Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Опыт гендерного подхода к воспитанию современных школьников
На сегодняшний день лично для меня очевидно, что сам институт классного руководства если не изжил себя полностью, то близок к этому. Стремительно меняется жизнь, родителями стали так называемые «дети девяностых». Отличительной чертой таких родителей является то, что у них рождаются статусные дети, то есть не ребенок ради ребенка, а ребенок для статуса, для того, чтобы все видели, что и в этом аспекте жизни они состоялись — есть семья (неважно какая) есть ребенок, который (неважно как) учится в лучшей школе района и посещает кучу кружков (неважно, надо ему это или нет). При этом ни внутренняя жизнь детей, ни их потребности, ни их чаяния и надежды практически не интересуют родителей. Конечно, далеко не все таковы, но, увы, подавляющее большинство.

В связи с этим роль классного руководителя в жизни ребенка возрастает в разы, хотя и сложность стоящей перед ним задачи тоже возрастает в геометрической прогрессии, потому что теперь классный руководитель должен не только выполнять свои прямые обязанности по воспитанию, развитию и организации школьной жизни ребенка, но и постараться додать ему то, чего по разным причинам не дают родители — внимание, телесный контакт (погладить по голове, потрепать по плечу), погружение в их интересы , принятие ребенка таким, какой он есть. Ко всему прочему задачу усложняют и родители — статусная любовь требовательна и родителям педагог вечно что-то должен.

Однако, существующие очевидные проблемы и сложности не должны позволять нам педагогам умывать руки. Даже сейчас, когда по большому счету надо обладать изрядной долей самонадеянности, чтобы сказать «Я точно знаю, что делать дальше», я считаю, что надо продолжать что-то делать, продолжать искать пути, подходы.

Систему воспитательной работы в классе надо строить исходя из индивидуальных особенностей класса. А каждый класс имеет свое лицо. В моем случае, в случае 5Б, у класса лицо мальчишеское. И этим все сказано. Из 24 детей, 18 — мальчики. Разделение по гендерному принципу очевидно, и глупо было бы не учитывать этот факт в воспитательной работе. Более того, только когда я четко провела внутреннюю грань между мальчиками и девочками класса, я вообще смогла увидеть выход из того педагогического тупика, в котором оказалась в начале года.

Воспитание современных детей должно исходить всегда из их потребностей. Если у ребенка есть потребность рисовать, то отдать его на дзюдо – сломать его личность. У мальчиков и у девочек потребности разные. Но и те и другие нуждаются в заботе и доверии. Именно забота и доверие должны стать краеугольным камнем, от которого должна отталкиваться любая система воспитания.
Забота – это заинтересованность в благополучии ребенка, готовность помочь ему, сострадание, желание сделать его счастливым. Доверие выражается в уверенности в силах ребенка, в его способности научиться чему-то на собственных ошибках.
Доверие – это предоставление личного пространства, свободы, возможности действовать самостоятельно.
Чем старше ребенок – тем больше ему надо доверия, тогда как забота должна с материального уровня переходить на ментальный. Если же говорить о разнице в подходах к воспитанию мальчиков и девочек, то надо исходить из постулата, что девочкам нужно больше заботы, а мальчикам – больше доверия. Если не предоставить мальчику определенную долю самостоятельности, то он может воспринять это как недоверие, неуверенность в его способностях и возможностях со стороны значимого взрослого, что не способствует авторитету этого взрослого. А авторитет для мальчиков очень важен. по своей природе мальчики устроены так, что с радостью подчиняются тому, кого уважают. А уважать они могут только того человека, который уважает их и доверяет им.
Самое интересное, что как только я в своем классе начала доверять мальчикам, они стали заботиться о девочках, а девочки, о которых заботятся мальчики – относятся к ним с бОльшим доверием.
В своем классе мальчикам я говорю «Молодец» при любых, самых незначительных достижениях. хотя я уверена, что незначительных достижений у детей не бывает. Девочкам я чаще говорю «все будет хорошо, у тебя все получится». В учебной деятельности тоже необходимо разграничивать мальчиков и девочек. Во время самостоятельной работы один из мальчиков задает вопрос… ««когда» подчинительный союз или сочинительный?» Мальчику я отвечаю чаще всего так: «мы проходили это на прошлом (позапрошлом) уроке. Возьми учебник, открой, посмотри.» Или предлагаю вспомнить правило. Обычно просто проговорить правило для мальчика бывает достаточно, чтобы сделать верный выбор в предложенной учебной ситуации, и я киваю головой со обязательным словом «молодец». Такая модель поведения взрослого фиксирует у мальчика уверенность в том, что он на самом деле все знает, все помнит и все может. И в следующий раз он прежде чем спрашивать, сам попытается разобраться, и чем чаще у него будет получаться самостоятельно решать подобные проблемы, тем более он будет мотивирован на изучение этих самых правил, на саморазвитие и самосовершенствование. Ведь в этом случае он «молодец». Я пришла к этому выводу после того, как посчитала ,сколько раз Сережа Григоренко спрашивает меня за день «Вера Алексеевна, я хорошо сегодня себя вел? Я молодец?».
Если подобной ситуации оказывается девочка, то я предлагаю: «ну, давай разберемся вместе».. и системой наводящих вопросов, привожу ее к правильному решению. И в следующий раз девочка сначала попробует рассуждать сама, ведь она помнит, что если делать так, как делает взрослый, которому она доверяет, то придет верное решение. Таким образом, для мотивации к деятельности девочек важно ободрить, а мальчиков – похвалить. И это, безусловно, касается не только учебных ситуаций.
Подобные наблюдения привели меня к мысли о том, что когда в Царской России да и во всем мире реализовывали модель раздельного обучения мальчиков и девочек, то исходили не из разности преподаваемых предметов, и не из патриархальных домостроевских настроений общества. Нет. В первую очередь исходили из того, что психофизические особенности девочек и мальчиков очень разные, и именно они были основой раздельного обучения в школе.
Я вижу на примере своего класса, что что у девочек и мальчиков, образно говоря, «разный мозг» : на одну и ту же информацию, одни и те же проблемы они реагируют по–разному, часто полярно противоположно.
Мальчики склонны к немедленному действию, девочки – к анализу, переживанию, терпению… Вот например, что бы я ни предложила в своем классе, например «сходить в поход», мальчиков тут же интересуют детали, подробности, сроки начала действий, степень их личного участия, а так же степень заочной вины тех, кто попробует им помешать. На меня сыпятся вопросы «А что с собой брать? А костер будет? А пять бутербродов хватит? А давайте я буду главным по сборам? А давайте Ломейко не возьмем он ноет? А сколько туда едет электричка? А во сколько встречаемся? и т.д.» Они всегда мозгом уже в том действии, которое я только-только внесла на рассмотрение. Девочки же, напротив, хотят во-первых, выслушать до конца, во-вторых, попереживать, поохать, помечтать. «А вдруг нам будет холодно? Я у мамы спрошу! А вы с нами пойдете? Это не очень далеко? А что нам делать с уроками? Ой, нам по математике столько задали!» И бурная кипучая деятельность мальчиков, которую они разворачивают немедленно, не сходя с этого места, девочек раздражает. Так и возникает конфликт.
Темпы физического созревания мальчиков и девочек тоже разные. И сейчас в моем классе все девочки гораздо взрослее мальчиков. Разные интересы, эмоциональные, социальные доминанты, разные духовно – нравственные ценности. По - разному они реагируют и на оценку деятельности. Так девочка, которую похвалили воспринимает это как должное и погружается в умиротворенное созерцание жизни. Мальчик же разворачивает еще более кипучую деятельность.
Конечно, реализовать модель раздельного обучения в современной школе невозможно, однако, при таком явном перевесе мальчиков, который случился у меня в классе, необходимо выбирать модель поведения воспитателя в соответствии с потребностями гендерного большинства. В 5Б я сделала установку на воспитание мальчиков.

И в завершении немного собственного опыта. С 5 по 8 класс я училась отдельно от мальчиков. И я до сих пор уверена, что большая часть моего личного женского успеха – замужество, дети, гармоничные отношения в семье – мой личный успех в освоении различных видов деятельности, обилие друзей и способность к многолетней дружбе – во многом продукт той системы воспитания, которая у нас была. Мы были окружены заботой и вниманием классной дамы, которая ничего у нас не вела, она занималась только нашим воспитанием, заполняла наше свободное время, организовывала нашу деятельность на переменах, с ней были первые разговоры по душам, шушуканье и секреты. С тех пор прошло больше 20 лет. До сих пор каждый год мы всем классом собираемся у нее в гостях. У нас был спокойный и уравновешенный класс. Мы все прекрасно учились. Мы все в последствии состоялись как профессионалы, как матери и жены. Среди нас очень много многодетных матерей, при этом успешно работающих на довольно престижных работах. Более того, в этих параллелях мальчиков и девочек и в наших классах, и в классах последующих очень много счастливых браков между бывшими одношкольниками, одноклассниками назвать их сложно.
Категория: Опыт | Добавил: ubretid (2014-03-27) | Автор: Быкова Вера Алексеевна E
Просмотров: 1234 | Теги: классное руководство, мальчики и девочки, Опыт | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2025-06-30, 9:54 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru