Подготовила: Сорвачёва Оксана Федоровна, учитель музыки, КГУ «Школа-гимназия №10», г.Усть-Каменогорск
Важной задачей музыкального развития детей младшего школьного возраста является
развитие их творческих способностей. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что творческие способности детей младшего школьного возраста наиболее эффективно развиваются в процессе музыкальной деятельности. Следовательно, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать уже с первых уроков знакомства с музыкой, когда дети охотно и с удовольствием выполняют посильные для себя творческие задания.
Главной целью развития творческих способностей является развитие личности ребёнка, развитие его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств и воображения, становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали. Развитие личности проходит через развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы ребёнка средствами музыкального искусства. Путь такого развития я вижу только во включении ребёнка в любую форму музыкальной деятельности.
Развитие творческих способностей позволяет ребёнку полнее выразить свои впечатления от музыки. Творческие способности могут проявляться у детей по-разному, в зависимости от наличия природных задатков, развития основных музыкальных способностей. Творческие способности делятся на способности к продуктивному творчеству (сочинение, импровизация попевок, мелодий на музыкальных инструментах, музыкально - ритмические движения), а также к творческому восприятию музыки. У одних детей обнаруживается способность к творческому восприятию музыки, у других – к одному из видов исполнительства или продуктивного творчества.
Н.А.Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально - слуховых представлений. Это подготовительный этап, предшествующий первым творческим проявлениям детей:
• самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую мелодию, начатую учителем; найти тонику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке;
• игра "Музыкальное эхо"– точное воспроизведение заданных интонаций;
• различие мажорного и минорного ладов, трезвучий, звукоряда;
• различение и воспроизведение соотношений звуков по их высоте, длительностей;
• транспонирование простейших мотивов;
Кроме того, разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества:
• импровизация имён, звукоподражаний, мелодий без слов;
• импровизация музыкальных вопросов и ответов;
• сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст;
• сочинение попевок в определённом жанре;
Творчество детей рождается из интуитивных и сознательных действий, которые со временем постепенно становится более прочными.
Дети охотно импровизируют песни, придумывают свою мелодию на данный текст. Они способны сочинить и мелодии, различные по характеру: весёлую, маршевую, спокойную. Когда даётся задание придумать мелодию на определённый текст, то лучше начать с самого простого. Например, на слова баю - баю спеть колыбельную, на слоги тра-та-та–марш, ля-ля-ля–вальс и т.д. Песни на небольшой текст сочиняют тогда, когда дети хорошо его выучат. Для этих заданий подходят считалочки, загадки, пословицы.
Дети очень любят инсценировать песни, придумывая движения к хороводу. Если им не навязывать готовые движения при инсценировках, можно наблюдать самобытный, неповторимый мир образов, выраженный в движениях. Однако надо отметить, что не у всех детей это получается одинаково успешно. Некоторые дети могут действовать только по показу. Творческие задания педагога им нравятся, но они не способны к каким - либо ярким самостоятельным и творческим действиям. Им полезно смотреть, как творческие задания выполняют другие дети, какие движения демонстрирует педагог.
Дети способны сочинять ритмические и мелодические мотивы, импровизировать на заданную тему на детских музыкальных инструментах. Например, даётся задание: "Придумай марш и сыграй на деревянных палочках" или "Сыграй "дождик" на металлофоне" и т.д.
Для развития творческих способностей детей можно использовать не только работу по группам 5-6 человек, но также и фронтальную работу для общего обучения детей, особенно эффективны парные и индивидуальные задания.
Важным показателем музыкального развития являются творческие проявления детей в ритмике, в пении и игре на детских музыкальных инструментах. Задания для развития творческих способностей детей даются от простых к сложным.
Задание 1. Учащимся предлагаются простейшие музыкальные инструменты, звуковые игрушки и звучащие предметы: металлофоны, дудочки и т.д.
Условия игры: любой ученик может поиграть на выбранном им инструменте, однако музыкальная импровизация должна отражать настроение своего автора - исполнителя. Класс отгадывает, какое это настроение.
Задание 2. Цель–импровизация музыкально–шумового аккомпанемента к песне "У меня ль во садочке". Педагог выбирает исполнителя на дудочке и трёх исполнителей на шумовых инструментах. Исполнитель на дудочке импровизирует мелодию в рамках заданного звукоряда (I, III, V ступеней). Исполнители на шумовых инструментах импровизируют ритмический аккомпанемент к песне.
Задание 3. Цель–коллективное или групповое сочинение композиции танца к хороводной песне "Заплетись, плетень".
1.Коллективное сочинение композиции танца осуществляется при помощи метода фронтального опроса, в ходе которого ученики вносят свои предложения, а учитель фиксирует их на доске, составляя своего рода план хоровода.
2. Класс делится на несколько групп по 6–8 человек. Каждая из групп разрабатывает свою композицию хоровода, для чего ей предоставляется определённое время урока. Затем хоровод исполняется группой детей по очереди.
Задание 4. Музыкально–дидактическая игра "Сыграй свою мелодию на любом инструменте".
Один из играющих должен придумать свою песенку, другой повторить её. Если ребёнок проиграл правильно, он получает право загадать следующую загадку.
Задание 5. Спросить у детей, что такое марш. Какие бывают марши?
Предложить детям сочинить марш. Для примера пропеть один–два маленьких марша. Если кто–нибудь из детей пропел сразу, похлопать ему.
Дать детям задание придумать к следующему занятию марш.
Задание 6. Вспомнить с детьми, что такое вальс, какие бывают вальсы, предложить сочинить вальс.
Задание 7. Игра "Что играю".
Раздать карточки, на которых изображены дети, танцующие вальс, польку, дети, идущие в поход, на праздник и т.д. Проиграть одно из произведений, спросить, что я сыграла. Тот, кто отгадал, поднимает карточку вверх. Спросить, какой именно танец исполнен (вальс, полька и т.д.). Предложить детям сочинить свой вальс, польку, марш, спеть или сыграть на металлофоне.
Задание 8. Игра "Что я играю".
Когда дети назовут произведение и композитора, спросить, какой характер имеет марш (бодрый, чёткий, острый, весёлый и т.д.), какой характер имеет вальс (весёлый, грустный, нежный и т.д.).
Предложить детям сочинить свой вальс, польку, марш, спеть или сыграть придуманную мелодию на металлофоне.
Задание 9. Канон "Динь - дон".
Для работы с этой моделью удобно использовать маленькие колокольчики.
Станьте с детьми в круг и для каждого из четырёх тактов мелодии придумайте простейшие движения:
1) хлопки–на четверти, шлепки по коленям–на шестнадцатые;
2) поворот вокруг себя с остановкой на последнюю четверть;
Теперь разделите детей на два круга и попробуйте исполнить мелодию каноном с движениями, которые помогут детям держать свою партию. При желании каждый голос могут поддерживать различные инструменты.
Задание 10. "Заинька, серенький"
Игровое задание развивает чувство ритма и творческие способности.
Взрослый сажает ребёнка на стульчик, рядом с которым лежат ложки, сам напевает:
Заинька, серенький в гости пошёл,
Заинька, серенький ложки нашёл.
(Поднимает с пола деревянные ложки)
Ложки нашёл да к дому подошёл.
Тук, тук, тук.
Ребёнок: Кто там?
Взрослый: Я, зайка, серый попрыгайка, а ты кто?
Ребёнок: А я волчишка, серый бочишка.
(Ребёнок может назваться и лисичкой, и лягушкой, и мышонком.)
Взрослый: Ты, волчишка, серый бочишка, выходи
Да смело в ложки постучи!
Взрослый передаёт ребёнку ложки, и тот выстукивает на ложках любой ритмический рисунок. Взрослый хлопает в ладоши или играет на каком-либо инструменте, сопровождая ритмическую импровизацию ребёнка.
Следует ещё раз подчеркнуть: все задания и упражнения должны проводиться в игровой форме, чтобы дети не ощущали ни малейшего насилия со стороны педагога, чувствовали себя свободно, непосредственно и были удовлетворены своими результатами.
Важность этой проблемы обусловлена необходимостью активизировать творческий потенциал, так как в современных условиях многие жизненные ситуации требуют нестандартного, оригинального подхода. В процессе обучения не всегда уделяется достаточное внимание развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста, поэтому творческие способности учащихся оказываются нереализованными. Следовательно, активность детей, не находящая созидательного пути, приводит к возникновению эмоциональных проблем.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что младший школьный возраст даёт прекрасные возможности для развития творческих способностей. Только творчество позволяет детям преобразовать избыточную энергию в художественный продукт и излить свои эмоции и чувства через самовыражение.
Использованная литература
1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. – М.: Просвещение, 1968.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество на уроках музыки. – М.: Просвещение, 1967.
3. Юдина Е. Азбука музыкально–творческого саморазвития. – М., 1994.
4. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.–240с.
|