Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

«Позитивная линия жизни»
Методическая разработка занятия по психопрофилактике

Тема: «Позитивная линия жизни»
Цель психолога: дать учащимся представление о важности позитивного мышления и его приемах, развить навыки позитивного мышления; способствовать развитию у учащихся умения мыслить позитивно, стремиться к созидательной линии жизни.
Цель ученика: выработать и закрепить суждения о позитивной линии жизни.
Задачи психолога:
• расширение суждений учащихся о понятиях «позитивная мысль», «позитивное мышление»;
• воспитание чувства ответственности за свои мысли, слова, действия;
• развитие умения позитивно мыслить и жить вдохновенно.
Задачи ученика:
• определить, что известно по заданной теме, что не известно, и что хочется узнать;
• научиться преобразовывать мысли;

Структура занятия формирования умений и навыков:
• постановка цели урока;
• повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
• ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
• упражнения на их освоение, на перенос в сходную ситуацию, на их закрепление;
• упражнения творческого характера;
• итог занятия;

Методы и формы работы:
1. Беседа
2. Анкетирование или диагностика
3. Мозговой штурм
4. Предоставление информативного материала по проблеме
5. Практические задания
• Групповая работа
• Индивидуальная работа
6. Методы самовыражения – творческий проект (в рисунке, в создании образа)

План занятия:
• Организационный момент
• Представления учащихся о предложенной теме (что знаю, чего не знаю, что хочу узнать)
• Проблематизация
• Задание на определение позитивных и негативных эмоций
• Актуализация знаний и опыта
• Новый материал: задание «Мысли, чувства и грозовые тучи»
• Задание «Выбирай себя» (преобразование мыслей)
• Как научиться позитивно мыслить (аффирмации)
• Применение знаний – игра «Значение мысли»
• Творческий проект
• Составление Синквейна по теме. Вывод.

Ожидаемый результат.
1. Снижение уровня подростковой тревожности;
2. Овладение техниками преобразования негативной энергии в позитивные действия;
3. Формирование представлений о себе, о своих внутренних резервах.

Тип занятия по психопрофилактике: занятие с разнообразными видами заданий, с использованием видео материалов и практических заданий.

Формы подведения итогов.
• Результаты диагностических процедур с рекомендациями постановки целей, направленных на изменение эмоциональных и поведенческих реакций;
• Закрепление усвоения принципов преобразования негативных чувств в позитивные действия путем составления памятки оптимиста или аффирмаций;
• Составление синквейна по пройденной теме

Оборудование и материалы: презентация, листы ватмана, видеоролики, раздаточный материал.

Ход занятия

Организационный момент.
Самое позитивное солнечное видео
Психолог приветствует учеников, приглашая их встать в круг
- Мы начинаем сегодня занятие с того, что мысленно направим друг другу добрые мысли и добрые чувства. Нужно молча, только глазами выразить всем присутствующим здесь свои пожелания.
- А что вы хотите мысленно пожелать? (Учащиеся – здоровья, добра, счастья, хорошего настроения, послать привет, пожелать не болеть, не получать двоек, чтобы друзей было много …) - ЖЕЛАЕМ (спокойная, радостная музыка)
- Я хочу попросить вас рассказать о том, что вы чувствовали, когда посылали друг другу добрые мысли и добрые чувства? (Учащиеся - стало очень хорошо, я почувствовала добро, теплоту, настроение у самого улучшилось, все такие были хорошие, понравилось…)
- Позвольте подвести итог этому упражнению - мы почувствовали как хорошая мысль вызывает положительные чувства. - Спасибо.

Тема нашего занятия сегодня: «ПОЗИТИВНАЯ ЛИНИЯ ЖИЗНИ или ЭНЕРГИЯ ПОЗИТИВНОЙ МЫСЛИ»

Заполнить таблицу по теме:
№ Что знаю Чего не знаю Что хочу узнать
1
2

Проблематизация – показ видео (уч-ся 11 «Б» и 10 «В класса»)
Видео учащихся школы с ответами на вопрос:
- что для тебя значит «позитивная линия жизни»,
- «мыслить позитивно, значит…»?

Вывод: Ответы на один и тот же вопрос получились разные. У каждого человека свое восприятие мира, свой стиль мышления. Каждый человек – индивидуален, оригинален и неповторим, и так же индивидуальна рожденная им мысль или идея.

- Энергия мысли может созидать, а может и разрушать. Мысли могут быть позитивными и негативными. И те и другие рождают соответствующие эмоции

Мозговой штурм (для уч-ся):
Задание: Прочитайте словарь и определите позитивные и негативные эмоции и чувства
Словарь эмоций и чувств
Сердитый Испуганный Обнадеживающий
Смущенный Взвинченный Ущербный
Испуганный Любящий Нетерпеливый
Застенчивый Возбужденный Опасный
Раздраженный Стыдливый Ревнивый
Униженный Уверенный Гордый
Виновный Отчаянный Обиженный
Беспокойный Разочарованный Почтительный
Возбужденный Чувствующий Удовлетворенный
Радостный Расстроенный Упрямый
Веселый Благодарный Сочувствующий
Отчаявшийся Обидчивый Огорченный
Разгневанный Растерянный Никчемный

Позитивные эмоции:
Негативные эмоции:

Актуализация знаний и опыта
- обратимся к жизненному опыту

Задание на знание себя: (ФОН – песня Макаревича «Пока горит свеча»)
• Вспомните одно из неприятных событий, которое произошло с Вами недавно.
• Запишите предполагаемые причины, которые, на Ваш взгляд, послужили основанием этому событию (заполняем 1-2 колонки)
Неприятное событие Предполагаемые причины,
послужившие основанием
свершению события


Новый материал:
Задание «Мысли, чувства и грозовые тучи!» (СЛАЙД)

- Посмотрите на слайд. Что вы можете сказать об эмоциональном состоянии этих людей? От чего оно зависит? (СЛАЙД)
- Два человека стоят под дождем. Оба промокли, но у одного дождь вызвал чувство радости, у другого чувство досады, подавленности. Их лица выражают различные эмоции. Почему? Ведь события не могут вызывать эмоции?
Единственное различие было в том, ЧТО каждый из них думал по поводу дождя:1 – «замечательно!», 2 – «как ужасно!»
Давайте условимся, что
А – ситуация, событие
В - мысли
С - эмоции, чувства Составляем схему – формулу, как взаимосвязаны А, В, С. - (А- В -С)

Замечательно! Как ужасно!
А С1 А С2
Событие Ощущение Событие Ощущение
Дождь Радость Дождь Подавленность

Правда, я не пойду кататься на лыжах с гор! Я не могу отменить дождь!
Зато я не должен косить лужайку и мыть отцовский автомобиль! Он всегда идет, когда я хочу кататься на велосипеде!

Мы видим, что мысли 1 и 2 человека относительно события влияют на то, какие эмоции они испытывают.
Итак, между событиями и эмоциями есть причина – это мысли (убеждения) относительно того, что произошло.
Думая негативно относительно события человек сам портит себе настроение, вызывая чувство разочарования и обиды…
Ролик «Мысли материальны»
Что произойдет, если этот человек изменит ход своих мыслей?

Как можно сформулировать Закон формирования разных чувств в одной и той же ситуации? («разные мысли рождают разные чувства»). Что является определяющим в этой формуле?
- Именно мысли являются ключом к нашему самочувствию.

- Составим ассоциативную цепь с определением «позитивно мыслим»:
регулируем мысли – позитивно мыслим – позитивно себя чувствуем.

- Для того, чтобы проверить данное утверждение на практике, выполняем задание «Выбирай себя!» (1,5 минуты)

Задание «Выбирай себя!»
Цель: различение событий, мыслей и чувств
(ФОН: песня «Радость детства» – пластилиновый клип)

Проанализируйте событие, которое вы записали в таблице как неприятное,
используя формулу «А-В-С» - «события- мысли- чувства». Как можно преобразовать свои мысли? (заполняем 3 колонку)
Неприятное событие Предполагаемые причины,
послужившие основанием
свершению события Преобразование мыслей
(дописать)


- Кто желает рассказать, что у него получилось?

2) Преобразование мыслей (на раздаточном материале)
а) Прочитайте эти предложения и около каждого из них напишите то, что, по-вашему, человек чувствует.
1. «Я бедный! Меня никто не любит!» ……………………………………….
2. «С её стороны было бы хорошо мне помочь.»……………………………..
3. «Я прекрасен, прекрасна дорога, которой я иду»………………………….
4. «Почему я должен беспокоиться: я не могу сделать это!»………………..
5. «Она всегда получает самый лучший подарок!»…………………………..
6. «Вы все ужасны!»…………………………………………………………….
7. «Всё – о кей. Всё хорошо!»………………………………………………… ..
Здесь приводятся мысли каждого из изображенных на рисунке (СЛАЙД)
Счастье,
радость Подавленность,
угнетенность Ревность Злоба,
зависть


б) Исправьте мысли на позитивные. Запишите новые. Все ли мысли необходимо было исправлять?
Теперь мы понимаем, что наши плохие чувства вызываются не событием, а нашими мыслями относительно того, что произошло. Итак, если мы хотим распрощаться с нашими отрицательными эмоциями, самое время сделать первый шаг и по-новому взглянуть на наш язык и слова, которые обычно говорим.
Примеры проявления позитивного и негативного мышления
Фрагмент мультфильма «ОХ и АХ» - и наверно потому не везет в делах ему!
Обсуждение:
- В чем состоит успех АХ-а?
- Какова энергия позитивных мыслей?

Как научиться позитивно мыслить?
Начнем с аффирмаций.
Аффирмация – краткая фраза, содержащая вербальную формулу, которая при многократном повторении закрепляет требуемый образ в подсознании человека, способствуя улучшению его психоэмоцианального фона и стимулирует положительные перемены.
Другими словами - это позитивная мысль, которая вызывает положительные эмоции. Использование аффирмаций каждый день – самый простой способ изменить желаемую ситуацию в лучшую сторону, изменить свой стиль мышления через внедрение позитивных мыслей.
- Настройтесь на активное слушание.

Видео музыкальная аффирмация «О себе с любовью»
– каждый из вас увидит в этом тексте нужные аффирмации для себя.

Применение знаний

Задание: самостоятельное составление аффирмаций
Правила составления аффирмаций (на экран):
1. Аффирмация должна быть в утвердительной форме, с позитивными образами: «я одержал успех в …», и ни в коем случае «я не проиграл…» или «я не провалился…».
2. Аффирмация должна быть краткой – 3-4 слова. Например «Я – успешный человек».
3. Аффирмация должна быть оформлена так, как будто вы уже имеете или получили то, о чем заявляете в настоящее время.

Примеры аффирмаций:
• Я абсолютно здоров
• С каждым днем мне становится всё лучше
• Я уверен в себе
• Я - успешный ученик
Составьте свои аффирмации для использования на каждый день – (ФОН: «Улыбнись» Вмтаса)

- Мышление человека определяет его судьбу.
Римский философ Марк Аврелий заключил это в восьми словах, которые могут изменить нашу судьбу: "Наша жизнь такова, какой ее делают наши мысли".
Нужно понять: "Человек не то, что о себе думает, человек то, о чем думает".

ИГРА «Значение мысли»
На столе раскладываются 5 карточек 3x5 см.
На каждой из них написаны слова: школа, деньги, друзья, звания, люди.
Карточки разложены надписью вниз на столе. Участники садятся вокруг стола.
Первый человек берет одну из карточек и высказывает суждение по поводу слова на карточке. Затем он вручает карточку следующему человеку по кругу, который берет ее и приводит другой факт относительно этого слова и т.д..
Затем открывается новая карточка и это продолжается до тех пор, пока все карточки не побывают в игре.
Возможны разновидности вышеупомянутого действия: Вести игру так, чтобы один участник устанавливал факт; второй — высказывал рациональную мысль (вызывающую положительные эмоции), а третий — иррациональную мысль (вызывающую отрицательные эмоции).
Творческий проект (ФОН: «Подари улыбку миру»)
- Представьте и изобразите архитектурное сооружение, которое, с вашей точки зрения, символизирует понятие «позитивная энергия» (групповая работа). Обосновать свой выбор.

- Почему позитивные мысли притягивают все хорошее, а негативные – плохое? Все сводится к простому энергообмену. Если наши мысли, слова или поступки несут в себе негатив, то ее величество Жизнь отвечает нам тем же.
- А добро в мыслях, поступках и словах порождает Добро в жизни!

Мультфильм «Просто так»

Подведение итогов
Задание: «СИНКВЕЙН» по теме «Энергия позитивной мысли».
(По кругу по очереди сформулировать синквейн (на экран):
• главное слово,
• 2 прилагательных,
• 3 глагола,
• предложение – мнение, резюме

- Только позитивная мысль позволяет человеку состояться как личности, обрести внутреннюю гармонию и познать истинный смысл своей жизни и своё предназначение. Все в ваших руках!

Подготовила педагог-психолог Шумакова И. Л.
Категория: Опыт | Добавил: kalasik (2014-04-02) | Автор: Шумакова Ирина Леонидовна
Просмотров: 1949 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2025-06-27, 9:57 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru