мире искусства» показывает, что интегрированные занятия – это особенный урок: он усиливает интерес к предметам (мотивацию), позволяет более эффективно использовать рабочее время, на таком уроке, возможно решить дидактические (учебные) задачи двух и более предметов. Слайд 13 Конечно и подготовка к такому уроку особая. Важно знать психологические и дидактические основы протекания интеграционных процессов в образовании. Выделить в программе по каждому предмету сходные темы и аспекты. Определить связи между сходными элементами знаний. Откорректировать программы, если это необходимо. Составить презентации. Подобрать музыкальные и художественно изобразительные произведений. Работая в системе интегрирования, мы заметили, что именно эти занятия помогают детям познавать всю красоту окружающего мира, они с огромным удовольствием постигают новое, эти занятия будят во всех ребятах желание творить. Проводя эти занятия по разным темам интегрированного курса, легко заметить, что сама система является эффективным средством обучения на основе более совершенных (новых) методов, приёмов, форм, технологий. А самое главное, на основании интегрирования рождается качественно новое знание, которое и есть целостное представление о мире. Для нас, как для преподавателей школы, очень важно, что интегрирование учебных предметов способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. Слайд 14 В соответствии с нашей авторской программой, рецензированной методистом ИЗО и музыки ИПК ПК Такырбасовым Е.К. и зав кафедрой Архитектура и дизайн ИнЕУ, кандидат искусствоведения, член Ассоциации художников Казахстана Мазиной Ю.И., мы разработали Учебно-Методический Комплекс (УМК), содержащий материалы интегрированных занятий для 5-6 классов. Основными предметами в предполагаемой системе уроков является музыка, ИЗО, а также литература. Интеграция содержания позволяет учащимся увидеть целостно изучаемый объект и творчески самореализоваться. Слайд 15 На занятиях используются различные направления: формирования новых знаний, повторение, а так же используются различные формы: путешествие, экскурсия, проблемное занятие, занятие практикум, деловая или ролевая игра, театральное занятие, занятие беседа. Слайд 16 Например, тема: «Синий цвет». Занятие проходит в форме морского путешествия. Дети услышали голос моря, его разное настроение., морских обитателей. Научились развивать мир «морских фантазий». Слайд 17, 18, 19, 20 ,21 А на занятии «Роль художника и музыки в цирке» дети стали участниками циркового представления. Учащиеся разделились на 2 команды» команда Бим и Бом. Предоставляется возможность стать цирковыми артистами. Одна команда под музыку имитируют движения, изображая жонглеров, акробатов, силачей, фокусников, а другая без музыки делает все движения. Выясняют, с музыкой интереснее и легче делать движения. Далее ставится задача о костюмах, если бы они у всей команды были, то было бы зрелищнее или нет? А кто создает эти костюмы – костюмер. Не забывают что главные артисты в цирке это животные. Рисуют дети животных, которых услышали в музыке, затем превращают их в цирковых. Животные в цирке выступают с мячом, на велосипеде, с музыкальным инструментом. И так создается афиша к цирковому представлению. Такие интегрированные занятия увлекают детей. Ученики раскрывают свое творчество. Таким образом, Баркова Р.В.(4) в своих трудах «Интеграция видов искусств при изучении художественных направлений», считает принципы построения интегрированных уроков всех видов искусства направлены на формирование у школьников целостного представления о культуре как важнейшей области художественной деятельности человечества. Это находит выражение и в способах организации урока, основанных на комплексном использовании произведений литературы, живописи, музыки, и в особенностях их содержания, отражающего конкретные темы-образы, темы-ситуации, наконец, в системе творческих заданий, активизирующих самостоятельность учеников, их творческое воображение и творческие способности. Слайд 22 Заслуженный учитель РФ Абинова(5), в своей статье «Интеграция в образовании» указывает, что альтернативность и вариативность мышления - возможность, которую представляет интегрированное обучение приносит огромную пользу. Полученные результаты позволяют сделать выводы о том, что у большинства учащихся развивается творчество, инициатива, способность мыслить по-новому, принимать самостоятельно нестандартные решения. Кроме того, на интегрированных занятиях у детей формируется целостное представление мира. Итоги тестирования наших учащихся, включенных в режим исследования, позволили определить уровень развития познавательного процесса учащихся и показали положительную динамику развития школьников: 2010-2011 2011-2012 Динамика памяти 62% 72% +10 мышление 50%, 95% +45 воображения 70% 84%. +14 Слайд 23 Опыт работы нашей микро группы представлен на различных уровнях. В 2011 году в ходе аттестации школы проведен открытый урок, который получил высокую оценку преподавателей вузов, методистов отдела образования, завучей школ города. В этом же 2011 году в городском смотре методических пособий наша программа по курсу «В мире искусства» за 5 класс заняла 3 призовое место, а программа за 6 класс - 3 место в 2013 году. Наш опыт по теме «Интеграция предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство» на занятиях дополнительного курса «Я в мире искусства» был представлен в 2012 году на заседании секции учителей музыки и ИЗО на городской августовской конференции, где выступление было отмечено членами жюри, отделом образования как лучший доклад. Наряду с этим в электронном педагогическом журнале «Коллеги» в 2012 году была опубликована статья «Как прекрасен мир искусства!», в котором описана система нашей работы заместителем директора по научно - методической работе Акишевой Б.М. В 2013 году опыт работы по данной проблеме обобщен на заседании экспертной комиссии городского отдела образования города Павлодара. Список изученной литературы: 1. Н. Б. Шумаковой «Одаренный ребенок» М.: Просвещение, 2006.-239с. 2. Казаренков В.И. «Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников». Учебные пособия – М., 2002г, 3-5с 3. Кульневича С. В., Лакоценина Т.Т. «Анализ современного урока», Практич. пособие для учителей, классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Изд-е 2-е, доп. и переработ. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2006. – 224 с. 4. Казаренков В.И. «Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников». Учебные пособия – М., 2002г, 3-5с 5. Баркова Р.В. Интеграция видов искусств при изучении художественных направлений. 6. Абинова Н.М. заслуженный учитель РФ, директор Заозерной школы №16 «Интеграция в образовании» | |
Просмотров: 2427 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|