Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

статья
ПОЛИЯЗЫЧИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ
Г. М. Масакбаева – заместитель директора
по научно – методической работе
СОШ №14 г. Павлодара
К.Т. Бейсенова – методист Инновационного центра
развития образования и воспитания
управления образования Павлодарской области

«Казахстан должен восприниматься во всём мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками: казахский язык - государственный, русский язык как язык межнационального общения и английский язык- язык успешной интеграции в глобальную экономику».

Н.А.Назарбаев «Новый Казахстан в новом мире»

Государственной программой развития системы образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы определена стратегия воспитания поликультурной личности, владеющей как минимум тремя языками.
Это, в свою очередь, перед педагогами ставит задачу знания нескольких языков. Поэтому современному учителю необходимо знать родной язык, государственный и один из иностранных языков.
Одной из важнейших проблем школьной языковой политики является проблема выбора иностранных языков для изучения в школе и в дальнейшем в вузе. Выбор иностранного языка для изучения в школе должен определяться сегодня его статусом в мире, престижностью языка в конкретном регионе, общественными и личными потребностями граждан в изучении того или иного языка.
Процессом выбора иностранного языка в школе необходимо управлять, он не должен быть стихийным. Очень часто наши учащиеся и их родители оказываются недостаточно подготовленными для выбора иностранного языка. Наиболее существенной проблемой является недостаточный объём информации, необходимой для этого выбора.
Проблема состоит в том, чтобы не попасть под влияние существующей тенденции к вытеснению английским языком других иностранных языков. Нельзя, разумеется, не считаться с той объективной ролью, которую играет английский язык в современном мире общеизвестны. Естественно стремление выбрать для изучения именно этот язык высок и, как показывает практика, к этому склоняется большинство школ.
Цель поликультурного образования состоит в формировании человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. Полиязычие при соответствующих принципах гуманизма может стимулировать гуманизацию в национальной образовательной системе. Обоснование необходимости приоритета родного языка, культуры в целом, который, активно адаптируя языки других народов, укрепляется в своем богатстве и уникальности, - это тот методологический принцип, который выдвигается в качестве концептуального решения социально-философических проблем гуманизации полиязыкового образовательного пространства современного мира.
Ведущими подходами и направлениями деятельности в поликультурном образовании учащихся являются:
1. Гуманитарный подход: создание, утверждение и развитие гармонии в отношениях между членами различных этнических групп, изучение традиций родной культуры, процесса переработки этих традиций в рамках новой культуры в учебной и воспитательной работе;
2. Социально - психологический подход: воспитание взаимной открытости, терпимости по отношению к чужому образу жизни, уважение чужих культур, другого образа мышления, развитие способности дифференциации внутри чужой культуры; развитие эмпатии, солидарности, способности решать конфликты, воспитание в духе мира.
3. Диалоговый подход: развитие способности к межкультурной коммуникации, приобщение к различным культурам, формирование общепланетарного сознания, позволяющего тесно взаимодействовать с представителями различных стран и народов и интегрироваться в мировое и общеевропейское культурно - образовательное пространство.
Школа должна являться модулем целостного поликультурного образовательного пространства, в котором осуществляется соединение всех трёх рассмотренных выше подходов. В связи с этим Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы ставит цель создание инновационной, полиязычной модели образования, увеличить количество школ с 33 до 700, предоставляющих образование на трёх языках. В том числе расширение количества школ сети Назарбаев Интеллектуальные школы с 6 до 20. Эти школы станут базовыми площадками для апробации полиязычной модели образования, инноваций в образовании.
Авторы полилингвальных программ, руководствуются интересами учащихся и уважением к личности ребёнка:
Во-первых, необходимо поддерживать национальную, культурную, религиозную и лингвистическую идентичность в процессе обучения.
Во-вторых, чем быстрее учащийся усваивает второй или третий язык, тем больше учебных предметов ему следует преподавать на этих языках.
В-третьих, программы желательно разрабатывать, руководствуясь целью достижения языкового плюаризма, а не для ассимиляции. Следовательно, ни один из языков не должен иметь преимуществ перед другими.
В Послании 2007 года «Новый Казахстан в новом мире» Лидер Нации предложил начать поэтапную реализацию культурного проекта «Триединство языков».
«Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками, – сказал Нурсултан Абишевич, - это: казахский язык – государственный язык, русский язык – как язык межнационального общения и английский язык – язык успешной интеграции в глобальную экономику».
Для реализации трёхязычного обучения необходимы соответствующие школы. Нужно подготовить супервайзеров (англоязычных научных руководителей), педагогов – предметников, в совершенстве владеющих тремя языками. Важный аспект – готовность самих учащихся к различным видам деятельности на трёх языках (говорение, чтение, письмо, аудирование). Но главное – издание параллельных учебников, терминологического словаря, словарей лексического минимума. При наличии этих условий казахстанские школьники получат возможность изучать разные предметы на трёх языках, как того требует время.
СОШ № 14 города Павлодара осуществляет опытно-экспериментальную деятельность по теме: «Формирование поликультурной личности школьника в условиях реализации ГОСО», она рассчитана на 5 лет. Тема на 2013-2014 учебный год «Организация психолого-педагогических условий для реализации деятельности по формированию поликультурной личности школьника».
Её цели и задачи.
Цель 1: Разработать модель по формированию поликультурной личности школьника на основе системно-деятельностного подхода.
Задача 1: Обеспечить организационные, информационно-методические, материально-технические, кадровые, управленческие условия для успешной реализации заявленного нововведения.
Направления:
- Разработка и рассмотрение программы экспериментальной деятельности на заседании педагогического совета.
- Организация обучения учителей технологиям формирования поликультурной личности школьника.
- Изучение потребности пополнения научно-методического обеспечения и материально-технической базы кабинетов.
Задача 2: Разработать и утверждить программы экспериментальной деятельности на 2013-2014 годы.
Направления:
- Анализ, разработка новых программ, отбор имеющихся программ спецкурсов, на предмет соответствия формирования поликультурной личности школьника.
Задача 3: Разработать программу мониторинговых исследований, включающую в себя изучение условий, содержания и результатов экспериментальной деятельности.
Направления:
- Разработка системы критериев и показателей эффективности формирования поликультурной личности школьника по следующим направлениям: условия, содержание, результаты.
Цель 2: Начать экспериментальную деятельность по формированию поликультурной личности школьника.
Задача 1: Разработать план описания результатов первого года апробации модели по формированию поликультурной личности школьника.
Направления:
- Реализация и описание первого этапа формирования поликультурной личности школьника.
Задача 2: Разработать программу мониторинговых исследований эффективности модели по формированию поликультурной личности школьника.
.Направления:
- Оценка исходного состояния формирования поликультурной личности школьника.
Задача 3: Разработать проект внедрения модели по формированию поликультурной личности школьника.
Направления:
- Разработка проекта внедрения модели по формированию поликультурной личности
• Влияние изменений, полученных в результате экспериментальной деятельности, на качество образования обучающихся.
Показатели:
1. Качество знаний.
2. Уровень обученности.
3. Уровень воспитанности.
4. Уровень состояния здоровья обучающихся.
5. Развитие индивидуальных способностей.
6. Удовлетворенность детей и их родителей образовательным процессом
• Влияние изменений, полученных в результате экспериментальной деятельности, на рост профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников.
Показатели:
1.Степень вовлеченности педагогических и руководящих кадров образовательного учреждения в эксперимент.
2. Удовлетворенность педагогов изменениями, происходящими в результате эксперимента.
3. Повышение уровня квалификации педагогических и руководящих работников.
4. Повышение профессиональной активности педагогического состава образовательного учреждения:
- участие в конкурсах профессионального мастерства,
- участие в семинарах,
- участие в конференциях различного уровня и прочее.
5. Количество проведенных мероприятий на базе образовательного учреждения по теме эксперимента.
Хочется отметить сильные и слабые стороны опытно-экспериментальной работы.
Сильные стороны: 1.Разработана концептуальная модель организации полиязычной образовательной среды.
2.Разработан проект повышения квалификации учителей по овладению компетентностными подходами в образовании по реализации Национального плана РК на 2012 – 2016 годы по формированию функциональной грамотности школьников.
3. В школе организуется полиязычная среда по направлениям (русский язык, казахский язык, английский язык).
4. Разработана перспективная модель развития полиязычной среды:
- на казахском языке: 1Ә,2 Ә;
- на английском языке,
• Математика: 7А, 8А, 9А классы;
• познание мир - 3А класс;
• история Казахстана – 6 класс.
В школе реализуется проект «Под единым шаныраком...» на 3-х языках;
• Выпуск терминологического словаря на 3-х языках по всем предметам с 1-11 класс.
• Проведение физминуток на 3-х языках.
• Разработка проекта проведения учебных занятий на 3-х языках.
Слабые стороны: 1. Слабо организована деятельность по овладению английским языком учителей-предметников (проблема).
2. Малый процент охвата детей для изучения предметов на английском языке.
3. Учащиеся не включены в полиязычную среду через проектную и исследовательскую деятельность.
4. В олимпиадах, конкурсах на английском языке принимают участие небольшой процент учащихся.
В педагогике успешно применяется обучение на трёх языках, это возможно при построении целостной системы школьного образования, суть которой заключается в следующем:
• динамичное сочетание единства и многобразия путей получения образования на каждой ступени школы в контексте взаимосвязанного обучения трём языкам;
• обязательное обучение на родном языке в начальных классах; при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной речи на казахском, русском и английском языках, достаточный для осмысленного усвоения и обработки любого учебного текста;
• организация учебного процесса на трёх языках, с соответствующим распределением учебной нагрузки, в целях создания единой казахстанской многоязычной школы.
Таким образом, поликультурность, наряду с информационной и коммуникативной компетенциями, сегодня определена мировым образовательным сообществом как базовая компетенция образования и одно из магистральных направлений формирования мирового образовательного пространства.


Список использованной литературы
1.Ұстаздар, 2005, 15 мая [1] За языковой плюаризм. Л.П. Солонцова, профессор ПГПИ.[1]
2 Справочник руководителя образовательного учреждения №4(16) 2008 «Особенности реализации полилингвального обучения» Кабдолова К.Л. директор НИИ среднего общего образования Казахской Академии образования им. Ы.Алтынсарина [2]
3. Администратор «Основные направления поликультурного образования» №3,2010 г.[3]
4. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы №1118 от 7.12 2010г [4]
5. Послание Президента Республики Республика Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» от 28 февраля 2007 г. – г. Астана, 2007 [5]
Категория: Опыт | Добавил: Гематоген (2014-04-15) | Автор: Кунязова Айсулу E
Просмотров: 792 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2025-06-27, 10:17 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru