Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Мецкер Д.И., воспитатель, руководитель театра юного зрителя детского дома г. Караганды. "Театральное творчество воспитанников детского дома с ограниченными возможностями... на пути к выздоровлению". «Театральное творчество лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Всякую свою выдумку, впечатления ребенку хочется воплотить в живые образы и действия » Ю.Н. Петрова Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен. Основной контингент групп детского дома для детей с ограниченными возможностями в развитии составляют дети с задержкой психического развития, с социальной запущенностью, с пограничными с олигофренией состояниями. Таких детей характеризует личностная незрелость, повышенная внушаемость, непроизвольность психических функций. Нередко имеет место соматогенный инфантилизм – задержка эмоционального развития с рядом невротических наслоений – неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанных с ощущением своей физической неполноценности. Эмоционально- волевая незрелость характеризуется тем, что у детей отсутствует типичная для здорового ребёнка живость и яркость эмоций, характерны слабая заинтересованность в оценке, игровую деятельность характеризуют бедность воображения, творчества и однообразие. Эти дети затрудняются в осознании воображаемой ситуации и принятой на себя роли. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать своё «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? В силу разнообразия и множественности нарушений, коррекционная работа с детьми требует привлечения разнообразных приёмов и методов. Воздействие на ребёнка с отклонениями в развитии с помощью искусства, в частности театральной деятельности могут сыграть положительную роль в развитии эмоционально – волевой сферы, познавательности, речи, преодоление личностной незрелости. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют чувствительно- образный характер детского мышления, нерасчлененностью творческой и сотворческой деятельности, наивно – игровое отношение ко многому, с чем приходится сталкиваться в окружающей действительности. Эти особенности детского восприятия и творчества характеризуют развитие ребенка, прежде всего в области искусств, близких миру театра. Перечисленные выше недостатки диктуют необходимость разработки специальных занятий по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы, таковыми являются занятия по театрализации «часов творчества». Они призваны исправлять дефекты эмоционально-волевой сферы, формировать основы художественной культуры, помочь овладению практическими умениями, расширять возможности социальной адаптации посредством театрализации, участвовать в общественной и культурной деятельности в микро и макросреде. Театрализация располагает большими возможностями, так как воздействует целым комплексом средств. Художественные образы – персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое в силу конкретно-образного мышления ребёнка с отклонениями в развитии помогает ему легче, лучше и правильнее понять содержания спектакля. Сознавая это, я решила организовать в детском доме театральный кружок «Приходи сказка» На начальном этапе проводился отбор заданий, игр, упражнений необходимых для развития активности потенциальных возможностей детей и их эмоционально- волевой сферы. Наиболее эффективные включались в последующие занятия с детьми по театрализованной деятельности, но с более усложненными заданиями. Для того чтобы выявить сценические способности детей – проводились игровые упражнения на имитацию: « Покажи как», «В магазине зеркал», «Я не знаю»- этюды на развитие выражать свое удивление, , радость, горе и т.д.Использовались пиктограммы- для обучения детей определять настроение, эмоциональное состояние. Проводились упражнения на мимику и пластику, так как важную роль в процессе обучения играет умение выражать свои эмоции и правильно понимать собеседника. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность затрудняют общение детей между собой и взрослыми. Когда были выявлены дети со сценическими данными, и те кто хотел принимать участие в театрализации , приступили к репетиции. Сначала выбирались легкие по содержанию сказки, которые дети давно знают, сами их рассказывают. На репетициях, к воспроизведению образов персонажей дети с проблемами в развитии подводились поэтапно, сначала разучивался текст, формировалось умение интонационно передавать образ, затем дети овладевали пластической выразительностью, и только после этого создавался целостный образ персонажа. Помогала в работе совместная подготовка с детьми декораций, костюмов- это объединяло детей, делало их отношения более теплыми. Работая над сценариями, дети знакомились с произведениями художественной литературы, творчеством детских писателей. Спектакли расширяют кругозор детей и надолго остаются в памяти. Театральная деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развивает интерес к литературе и театру, формирует диалогическую, эмоционально – насыщенную речь, активизирует словарь. На репетициях и во время показа, дети учатся языку общения, учатся согласовывать свои действия с действиями другого, учатся взаимопониманию и взаимопомощи. Для того чтобы дети могли почувствовать свою социальную значимость в этой деятельности и не пропадал интерес к театрализации, детские спектакли показывали зрителям. Были подготовлены и показаны сказки « Сестрица Аленушка и братец Иванушка», « Путешествие Незнайки в Волшебной стране», сказки на новый лад: «Золушка», «Теремок», «Варвара- краса длинная коса» и т.д. В течении года у нас идет знакомство с обычаями, бытом казахского народа, дети инсценировали народные обряды, т.к. имя наречение, укладывание ребенка, перевязывание пут. Много читали казахские народные сказки. Одну из них решили попробовать проинсценировать- это сказка «Счастье Кадыра». Она сложна по содержанию, в ней много оборотов речи свойственных казахскому народу. Много разных персонажей, эмоциональное состояние которых должны передать дети ( злость, радость, горе, удивление, страх и гнев). Перевоплощаясь в героев сказок, создавая воображаемую ситуацию дети живут одной жизнью с героями, выражают свое одобрение или негодование. Самое главное, любовь к образу вызывает стремление улучшить создаваемый образ, облегчает поиск выразительности средств, помогает развитию искренности доброжелательности. Для повышения творческой активности детей привлекали к участию в утренниках, развлечениях, где они были ведущими праздника, а не пассивными участниками- это «Осень в Простоквашино», «На королевском балу», «Масленица» и т.д. Перевоплощаясь в героев сказок, создавая воображаемую ситуацию, дети живут одной жизнью с героями, выражают свое одобрение и негодование. Самое главное, любовь к образу вызывает стремление улучшить создаваемый образ, облегчает поиск выразительности средств, помогает развитию искренности и доброжелательности. Еще Л.С. Выготский писал: «Слово театр – ориентирует ребят на «актерство», на продукт творчества, а не на сам процесс. Ведь важно,не то что создадут дети, а то что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении». Для меня, как педагога , не столько важно чтобы мои воспитанники в будущем выбрали профессию связанную с театром, а то чтобы мои занятия помогли им освоиться в будущей жизни,выбрать правильный жизненный путь. | |
Просмотров: 1360 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|