Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Мецкер Д.И. "Театральное творчество воспитанников детского дома с ограниченными возможностями...на пути к выздровлению"
Мецкер Д.И.,
воспитатель,
руководитель театра юного зрителя
детского дома г. Караганды.

"Театральное творчество воспитанников детского дома с ограниченными возможностями... на пути к выздоровлению".

«Театральное творчество лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Всякую свою выдумку, впечатления ребенку хочется воплотить в живые образы и действия »
Ю.Н. Петрова
Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен.
Основной контингент групп детского дома для детей с ограниченными возможностями в развитии составляют дети с задержкой психического развития, с социальной запущенностью, с пограничными с олигофренией состояниями.
Таких детей характеризует личностная незрелость, повышенная внушаемость, непроизвольность психических функций. Нередко имеет место соматогенный инфантилизм – задержка эмоционального развития с рядом невротических наслоений – неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанных с ощущением своей физической неполноценности.
Эмоционально- волевая незрелость характеризуется тем, что у детей отсутствует типичная для здорового ребёнка живость и яркость эмоций, характерны слабая заинтересованность в оценке, игровую деятельность характеризуют бедность воображения, творчества и однообразие. Эти дети затрудняются в осознании воображаемой ситуации и принятой на себя роли.
Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать своё «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?
В силу разнообразия и множественности нарушений, коррекционная работа с детьми требует привлечения разнообразных приёмов и методов. Воздействие на ребёнка с отклонениями в развитии с помощью искусства, в частности театральной деятельности могут сыграть положительную роль в развитии эмоционально – волевой сферы, познавательности, речи, преодоление личностной незрелости.
Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют чувствительно- образный характер детского мышления, нерасчлененностью творческой и сотворческой деятельности, наивно – игровое отношение ко многому, с чем приходится сталкиваться в окружающей действительности. Эти особенности детского восприятия и творчества характеризуют развитие ребенка, прежде всего в области искусств, близких миру театра. Перечисленные выше недостатки диктуют необходимость разработки специальных занятий по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы, таковыми являются занятия по театрализации «часов творчества». Они призваны исправлять дефекты эмоционально-волевой сферы, формировать основы художественной культуры, помочь овладению практическими умениями, расширять возможности социальной адаптации посредством театрализации, участвовать в общественной и культурной деятельности в микро и макросреде.
Театрализация располагает большими возможностями, так как воздействует целым комплексом средств. Художественные образы – персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое в силу конкретно-образного мышления ребёнка с отклонениями в развитии помогает ему легче, лучше и правильнее понять содержания спектакля.
Сознавая это, я решила организовать в детском доме театральный кружок «Приходи сказка»
На начальном этапе проводился отбор заданий, игр, упражнений необходимых для развития активности потенциальных возможностей детей и их эмоционально- волевой сферы. Наиболее эффективные включались в последующие занятия с детьми по театрализованной деятельности, но с более усложненными заданиями.
Для того чтобы выявить сценические способности детей – проводились игровые упражнения на имитацию: « Покажи как», «В магазине зеркал», «Я не знаю»- этюды на развитие выражать свое удивление, , радость, горе и т.д.Использовались пиктограммы- для обучения детей определять настроение, эмоциональное состояние. Проводились упражнения на мимику и пластику, так как важную роль в процессе обучения играет умение выражать свои эмоции и правильно понимать собеседника. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность затрудняют общение детей между собой и взрослыми.
Когда были выявлены дети со сценическими данными, и те кто хотел принимать участие в театрализации , приступили к репетиции. Сначала выбирались легкие по содержанию сказки, которые дети давно знают, сами их рассказывают.
На репетициях, к воспроизведению образов персонажей дети с проблемами в развитии подводились поэтапно, сначала разучивался текст, формировалось умение интонационно передавать образ, затем дети овладевали пластической выразительностью, и только после этого создавался целостный образ персонажа.
Помогала в работе совместная подготовка с детьми декораций, костюмов- это объединяло детей, делало их отношения более теплыми.
Работая над сценариями, дети знакомились с произведениями художественной литературы, творчеством детских писателей. Спектакли расширяют кругозор детей и надолго остаются в памяти. Театральная деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развивает интерес к литературе и театру, формирует диалогическую, эмоционально – насыщенную речь, активизирует словарь.
На репетициях и во время показа, дети учатся языку общения, учатся согласовывать свои действия с действиями другого, учатся взаимопониманию и взаимопомощи.
Для того чтобы дети могли почувствовать свою социальную значимость в этой деятельности и не пропадал интерес к театрализации, детские спектакли показывали зрителям. Были подготовлены и показаны сказки « Сестрица Аленушка и братец Иванушка», « Путешествие Незнайки в Волшебной стране», сказки на новый лад: «Золушка», «Теремок», «Варвара- краса длинная коса» и т.д.
В течении года у нас идет знакомство с обычаями, бытом казахского народа, дети инсценировали народные обряды, т.к. имя наречение, укладывание ребенка, перевязывание пут.
Много читали казахские народные сказки. Одну из них решили попробовать проинсценировать- это сказка «Счастье Кадыра». Она сложна по содержанию, в ней много оборотов речи свойственных казахскому народу. Много разных персонажей, эмоциональное состояние которых должны передать дети ( злость, радость, горе, удивление, страх и гнев).
Перевоплощаясь в героев сказок, создавая воображаемую ситуацию дети живут одной жизнью с героями, выражают свое одобрение или негодование. Самое главное, любовь к образу вызывает стремление улучшить создаваемый образ, облегчает поиск выразительности средств, помогает развитию искренности доброжелательности.
Для повышения творческой активности детей привлекали к участию в утренниках, развлечениях, где они были ведущими праздника, а не пассивными участниками- это «Осень в Простоквашино», «На королевском балу», «Масленица» и т.д.
Перевоплощаясь в героев сказок, создавая воображаемую ситуацию, дети живут одной жизнью с героями, выражают свое одобрение и негодование. Самое главное, любовь к образу вызывает стремление улучшить создаваемый образ, облегчает поиск выразительности средств, помогает развитию искренности и доброжелательности.
Еще Л.С. Выготский писал: «Слово театр – ориентирует ребят на «актерство», на продукт творчества, а не на сам процесс. Ведь важно,не то что создадут дети, а то что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении». Для меня, как педагога , не столько важно чтобы мои воспитанники в будущем выбрали профессию связанную с театром, а то чтобы мои занятия помогли им освоиться в будущей жизни,выбрать правильный жизненный путь.
Категория: Опыт | Добавил: tatyana_tsaft (2013-05-21)
Просмотров: 1360 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 0:39 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru