Луконин Сергей Викторович Мичуринская основная школа село Агрогородок ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКА 1. Все мы родом из детства. А детство и школа – во многом тождественные понятия. И в памяти каждого из нас хранятся воспоминания о школьных друзьях, шалостях и проказах, двойках и пятерках в дневнике, субботниках и волнующих школьных вечерах. И счастливы те люди, в чьей памяти неизгладимый след оставили мудрые слова учителя, те, чья память хранит самые добрые и теплые воспоминания о родной и любимой школе. За свою более чем тридцатилетнюю историю наша школа стала для многих мичуринцев неким эталоном интеллигентности и духовности, храмом познаний и науки и, наконец, просто любимым вторым домом. Здесь всегда рады гостям. Сюда приводят своих детей повзрослевшие ученики и отдают их в добрые ласковые руки своих первых учителей. И не прерывается нить познания, постижения мудрости. Спешат в родную школу недавние выпускники, студенты. Так приятно им рассказать о своих первых успехах, порадовать учителей тем, что оправдали их надежды. А потом пройтись по шумным школьным коридорам, вновь окунувшись в необыкновенную атмосферу школярства. С раннего утра и до позднего вечера гудит многоголосый школьный улей. Череда уроков, классных часов, дополнительных факультативов и кружков, спортивные секции и развивающие кружки, самостоятельная работа в библиотеке все это и называем мы, повзрослев, ностальгически – школьные годы. 2. Включение фото-презентации «УЧАТ В ШКОЛЕ» 3. И все же школа не только место, где наши дети получают образование. Именно здесь происходит духовно-нравственное формирование ребенка, осознание им себя гражданином своей страны. Но первые уроки гражданственности и патриотизма дети получают в семье. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком воплощенными во всем образе жизни семьи и, даже еще им не осознаваясь, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Истоки гражданственности детей - в нас, взрослых, нашей любви к Родине, в чувстве гордости за ее успехи и искреннем стремлении разделить все ее заботы и беды, сохранить и умножить духовную и материальную культуру своего народа. 4. Включение видео-презентации «Конвенция о правах ребенка» Сегодня и учителя, и родители откровенно говорят школьникам о трудностях, которые переживает страна в период всемирного экономического кризиса. Но при этом важно показать детям, какой большой путь не только экономического, но и культурного прогресса прошла она за годы независимости и какой путь ей надо пройти при непосредственном участии наших детей. Вредны односторонность информации, неточность оценок, стремление сгущать краски. Роль семьи в современных условиях возросла многократно: от нее во многом зависит сохранение у молодежи идеалов, цели в жизни. Важно уберечь детей от злобности, нетерпимости, утраты здравого смысла, сформировать у них правильное отношение высоконравственной системы ценностей. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей. 6. Включение фото-презентации «В КАЖДОМ РИСУНКЕ СОЛНЦЕ» 7. В нравственном воспитании учащихся весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка. Классическим в этом плане было мероприятие посвященное Дню учителя. 8. Включение видео-презентации «ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ» 9. Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные Дню Победы, празднование Дня языков, Наурыза, Дня солидарности народов Казахстана все это оказывает положительное влияние на духовно-нравственное воспитание наших детей. Важную роль в жизни школы играют два замечательных педагога, мастера и энтузиасты Байтулова Альфия Ерфановна и Мухарямова Елена Григорьевна, без чуткого участия которых не состоялся бы не один праздник. 10. Включение видео-презентации «МИСС ОСЕНЬ 2009» 11. Тем, кто любит бегать, прыгать наш спортзал поможет мигом. Веселые старты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души. Большую работу проводит с нашими учениками учитель физкультуры Бердюгин Юрий Валерьевич. 12. У любой школы есть мечта. Мечта нашей школы - построить такой дом, в котором всем было бы комфортно и радостно. В любом доме складывается определенная система ценностей, так и в нашем школьном доме складывается система педагогических ценностей: 13. Включение мини-презентации «ЗАПОВЕДИ» • Принимай и понимай ребенка таким, каков он есть. • Помогай ребенку, когда он нуждается в твоей помощи. • Не сравнивай одного с другим, а сравни его вчерашнего с ним сегодняшним. • Не учи ребенка, а развивай его, поддерживай его позитивные устремления. • Твори, заботься о его физическом и душевном здоровье, но не навреди. 14. Мы хотим, чтобы в нашей школе царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества, заботы и любви. Чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою Родину, бережно относящаяся к традициям своих народов, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья. Думается, что система нравственного развития личности учащегося нашей школы принесет свои плоды. Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств». Хочется верить, что наша школа посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны, станут оплотом будущего Казахстана! (включение песни «Прощай, школа!»)
|