Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Чтобы учебные группы успешно работали целесообразно формировать их из учеников с разными учебными возможностями. В этих группах ученики, обладая разной обучаемостью, интересами и работоспособностью, дополняют друг друга. Ученики с высокими учебными возможностями при самостоятельной работе, как правило, успевают выполнить задание за более короткий срок, благодаря чему у них находится время для оказания помощи товарищам. Совместно анализируя материал, решая задачи, они все достигают более высоких результатов. Сильный ученик, успешно справляясь с заданием, попутно помогает менее способному уяснить непонятное, наблюдая за его работой, предупреждает появление ошибок, в результате он сам усваивает материал глубже, основательнее. Диалоговая форма работы в группах. Я считаю, что оправдывают себя группы из четырёх человек, работающих на двух друг за другом стоящих партах. На этапе формирования знаний у учащихся целесообразно провести с ними сначала фронтальный разбор учебного материала, а затем повторный разбор изучаемого материала в группах. Для этого на доске надо заранее написать вопросы (простые, интерпретац, обобщающие) , которые разбираются в группах. При такой организации обучения каждый ученик в 8-10 раз чаще, чем при фронтальной, выражает свои мысли вслух. Он подвергается пооперационному взаимному контролю, что особенно важно, так как способствует полному осмыслению, глубокому усвоению знаний, сознательному оперированию ими. Затем учитель с помощью фронтального опроса подводит итог, чётко формулируя основные выводы по рассматриваемой проблеме. Диалоговая форма работы в группах, обсуждения материала по учебникам, текстам. Возможна организация изучения учащимися программного материала в группах по учебникам. Ученики сначала читают текст учебника, затем совместно разбирают его содержание, отвечают на вопросы, заранее подготовленные учителем. В процессе сотрудничества учащиеся усваивают материал учебника лучше, чем при индивидуальной работе. Однако, в данном случае групповая форма работы менее эффективна, чем фронтальная, так как требует больших затрат времени. Эффективность групповой работы можно повысить, если научить учащихся правильно составлять и задавать друг другу внутри группы «толстые» и «тонкие» вопросы. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ФОРМУЛИРОВАТЬ ВОПРОСЫ УРОВЕНЬ ПАРАМЕТРЫ БАЛЛЫ ВЫСОКИЙ ВОПРОСЫ ОБОБЩАЮЩЕГО, ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА 8 -10 СРЕДНИЙ ВОПРОСЫ ИНТЕРПРЕТАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА 5 - 8 НИЗКИЙ ВОПРОСЫ ПРОСТЫЕ 1 - 5 Особенно часто групповая форма учебной работы практикуется при формировании умений и навыков. После фронтального закрепления учебного материала предлагаю ученикам совместно делать упражнения, решать примеры, задачи. В процессе выполнения работы они совещаются друг с другом, осуществляется оптимальный выбор . На мой взгляд, групповая работа наиболее результативна в плане формирования у школьников обязательных результатов обучения, а также развития творческих способностей каждого ученика . Каждая группа получает карточку с заданиями. Ученики в группе приступают к работе. В случаях затруднения плохо подготовленному, слабоуспевающему ученику оказывают помощь среднеуспевающие и хорошо успевающие ученики. Всю работу в группе организует ответственный консультант. Когда все задания выполнены, ответственный консультант оценивает деятельностькаждого ученика в группе. При этом учитываются: 1) правильность выполнения каждого задания; 2) уровень самостоятельности. Следующий этап – отчёт групп о проделанной работе. Отметка за работу выставляется в виде дроби: в числителе – оценка ответственного консультанта, в знаменателе – результат самоанализа и самооценки учащегося. Карточки. Со временем, ученики овладевают в дискуссиях при работе в группах чувству интеллектуальной дисциплины и основательности (тщательности). Они научаются ценить силу логики и логического мышления. Они усваивают, что все идеи и мнения можно исследовать как минимум по четырём направлениям: 1) Их происхождение: Как ты додумался до этого? Можешь ли ты вспомнить обстоятельства, при которых сформулировал это верование? 2) На что они опираются: Почему ты веришь в это? Есть ли у тебя какое-нибудь подтверждение для этого? Какие еще существуют причины, по которым люди верят в это? Не допускаешь ли ты, веря в это, что то-то и то-то истинно? Как ты считаешь, это вообще верное предположение? 3) Их противоречия с другими идеями и мнениями: Некоторые люди могут возразить тебе, сказав …. Как бы ты ответил им? Что ты думаешь по поводу их противоположной точки зрения? Как бы ты ответил на возражение, что …? и, 4) Их выводы и следствия: Групповая работа применяется мною при проведении зачётов. Ответственные консультанты (командиры групп) помогают мне в их проведении. При проведении зачёта с помощью консультантов разбиваю класс на несколько групп, по 5-6 учеников в каждой. Опрос в каждой группе ведётся консультантом под моим руководством, при этом работа каждого ученика оценивается по трём параметрам: а) состояние рабочей тетради; б) знание вопросов теории; в) умение решать задачи. Итоговую оценку ставлю сама, но обсуждаю её с консультантом. Опрос консультантов ведётся на уроках до проведения зачёта, тем самым учащимся показываются образцы лучших ответов. В течение следующих двух недель бригадиры опрашивают учащихся своих групп. Они ведут учёт качества подготовки членов своей группы по теоретической части темы (знание определений, умение доказывать теоремы, привлекать дополнительный материал по рассматриваемому вопросу). Собираясь вместе, группа проверяет решение домашних задач и оценивает работу каждого ученика. При этом учащиеся придерживаются такой системы: за три самостоятельно решённые задачи ставится оценка «3», за четыре – «4», за пять – «5». Обсуждаются различные способы решения. За каждый новый способ решения ученик получает дополнительный балл. Так появляются предварительные оценки за теоретические знания и за умения решать задачи. Уточняются обе эти оценки после выступления на семинаре. К семинару каждая группа должна подобрать и решать минимум две задачи, которые она будет предлагать другим группам. Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к учителю. Он, прежде всего, должен хорошо владеть дисциплиной учащихся. Такая форма обучения требует особых организационных усилий. Работа групп должна находиться в поле зрения учителя. Учитель должен поощрять учащихся к совместной работе. Необходимо в совершенстве освоить методику определения заданий для групповой работы, умело направлять деятельность учащихся. В ходе этой работы надо тщательно следить за ходом сотрудничества учеников в разных группах, за их поведением в разных ситуациях учебного процесса. Учитель должен выступать в роли арбитра во всех спорах, направляя учебную деятельность в поступательном развитии. Учителю необходимо следить за тем, какое положение занимают в группах учащиеся с низкими учебными возможностями. Их необходимо включать в активную деятельность при изучении нового материала. Учителю необходимо побуждать учеников к взаимной проверке сделанного. Взаимная проверка, собеседования всегда вызывают столкновения разных точек зрения. Это способствует основательному разбору содержания учебного материала. Преимущества групповой формы учебной работы 1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее изученный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга всё, что им не ясно. В случае необходимости не боятся обратиться все вместе за помощью к учителю. 2. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения. 3. У учащихся формируется своя точка зрения, они учатся отстаивать своё мнение. 4. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения применять их в конкретных заданиях. 5. Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными КАРТА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 9а кл На уроках русского языка при организации уроков с применением групповой формы работы. Данную диагностическую карту я составила после серии уроков по русскому языку. Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между школьниками, чем при традиционных формах классно-урочной системы. По данным моего исследования наибольшую трудность при групповой форме работы представляет умение формулировать вопросы обобщающего характера. Даже сильные ученики испытывали трудности. Я думаю, что это связано с затруднениями объединений элементов (синтеза) с целью создания нового содержания, конструирование новой модели (структуры) на основе собственного опыта с использованием предположения, условностей, возможностей. Для улучшения элементов синтеза мыслительной деятельности учеников мне необходимо: - применять устные или письменные самоотчёты участников дискуссии. Для этого выделю и исследую на последующих сериях уроков две формы самоотчётов учащихся в классе после групповой работы: 1 произвольная форма 2 ориентированная на следующие вопросы: что я чувствовал во время дискуссии; - чего я хотел; -что или кто мешал; -что нового я узнал для себя; -увлекла ли меня дискуссия; - если я почувствовал вовлечённость, то почему, оставился равнодушным, -как я смогу, использовать приобретённый в дискуссии опыт (положительный и отрицательный) в своей дальнейшей работе. Предложу учащимся завести рефлексивный дневник, со страничкой, где ученик выпишет после проведенного урока все возникшие вопросы по классификации: Простые вопрсы Интерпретация Обобщающего характера Голос ученика. Что? Как? Где? Почему? Зачем? Дла чего мы изучаем раздел синтаксис (…)? | |
Просмотров: 2124 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|