Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК И ТЕХНОЛОГИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК И ТЕХНОЛОГИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Учитель истории Калиновской средней школы:
Федотова Н.Н. Северо-Казахстанская область. район им.Г.Мусрепова,с.Рузаевка
В настоящее время в нашем государстве происходит модернизация образования. В соответствии с современной государственной образовательной политикой основными результатами деятельности общеобразовательных учреждений являются не сами по себе знания, умения, навыки, а набор «ключевых компетентностей» в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационно-коммуникативной и в других сферах жизни.
У учащихся должны быть сформированы:
- Политические и социальные компетенции (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты мирным путем);
- Компетенции, необходимые для жизни в поликультурном обществе (способность жить с людьми других культур, языков, религий);
- Коммуникативные компетенции (владеть монологической и диалогической речью, иностранным языком, навыками беглого чтения текстов);
- Компетенции, связанные с возникновением информационного общества (владение информационно-коммуникативными технологиями, критическим мышлением);
-Когнитивные компетенции (готовность учиться всю жизнь).
Идею технологизации обучения поднимал еще Ян Коменский в XVII веке, призывая к тому, чтобы обучение перестало быть «механическим» и чтобы появился способ обучения, который обязательно приводил бы каждого ученика к положительным результатам по каждой изучаемой теме учебного материала.
Технология делает процесс обучения максимально управляемым процессом. В этом ее основное отличие от традиционной, «нетехнологической» методики обучения, недостатками которой являются значительная «размытость», неопределенность, нечеткая целевая направленность, субъективная и эпизодическая проверка усвоенного. Специфика любой технологии обучения должна заключаться в большей доле самостоятельной работы учащихся при изучении нового материала, выполнении экспериментальных и творческих заданий. Происходит перенос центра тяжести с обучения на учение, на самостоятельную переработку и усвоение информации.
В последнее десятилетие произошли большие изменения в системе исторического образования:
- Произошел отказ от формационного подхода и внедрение в образовательный процесс учебно-методических комплектов, основанных на цивилизованном, культурологическом, антропологическом подходах;
- Возросло значение исторического образования как средства гражданского и нравственно-патриотического образования;

- Усилено внимание при изучении духовной жизни общества и человека в истории вместо приоритетного изучения социально-экономической истории.
Исходя из этих особенностей времени, сложилась моя система преподавания истории в школе. Опыт практической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетентностей у учащихся.
В своей педагогической деятельности я активно использую современные образовательные технологии: проблемного обучения, педагогических мастерских, критического мышления, проектные методы обучения, ИКТ, игровые технологии.Люблю использовать групповые формы работы, т.к. именно эти технологии способствуют формированию коммуникативных компетенций, где учащимся приходиться работать в группе, выполнять разные роли: быть лидером, ведомым, организатором, исполнителем; афишировать результаты деятельности группы, выступая перед классом.
1. Критическое мышление
Сегодня необходимы умения не только овладеть информацией, но и критически оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, учащиеся должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно их точности и ценности. Решить эту задачу позволяет образовательная технология развития критического мышления.
Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия:
1– я стадия 2– я стадия 3– я стадия
Вызов:
– актуализация имеющихся знаний;
– пробуждение интереса к получению новой информации;
– постановка учеником собственных целей обучения. Реализация смысла:
– получение новой информации;
– учащиеся соотносят старые знания с новыми. Рефлексия:
– размышление, рождение нового знания;
– постановка учеником новых целей обучения.
Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из этих стадий.
На этапе вызова использую методический прием «Знаем. Хотим узнать. Узнали». Для этого делю доску на 3 широкие колонки, озаглавленные соответственно: «Знаем», «Хотим узнать», «Узнали». Учащимся предлагаю воспроизвести в тетради такую же таблицу. Затем называю тему и спрашиваю учащихся, что они об этом уже знают. Обсуждение продолжается, пока не выявятся сведения, в справедливости которых учащиеся не сомневаются. Их мы заносим в колонку «Знаем» (учащиеся делают то же самое в тетрадях). Спорные идеи и вопросы заносим в колонку «Хотим узнать». В конце урока учащиеся самостоятельно заполняют третью колонку «Узнали». В случае затруднения обсуждаем возникшие вопросы. Данный прием эффективен и для подведения итога урока, он позволяет осуществить рефлексию.
Например: на уроке истории в 6 классе по теме «Военные походы фараонов» используемая таблица после постановки цели урока выглядит следующим образом:
Что знаем Что хотим узнать Узнали
Фараоны – правители Египта
Ходили в походы, чтобы расширить владения, награбить богатства В какие страны организовывали походы? Чем закончились эти походы?
Какое вооружение имели египетские воины? Какие виды войск были в Египте?
Легко ли жилось египетскому воину?
Основное внимание при обсуждении материала обращаю не на фактологическую сторону, а на его анализ, сравнение и осмысление, а также на обоснование своей точки зрения. Для этого использую задания, стимулирующие познавательный интерес.
Например, на уроке, где изучается тоталитарный режим, рассказываю анекдоты, а затем предлагаю им ответить на вопрос: «Каким предстает Сталин в анекдотах?»
А) Американский корреспондент: «У вас нет свободы. У нас в Америке каждый гражданин может выйти на улицу и кричать: «Долой президента Трумэна!». Сталин отвечает: «И у нас каждый гражданин может кричать на улице: «Долой президента Трумэна!»
Б) Сталин звонит Берия:
- Лаврентий, пропала трубка. Это диверсия, прими меры.
- Будет сделано, товарищ Сталин.
Через неделю.
- Товарищ Сталин, разрешите доложить. В связи с пропажей трубки проведено расследование. Обнаружен заговор. Арестовано 400 человек, 389 уже признались в диверсионной деятельности, приговорены и расстреляны.
- Не торопись, Лаврентий, я уже нашел свою трубку.
А также на уроках применяю хронологические кластеры, восстановление текста с пробелами.
2.Педагогическая мастерская
Педагогическая мастерская – это форма организации многомерного, многоуровневого диалога детей и взрослых, который создает условия для восхождения к новым знаниям, новому опыту, новым открытиям. Все задания на мастерской направлены на обнаружение многочисленных связей человека и окружающего мира, а также его компонентов между собой. При этом личность ребенка должна максимально погрузиться в ситуацию мастерской, что приводит к рождению новых, уникальных, индивидуальных или групповых картин, а в общем итоге приводит к формированию практически ориентированного мировоззрения.
Результаты мастерской четко не программируются мастером детально. Это может быть и только развитие мотивации к дальнейшему познанию, а может и создание завершенных проектов на основе открытых знаний.

Цель технологии: создать содержательные организационные условия для личностного саморазвития учащихся, осознание ими самих своего места в мире, понимания других закономерностей мира.
Творческая мастерская – это такая форма обучения детей, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.

3.Проектная технология
Проектная методика – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применения для решения проблемных заданий, знания материала по данному историческому периоду. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную историческую проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития общества.
Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач.
Метод проектов, как образовательная технология – это система приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями, тои или иной деятельностью. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается практическим результатом, оформленным тем или иным способом.
В своей работе я применяю различные виды проектной деятельности. Так, в 5 классе, при изучении истории Древнего мира, мы с учащимися разрабатывали прикладной проект «По следам древних людей». Целью работы было научиться всему, что когда – то открыл древний человек; попробовать все своими руками. Во время изучения тем по культуре Древнего Египта рисовали иероглифы, а на уроках по аналогичной теме из истории Междуречья учились писать «клинописью». Во время работы дети свободно перемещались по классу, подходили ко мне, советовались, показывали рисунки, обсуждали свои работы. Цель проекта состояла в том, чтобы каждый ученик представил классу работу, собственноручно иллюстрированную и содержащую информационную часть.
В результате изучения данной технологии я пришла к следующим результатам: проектная деятельность многофункциональна в большей степени, чем многие другие виды деятельности. Проект побуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, способность к самообразованию и самоорганизации. В процессе проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом.
Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности.
Эта технология используется мною и для успешной реализации программы воспитательной работы с классом.
Данный метод позволяет успешно формировать социальные и коммуникативные компетенции, т.е. включить максимальное количество учащихся в социально-полезную деятельность, осуществить успешно связь школы с жизнью, с личным опытом работы ребенка, проявить учащимися лидерские качества, стимулирует инициативу, самостоятельность, ответственность. На мой взгляд, проектная технология способствует воспитанию у учащихся нравственно-патриотических чувств на уровне знаний, переживаний и позволяет формировать убеждения.
4.Информационно-коммуникативная технология
Информационная компетентность учащихся успешно формируется не только при работе с текстами, но и при использовании информационно-коммуникативных технологий, которые обладают тотальной мультимедийностью.
Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом.
Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельность учащегося. Таким образом, с помощью ИКТ интенсифицируется информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, результатом является формирование более эффективной модели обучения.
На смену пассивным технологиям обучения истории приходят активные и интерактивные технологии. Последние позволяют организовывать урок таким образом, что, взаимодействие между субъектами процесса обучения становится неотъемлемой частью современной системы образования. ИКТ позволяют разрабатывать и применять принципиально новые средства информационного взаимодействия между обучающимся, обучающим и средствами информатизации и коммуникации.
Конечно, из вышеизложенного не следует, что теперь необходимо все уроки перенести в компьютерный класс и все изложение учебного материала перепоручить компьютеру.
Учитель на своем, им самим выстроенном и «отрежиссированном» уроке может и должен чередовать разнообразные методические приемы. Это сделает урок менее скучным, однообразным, более динамичным, интересным и, как следствие, поможет ученикам быстрее и глубже усвоить курс.
Создание и использование презентаций имеет ряд преимуществ: составленная однажды презентация позволяет использовать её многократно, что позволяет педагогу экономить временя. Это очень важно при известной загруженности учителя. Применение компьютера помогает преподавателю сократить время подготовки к урокам, разнообразить структуру урока.
В презентации показываю выигрышные яркие стороны темы, эффектные иллюстрации, подборки портретов, цитат. На экране проектирую определения, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как я, не тратя время на повторение, успеваю донести до учащихся больший объём учебного материала, провести индивидуальную работу. Создание презентаций по курсу истории самими детьми – является одним из показателей результативности работы педагога. Учащиеся самостоятельно ищут информацию, анализируют ее, отбирают необходимое и создают презентацию-проект по выбранной теме.
5.Игровая технология
Учебная игра продолжает оставаться одним из наиболее широкоиспользуемых мной в практике преподавания средств обучения. Особенно в 5-6 классах. Игра для обучающегося важна, понятна, злободневна — это часть его жиз¬ненного опыта.
Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет учащихся, обо¬гащает впечатлениями, помогает мне избежать назойливой на¬зидательности, создает в подростковом коллективе атмосферу дружелюбия. В ходе игры все ученики незаметно для себя активизируются, увлека¬ются поисками ответов, начинают размышлять, т. к. положение «после¬днего» в игре мало кого устраивает. Победителем чаще всего бывает не тот, кто больше знает, а тот, у кого к тому же больше развито вооб¬ражение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реа¬гировать в игровой ситуации, кто не просто обладает хорошей «кладо¬вой памяти», а может с умом пользоваться ее богатствами.
В играх на уроке не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно обогащать знания, быть средством всестороннего развития обучаемого, его способностей, вызывать положительные эмоции.
Я стремлюсь вызывать не только интерес учащихся к игре, но и добиваться того, чтобы он был устойчивым и не ослабевал, а наоборот, нарастал по ходу игры.
Но чрезмерно увлекаться играми на уроке не стоит, т. к. абсолюти¬зация данного метода может привести к негативным последствиям раз¬ного рода. Я использую игру как возможность погружения в изучаемую эпоху, но параллельно с этим учу учащихся выделять главное, составлять некую опору для себя.
Результативность: В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, использование игровых технологий на уроках истории отражает отношение между людьми, формирует у студентов правила общественного поведения, повышает интерес к историческому прошлому, активизирует познавательную деятельность студентов, повышает эффективность урока и качество знаний.
Определенной эпохе, этапу развития общества соответствуют конкретные задачи образования. Они отражают социальный заказ, который предназначено выполнять школе. Новые исторические повороты влекут за собой новые идеи, ценности и новые школьные реформы, предполагающие формирование модели «нового человека».
В процессе изучения современных технологий преподавания, используя их на своих уроках, я высоко оценила степень их эффективности позволяющей выполнить социальный заказ, предъявленный школе. Каждая из данных технологий направлена на повышение доли самостоятельного изучения материала учеником, на проявление личностного отношения к предмету изучения, на повышение заинтересованности к изучаемому предмету. Каждая из применяемых мной технологий направлена на развитие личностных качеств учащихся, каждая делает центральной фигурой процесса обучения обучаемого.
Данные технологии основаны на паритетных отношениях между учителем и учащимися, на организации самостоятельной познавательной деятельности школьников.

Инструментом формирования знаний в процессе учебной деятельности выступают общеучебные интеллектуальные умения.
И это действительно так: «без умений нет знаний, а без знаний – нет умений». Тем самым оба эти процесса - формирование умений и структуры знаний по истории - осуществляются одновременно, взаимовлияя и взаимообуславливая развитие друг друга. Наряду с этим, происходит одновременное развитие и личностных качеств школьника - становление его «Я».

Библиографический список.
1. Г.К. Селевко. «Педагогические технологии по основе информационно-коммуникационных средств», М., НИИ школьных технологий, 2005г.
2. Г.К. Селевко. «Энциклопедия образовательных технологий», М., НИИ школьных технологий, 2006г.
3. Г.Д. Шкарлупина. «Преподавание истории и обществознания», Ростов-на Дону «Феникс», 2005г.
4. Г.В. Партицкая. «Игорвые формы на уроке истории». Научно-методический журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», № 10, 2005 г.
5.Интернет. Сеть творческих учителей.
Категория: Опыт | Добавил: nata32 (2014-01-14) | Автор: Наталья Федотова E
Просмотров: 1966 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 10:52 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru