Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Психологическая подготовка музыканта к концертному выступлению. Успешность публичного выступления ученика на сцене, зависит не только от качества и надёжности выученных произведений, но и от его психологической подготовки к общению со слушателем. Действительно , проведя порой большую работу, педагоги испытывают чувство мучительной обиды, когда забыв о художественном образе, стиле, ученик со срывами, с потерями текста, отчаянно пытается побороть свой страх, нервозность, ведущие к краху задуманного и наработанного за долгое время подготовки. Сценическое волнение, превращающееся в панику – это бич большинства учеников. В такой момент игра лишается управления, память изменяет, движения сжимаются , ученик каменеет, путает, смазывает, и хорошо выученная вещь, становится «кашей». В результате – жестокая психологическая травма и никакого удовольствия от игры. Каковы же причины детской тревожности, панического страха и эмоционального «захлёстывания» юного музыканта на сцене? Одной из распространённых причин волнения является мысль о «провале». Подросток беззащитен, и даже лёгкое замечание о провале, если ученик не подготовлен к таким разговорам, ведёт к парализующему действию и провалу. Улучшение качества исполнения произведения на зачёте, экзамене, конкурсе, снижение уровня тревожности возможно в едином комплексе: ученик- родитель-педагог. Порой недостаточная степень контроля со стороны родителей или попросту безразличное отношение к ребёнку также способствует личной тревожности. Пробудить у ученика интерес к музыке, эффективность занятий возможно, если в доме ученика царит дух любви и уважения к ней, поддерживается интерес к этому источнику радости и вдохновения. Педагог и родитель – партнёры – единомышленники, отсюда и популярные формы работы: совместные концерты ученики и родители; интересные лекции, чтение книг о музыке; походы в театр, филармонию, тематические вечера. Причина страха может крыться в неправильно подобранной программе в её высокой завышенности, когда от непродуманных «скачков» в развитии на сцену выползают все предыдущие «пробелы». Для публичного показа желательно отбирать произведения, способные раскрыть индивидуальность ученика, использовать его сильные стороны, так как слабые и без того обязательно обнаружатся на сцене. Лучше исполнять не сложные произведения правильно и хорошо, чем посредственно играть трудные. Считаю, что программу надо аккуратно подбирать по силам, а не по амбициям педагога, с претензиями на победу и обострённым самолюбием. Невозможность проявить свою индивидуальность возникает часто из-за страха перед высоким уровнем состава членов жюри, боязнью получить низкий балл, преувеличенного опасения услышать критическое мнение со стороны комиссии. И всё-таки, главной болезнью среди неопытных музыкантов является- «выпадение» текста, так называемый «каприз» памяти, хотя от этого не застрахованы и большие мастера сцены. Существует двухсторонняя связь между уверенностью памяти и большим внутренним смыслом игры. Уверенность памяти – исходный пункт внутренней устремлённости, настроя, которые укрепляют работу памяти. Музыкальная память – понятие комплексное – она слуховая, зрительная и мышечно-игровая, т. е память уха, глаза, прикосновения и движения. Активное запоминание произведения происходит во время предварительного анализа, сюда входит тональный план, внутреннее строение и взаимоотношение частей. Без изучения структуры материала, без умения разобраться в мельчайших подробностях – запоминание сводится к приобретению чисто технических навыков, которые зависят от бесчисленных и долгих тренировок, это так называемое «механическое» выучивание только пальцами, и закономерно, что при сильном волнении всё ведёт к провалу. Основные приёмы заучивания музыкального произведения наизусть: - Деление произведения на эпизоды, отдельные отрывки с завершенным логическим смыслом, например: главная, побочная, связующая, заключительная партии и т.д. Важно осмысленное запоминание, с постепенным объединением мелких частей в более крупные. Для большей простоты, над завершенными по смыслу кусками можно ставить цифры, которые затем вразброс спросить у учеников наизусть. И в случае забывания во время исполнения, память начинает вспоминать опорные места. – Сопоставление между собой характерных, отличительных свойств тонального плана, голосоведения, мелодии, обращать внимание на простые элементы музыкальной ткани. – Работа на основе внимательного изучения нотного текста при помощи внутреннего слуха, с определением настроения произведения; средств выразительности; главной идеи. – Проговаривание нотного текста, например, с какого звука начинается произведение; как идёт движение мелодии, где кульминация. – Петь голосом, без инструмента, запоминая мелодию на слух. – Заучивание текста в течении нескольких дней, эффективнее, чем зубрежка в один день, и после этого- регулярное чередование игры по нотам, с проигрыванием наизусть. Большую пользу для заучивания наизусть приносит игра в медленном темпе. – Чередовать мысленную игру с реальной игрой на инструменте. – Если закрыв глаза, ученик может представить нотный текст, включая штрихи, оттенки, значит текст закреплён в памяти, а не в пальцах. Музыкальное произведение должно быть выучено не на 100, а на 150%, но, если все-же случилось неприятное, и ученик забыл текст, но при этом всё исполняет с душой- ему всегда сделают снисхождение. Сценическое волнение проявляется у каждого ученика по разному, здесь всё зависит от типа центральной нервной системы. Один совершенно спокоен, другой, дрожит как осиновый лист, третий заторможен, четвёртый возбуждён. Некоторые хорошо играют в классе, но «сыпятся» на сцене, а те на кого не возлагаешь никаких надежд, вдруг соберутся и сыграют лучше, чем ожидалось. Как не велики сложности публичного выступления, они устраняются, если владеть способами их преодоления. Это своего рода ключ в победе над сильным волнением. Методы и приёмы психологической устойчивости ученика во время выступления на сцене: Метод самовнушения: За две недели до ответственного выступления, можно предложить ученику представить концертный зал, в котором он будет играть, чтобы в мыслях привыкнуть к той обстановке, в которой состоится выступление. Попросите ученика удобно сесть, полностью расслабить мышцы тела. В это время кора головного мозга рефлекторно входит в промежуточное состояние между сном и бодрствованием. Физиологи называют это состояние фазовым, его особенностью является способность к сильному внушению и самовнушению. Сила самовнушения – великая вещь, и пользы от неё, гораздо больше, чем от всех таблеток вместе взятых. Сейчас я вижу зал, в котором буду выступать… Я спокоен, собран, сосредоточен… Я выполняю всё что задумал… Я играю также хорошо как и в классе… Я с нетерпением жду концерта. Страх перед выступлением постепенно будет уступать чувству уверенности. Первые сеансы этого аутотренинга, можно проводить ученику с педагогом, а в дальнейшем необходимо подключить и родителей. Метод игры перед мысленно представляемым слушателем: На последних этапах работы, когда произведение готово, надо приучать ученика проигрывать его от начала и до конца, с представлением, что он играет перед взыскательной комиссией или слушательской аудиторией. В домашних условиях , можно создать приближенные условия для выступления, вместо слушателей выставить ряд стульев и посадить на них кукол, игрушки. Метод обыгрывания: Следующим наиболее важным методом, является обыгрывание-подобие концертной атмосферы. Чем чаще выступления, тем реже страданий от недуга волнения. Годится любой слушатель, даже несведущий., играть всем, кто готов слушать - друзья, одноклассники, родственники, соседи. Играть в детских садах, общеобразовательных школах, музеях, где публика не профессиональная и очень благодарная, доброжелательная. При частых выступлениях, учатся справляться с волнением, даже самые робкие ученики, чувствуя себя значительно увереннее. Любой промах на сцене надо приучать игнорировать, так как разволновавшись из-за одной ноты, можно испортить всё исполняемое, поэтому важно слушать себя, ведь что-то исполнено хорошо, что-то хуже, и ошибки порой из-за попытки бороться с волнением. После обыгрывания надо провести работу над ошибками, проанализировать: когда удалось избавиться от сильного напряжения; каким было эмоциональное состояние до, в момент, и в паузах между выступлением; что отвлекало; выявить слабые моменты. Если выступление было неудачным, разговоры не должны быть постоянными – надо настроить ученика постараться в следующий раз сыграть лучше. Обыгрывание программы надо делать как можно чаще, тогда организм ученика приучится справляться с волнением, если перерывы будут растягиваться на долгое время, адаптации не произойдёт. Метод предельной концентрации внимания, с осознанием и прочувствованием всего, что связано со звукоизвлечением. Предельная концентрация внимания с проигрыванием произведения осуществляется учеником в медленном темпе, так, чтобы не было не единой посторонней мысли. Если посторонняя мысль появилась в сознании ученика, а пальцы в этот момент играют сами, по себе, надо приучать его заметить это, плавно вернув внимание к исполнению и стараться не отвлекаться, именно тогда, слуховые, двигательные и мышечные ощущения, мысленные представления начинают работать в неразрывном единстве. Предконцертное самочувствие ученика в значительной мере зависит и от психического состояния его педагога. Перед выступлением необходимо избегать разговоров с учеником о страхе, сценическом волнении. Учитель должен уметь вселять бодрость и энтузиазм в сердца своих учеников. Метод выявления возможных ошибок: Когда программа уже достаточно выучена, и ученику кажется, что он знает крепко, желательно застраховаться от случайных ошибок. Как обнаружить возможную ошибку? 1) Во время игры программы, педагог произносит психотравмирующее слово «Ошибка», а ученик при этом не должен ошибиться. 2) Для концентрации внимания – игра с помехами – попросить ученика попытаться поиграть свою программу, дома при включенном на среднюю громкость радио, телевизоре, магнитофоне. Это потребует большого нервного напряжения и вызовет сильную усталость. Но если этим постоянно заниматься, то можно приучить ученика без труда исполнять свою программу, и его сосредоточенности можно будет позавидовать, поскольку на сцене от неприятных неожиданностей он будет застрахован. 3) С установкой на безошибочную игру , попросить ученика медленно поиграть отобранное произведение с завязанными глазами, или в темной комнате. При этом проследить, чтобы не было мышечных зажимов и оставалось ровным и ненапряженным дыхание. 4) Побегать, попрыгать, поприседать – до учащенного сердцебиения, и сразу же начинать исполнять программу – несколько похожее состояние бывает перед выходом на сцену. Этапы достижения сценической готовности. Играть не отдельные пьесы, а всю программу, как на концерте. Репетиции должны проходить с полной отдачей и ответственностью. Репетировать перед специально приглашенными слушателями. Не играть программу два раза подряд, так как второе проигрывание лучше первого, и создаёт неверное представление о готовности. День концертного выступления: Важный элемент – разыгрывание – оно нужно для разминки мышц, участвующих в игре, и психологического аппарата в целом. Лучше поиграть гаммы, упражнения или медленно один раз исполняемое произведение, не разделяя на куски, чтобы не разрывать единства музыкальной ткани. Можно предложить ученику кусочек шоколада, запив тёплым слабым чаем или водой. Выходя на сцену - сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, сердцебиение приходит в норму появляется спокойствие. Выходить на сцену не торопясь, легко. Перед тем как играть надо мысленно проиграть самое начало про себя – так начать в нужном характере значительно легче. В заключении, хочется напомнить, что все перечисленные методы, могут работать при одном важнейшем условии – если педагог пытается развить не только музыкально – исполнительские способности ученика, но и его личность в целом. Важно строить свои отношения с учеником на основе диалога, а не авторитарного приказа и принуждения. Педагог должен совершенствовать своё мастерство, обновлять методы работы, искать пути раскрытия индивидуальности ученика. Литература: Коган Г.М. «У врат мастерства» М., 1961. В.И. Петрушин «Музыкальная психология» М., 1997. Т.Н. Глазкова «Факторы тревожности в музыкально-исполнительской деятельности у учащихся ДМШ» М., 1965. Бочкарёв Л. «Психологические аспекты публичного выступления музыканта исполнителя»//Вопросы психологии.-1975.-№1.-С. 68-79. | |
Просмотров: 2329 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|