Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
ПОЛИЯЗЫЧИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ Г. М. Масакбаева – заместитель директора по научно – методической работе СОШ №14 г. Павлодара К.Т. Бейсенова – методист Инновационного центра развития образования и воспитания управления образования Павлодарской области «Казахстан должен восприниматься во всём мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками: казахский язык - государственный, русский язык как язык межнационального общения и английский язык- язык успешной интеграции в глобальную экономику». Н.А.Назарбаев «Новый Казахстан в новом мире» Государственной программой развития системы образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы определена стратегия воспитания поликультурной личности, владеющей как минимум тремя языками. Это, в свою очередь, перед педагогами ставит задачу знания нескольких языков. Поэтому современному учителю необходимо знать родной язык, государственный и один из иностранных языков. Одной из важнейших проблем школьной языковой политики является проблема выбора иностранных языков для изучения в школе и в дальнейшем в вузе. Выбор иностранного языка для изучения в школе должен определяться сегодня его статусом в мире, престижностью языка в конкретном регионе, общественными и личными потребностями граждан в изучении того или иного языка. Процессом выбора иностранного языка в школе необходимо управлять, он не должен быть стихийным. Очень часто наши учащиеся и их родители оказываются недостаточно подготовленными для выбора иностранного языка. Наиболее существенной проблемой является недостаточный объём информации, необходимой для этого выбора. Проблема состоит в том, чтобы не попасть под влияние существующей тенденции к вытеснению английским языком других иностранных языков. Нельзя, разумеется, не считаться с той объективной ролью, которую играет английский язык в современном мире общеизвестны. Естественно стремление выбрать для изучения именно этот язык высок и, как показывает практика, к этому склоняется большинство школ. Цель поликультурного образования состоит в формировании человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. Полиязычие при соответствующих принципах гуманизма может стимулировать гуманизацию в национальной образовательной системе. Обоснование необходимости приоритета родного языка, культуры в целом, который, активно адаптируя языки других народов, укрепляется в своем богатстве и уникальности, - это тот методологический принцип, который выдвигается в качестве концептуального решения социально-философических проблем гуманизации полиязыкового образовательного пространства современного мира. Ведущими подходами и направлениями деятельности в поликультурном образовании учащихся являются: 1. Гуманитарный подход: создание, утверждение и развитие гармонии в отношениях между членами различных этнических групп, изучение традиций родной культуры, процесса переработки этих традиций в рамках новой культуры в учебной и воспитательной работе; 2. Социально - психологический подход: воспитание взаимной открытости, терпимости по отношению к чужому образу жизни, уважение чужих культур, другого образа мышления, развитие способности дифференциации внутри чужой культуры; развитие эмпатии, солидарности, способности решать конфликты, воспитание в духе мира. 3. Диалоговый подход: развитие способности к межкультурной коммуникации, приобщение к различным культурам, формирование общепланетарного сознания, позволяющего тесно взаимодействовать с представителями различных стран и народов и интегрироваться в мировое и общеевропейское культурно - образовательное пространство. Школа должна являться модулем целостного поликультурного образовательного пространства, в котором осуществляется соединение всех трёх рассмотренных выше подходов. В связи с этим Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы ставит цель создание инновационной, полиязычной модели образования, увеличить количество школ с 33 до 700, предоставляющих образование на трёх языках. В том числе расширение количества школ сети Назарбаев Интеллектуальные школы с 6 до 20. Эти школы станут базовыми площадками для апробации полиязычной модели образования, инноваций в образовании. Авторы полилингвальных программ, руководствуются интересами учащихся и уважением к личности ребёнка: Во-первых, необходимо поддерживать национальную, культурную, религиозную и лингвистическую идентичность в процессе обучения. Во-вторых, чем быстрее учащийся усваивает второй или третий язык, тем больше учебных предметов ему следует преподавать на этих языках. В-третьих, программы желательно разрабатывать, руководствуясь целью достижения языкового плюаризма, а не для ассимиляции. Следовательно, ни один из языков не должен иметь преимуществ перед другими. В Послании 2007 года «Новый Казахстан в новом мире» Лидер Нации предложил начать поэтапную реализацию культурного проекта «Триединство языков». «Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками, – сказал Нурсултан Абишевич, - это: казахский язык – государственный язык, русский язык – как язык межнационального общения и английский язык – язык успешной интеграции в глобальную экономику». Для реализации трёхязычного обучения необходимы соответствующие школы. Нужно подготовить супервайзеров (англоязычных научных руководителей), педагогов – предметников, в совершенстве владеющих тремя языками. Важный аспект – готовность самих учащихся к различным видам деятельности на трёх языках (говорение, чтение, письмо, аудирование). Но главное – издание параллельных учебников, терминологического словаря, словарей лексического минимума. При наличии этих условий казахстанские школьники получат возможность изучать разные предметы на трёх языках, как того требует время. СОШ № 14 города Павлодара осуществляет опытно-экспериментальную деятельность по теме: «Формирование поликультурной личности школьника в условиях реализации ГОСО», она рассчитана на 5 лет. Тема на 2013-2014 учебный год «Организация психолого-педагогических условий для реализации деятельности по формированию поликультурной личности школьника». Её цели и задачи. Цель 1: Разработать модель по формированию поликультурной личности школьника на основе системно-деятельностного подхода. Задача 1: Обеспечить организационные, информационно-методические, материально-технические, кадровые, управленческие условия для успешной реализации заявленного нововведения. Направления: - Разработка и рассмотрение программы экспериментальной деятельности на заседании педагогического совета. - Организация обучения учителей технологиям формирования поликультурной личности школьника. - Изучение потребности пополнения научно-методического обеспечения и материально-технической базы кабинетов. Задача 2: Разработать и утверждить программы экспериментальной деятельности на 2013-2014 годы. Направления: - Анализ, разработка новых программ, отбор имеющихся программ спецкурсов, на предмет соответствия формирования поликультурной личности школьника. Задача 3: Разработать программу мониторинговых исследований, включающую в себя изучение условий, содержания и результатов экспериментальной деятельности. Направления: - Разработка системы критериев и показателей эффективности формирования поликультурной личности школьника по следующим направлениям: условия, содержание, результаты. Цель 2: Начать экспериментальную деятельность по формированию поликультурной личности школьника. Задача 1: Разработать план описания результатов первого года апробации модели по формированию поликультурной личности школьника. Направления: - Реализация и описание первого этапа формирования поликультурной личности школьника. Задача 2: Разработать программу мониторинговых исследований эффективности модели по формированию поликультурной личности школьника. .Направления: - Оценка исходного состояния формирования поликультурной личности школьника. Задача 3: Разработать проект внедрения модели по формированию поликультурной личности школьника. Направления: - Разработка проекта внедрения модели по формированию поликультурной личности • Влияние изменений, полученных в результате экспериментальной деятельности, на качество образования обучающихся. Показатели: 1. Качество знаний. 2. Уровень обученности. 3. Уровень воспитанности. 4. Уровень состояния здоровья обучающихся. 5. Развитие индивидуальных способностей. 6. Удовлетворенность детей и их родителей образовательным процессом • Влияние изменений, полученных в результате экспериментальной деятельности, на рост профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников. Показатели: 1.Степень вовлеченности педагогических и руководящих кадров образовательного учреждения в эксперимент. 2. Удовлетворенность педагогов изменениями, происходящими в результате эксперимента. 3. Повышение уровня квалификации педагогических и руководящих работников. 4. Повышение профессиональной активности педагогического состава образовательного учреждения: - участие в конкурсах профессионального мастерства, - участие в семинарах, - участие в конференциях различного уровня и прочее. 5. Количество проведенных мероприятий на базе образовательного учреждения по теме эксперимента. Хочется отметить сильные и слабые стороны опытно-экспериментальной работы. Сильные стороны: 1.Разработана концептуальная модель организации полиязычной образовательной среды. 2.Разработан проект повышения квалификации учителей по овладению компетентностными подходами в образовании по реализации Национального плана РК на 2012 – 2016 годы по формированию функциональной грамотности школьников. 3. В школе организуется полиязычная среда по направлениям (русский язык, казахский язык, английский язык). 4. Разработана перспективная модель развития полиязычной среды: - на казахском языке: 1Ә,2 Ә; - на английском языке, • Математика: 7А, 8А, 9А классы; • познание мир - 3А класс; • история Казахстана – 6 класс. В школе реализуется проект «Под единым шаныраком...» на 3-х языках; • Выпуск терминологического словаря на 3-х языках по всем предметам с 1-11 класс. • Проведение физминуток на 3-х языках. • Разработка проекта проведения учебных занятий на 3-х языках. Слабые стороны: 1. Слабо организована деятельность по овладению английским языком учителей-предметников (проблема). 2. Малый процент охвата детей для изучения предметов на английском языке. 3. Учащиеся не включены в полиязычную среду через проектную и исследовательскую деятельность. 4. В олимпиадах, конкурсах на английском языке принимают участие небольшой процент учащихся. В педагогике успешно применяется обучение на трёх языках, это возможно при построении целостной системы школьного образования, суть которой заключается в следующем: • динамичное сочетание единства и многобразия путей получения образования на каждой ступени школы в контексте взаимосвязанного обучения трём языкам; • обязательное обучение на родном языке в начальных классах; при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной речи на казахском, русском и английском языках, достаточный для осмысленного усвоения и обработки любого учебного текста; • организация учебного процесса на трёх языках, с соответствующим распределением учебной нагрузки, в целях создания единой казахстанской многоязычной школы. Таким образом, поликультурность, наряду с информационной и коммуникативной компетенциями, сегодня определена мировым образовательным сообществом как базовая компетенция образования и одно из магистральных направлений формирования мирового образовательного пространства. Список использованной литературы 1.Ұстаздар, 2005, 15 мая [1] За языковой плюаризм. Л.П. Солонцова, профессор ПГПИ.[1] 2 Справочник руководителя образовательного учреждения №4(16) 2008 «Особенности реализации полилингвального обучения» Кабдолова К.Л. директор НИИ среднего общего образования Казахской Академии образования им. Ы.Алтынсарина [2] 3. Администратор «Основные направления поликультурного образования» №3,2010 г.[3] 4. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы №1118 от 7.12 2010г [4] 5. Послание Президента Республики Республика Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» от 28 февраля 2007 г. – г. Астана, 2007 [5] | |
Просмотров: 792 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|