Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
На сегодняшний день лично для меня очевидно, что сам институт классного руководства если не изжил себя полностью, то близок к этому. Стремительно меняется жизнь, родителями стали так называемые «дети девяностых». Отличительной чертой таких родителей является то, что у них рождаются статусные дети, то есть не ребенок ради ребенка, а ребенок для статуса, для того, чтобы все видели, что и в этом аспекте жизни они состоялись — есть семья (неважно какая) есть ребенок, который (неважно как) учится в лучшей школе района и посещает кучу кружков (неважно, надо ему это или нет). При этом ни внутренняя жизнь детей, ни их потребности, ни их чаяния и надежды практически не интересуют родителей. Конечно, далеко не все таковы, но, увы, подавляющее большинство. В связи с этим роль классного руководителя в жизни ребенка возрастает в разы, хотя и сложность стоящей перед ним задачи тоже возрастает в геометрической прогрессии, потому что теперь классный руководитель должен не только выполнять свои прямые обязанности по воспитанию, развитию и организации школьной жизни ребенка, но и постараться додать ему то, чего по разным причинам не дают родители — внимание, телесный контакт (погладить по голове, потрепать по плечу), погружение в их интересы , принятие ребенка таким, какой он есть. Ко всему прочему задачу усложняют и родители — статусная любовь требовательна и родителям педагог вечно что-то должен. Однако, существующие очевидные проблемы и сложности не должны позволять нам педагогам умывать руки. Даже сейчас, когда по большому счету надо обладать изрядной долей самонадеянности, чтобы сказать «Я точно знаю, что делать дальше», я считаю, что надо продолжать что-то делать, продолжать искать пути, подходы. Систему воспитательной работы в классе надо строить исходя из индивидуальных особенностей класса. А каждый класс имеет свое лицо. В моем случае, в случае 5Б, у класса лицо мальчишеское. И этим все сказано. Из 24 детей, 18 — мальчики. Разделение по гендерному принципу очевидно, и глупо было бы не учитывать этот факт в воспитательной работе. Более того, только когда я четко провела внутреннюю грань между мальчиками и девочками класса, я вообще смогла увидеть выход из того педагогического тупика, в котором оказалась в начале года. Воспитание современных детей должно исходить всегда из их потребностей. Если у ребенка есть потребность рисовать, то отдать его на дзюдо – сломать его личность. У мальчиков и у девочек потребности разные. Но и те и другие нуждаются в заботе и доверии. Именно забота и доверие должны стать краеугольным камнем, от которого должна отталкиваться любая система воспитания. Забота – это заинтересованность в благополучии ребенка, готовность помочь ему, сострадание, желание сделать его счастливым. Доверие выражается в уверенности в силах ребенка, в его способности научиться чему-то на собственных ошибках. Доверие – это предоставление личного пространства, свободы, возможности действовать самостоятельно. Чем старше ребенок – тем больше ему надо доверия, тогда как забота должна с материального уровня переходить на ментальный. Если же говорить о разнице в подходах к воспитанию мальчиков и девочек, то надо исходить из постулата, что девочкам нужно больше заботы, а мальчикам – больше доверия. Если не предоставить мальчику определенную долю самостоятельности, то он может воспринять это как недоверие, неуверенность в его способностях и возможностях со стороны значимого взрослого, что не способствует авторитету этого взрослого. А авторитет для мальчиков очень важен. по своей природе мальчики устроены так, что с радостью подчиняются тому, кого уважают. А уважать они могут только того человека, который уважает их и доверяет им. Самое интересное, что как только я в своем классе начала доверять мальчикам, они стали заботиться о девочках, а девочки, о которых заботятся мальчики – относятся к ним с бОльшим доверием. В своем классе мальчикам я говорю «Молодец» при любых, самых незначительных достижениях. хотя я уверена, что незначительных достижений у детей не бывает. Девочкам я чаще говорю «все будет хорошо, у тебя все получится». В учебной деятельности тоже необходимо разграничивать мальчиков и девочек. Во время самостоятельной работы один из мальчиков задает вопрос… ««когда» подчинительный союз или сочинительный?» Мальчику я отвечаю чаще всего так: «мы проходили это на прошлом (позапрошлом) уроке. Возьми учебник, открой, посмотри.» Или предлагаю вспомнить правило. Обычно просто проговорить правило для мальчика бывает достаточно, чтобы сделать верный выбор в предложенной учебной ситуации, и я киваю головой со обязательным словом «молодец». Такая модель поведения взрослого фиксирует у мальчика уверенность в том, что он на самом деле все знает, все помнит и все может. И в следующий раз он прежде чем спрашивать, сам попытается разобраться, и чем чаще у него будет получаться самостоятельно решать подобные проблемы, тем более он будет мотивирован на изучение этих самых правил, на саморазвитие и самосовершенствование. Ведь в этом случае он «молодец». Я пришла к этому выводу после того, как посчитала ,сколько раз Сережа Григоренко спрашивает меня за день «Вера Алексеевна, я хорошо сегодня себя вел? Я молодец?». Если подобной ситуации оказывается девочка, то я предлагаю: «ну, давай разберемся вместе».. и системой наводящих вопросов, привожу ее к правильному решению. И в следующий раз девочка сначала попробует рассуждать сама, ведь она помнит, что если делать так, как делает взрослый, которому она доверяет, то придет верное решение. Таким образом, для мотивации к деятельности девочек важно ободрить, а мальчиков – похвалить. И это, безусловно, касается не только учебных ситуаций. Подобные наблюдения привели меня к мысли о том, что когда в Царской России да и во всем мире реализовывали модель раздельного обучения мальчиков и девочек, то исходили не из разности преподаваемых предметов, и не из патриархальных домостроевских настроений общества. Нет. В первую очередь исходили из того, что психофизические особенности девочек и мальчиков очень разные, и именно они были основой раздельного обучения в школе. Я вижу на примере своего класса, что что у девочек и мальчиков, образно говоря, «разный мозг» : на одну и ту же информацию, одни и те же проблемы они реагируют по–разному, часто полярно противоположно. Мальчики склонны к немедленному действию, девочки – к анализу, переживанию, терпению… Вот например, что бы я ни предложила в своем классе, например «сходить в поход», мальчиков тут же интересуют детали, подробности, сроки начала действий, степень их личного участия, а так же степень заочной вины тех, кто попробует им помешать. На меня сыпятся вопросы «А что с собой брать? А костер будет? А пять бутербродов хватит? А давайте я буду главным по сборам? А давайте Ломейко не возьмем он ноет? А сколько туда едет электричка? А во сколько встречаемся? и т.д.» Они всегда мозгом уже в том действии, которое я только-только внесла на рассмотрение. Девочки же, напротив, хотят во-первых, выслушать до конца, во-вторых, попереживать, поохать, помечтать. «А вдруг нам будет холодно? Я у мамы спрошу! А вы с нами пойдете? Это не очень далеко? А что нам делать с уроками? Ой, нам по математике столько задали!» И бурная кипучая деятельность мальчиков, которую они разворачивают немедленно, не сходя с этого места, девочек раздражает. Так и возникает конфликт. Темпы физического созревания мальчиков и девочек тоже разные. И сейчас в моем классе все девочки гораздо взрослее мальчиков. Разные интересы, эмоциональные, социальные доминанты, разные духовно – нравственные ценности. По - разному они реагируют и на оценку деятельности. Так девочка, которую похвалили воспринимает это как должное и погружается в умиротворенное созерцание жизни. Мальчик же разворачивает еще более кипучую деятельность. Конечно, реализовать модель раздельного обучения в современной школе невозможно, однако, при таком явном перевесе мальчиков, который случился у меня в классе, необходимо выбирать модель поведения воспитателя в соответствии с потребностями гендерного большинства. В 5Б я сделала установку на воспитание мальчиков. И в завершении немного собственного опыта. С 5 по 8 класс я училась отдельно от мальчиков. И я до сих пор уверена, что большая часть моего личного женского успеха – замужество, дети, гармоничные отношения в семье – мой личный успех в освоении различных видов деятельности, обилие друзей и способность к многолетней дружбе – во многом продукт той системы воспитания, которая у нас была. Мы были окружены заботой и вниманием классной дамы, которая ничего у нас не вела, она занималась только нашим воспитанием, заполняла наше свободное время, организовывала нашу деятельность на переменах, с ней были первые разговоры по душам, шушуканье и секреты. С тех пор прошло больше 20 лет. До сих пор каждый год мы всем классом собираемся у нее в гостях. У нас был спокойный и уравновешенный класс. Мы все прекрасно учились. Мы все в последствии состоялись как профессионалы, как матери и жены. Среди нас очень много многодетных матерей, при этом успешно работающих на довольно престижных работах. Более того, в этих параллелях мальчиков и девочек и в наших классах, и в классах последующих очень много счастливых браков между бывшими одношкольниками, одноклассниками назвать их сложно. | |
Просмотров: 1234 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|