Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Методы составления учебных пособий по информатике Мусабаева Н.Ж. методист ИЦРОВ По Павлодарской области Данная разработка посвящен вопросу, с которым многим из нас приходиться сталкиваются, а именно: как написать учебное или учебно-методическое пособие? Тем, кто преподает информатику, часто приходится разрабатывать учебные пособия на самые разные темы. Это связано со спецификой предмета. Программа часто меняется, а учебники не успевают переиздавать. В работе будут рассмотрены следующие вопросы: 1. Виды учебных изданий. 2. Структура учебного пособия. 3. Отличительные признаки электронного учебного пособия от печатного. 4. Порядок экспертизы учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий Виды учебных изданий Существуют разные виды учебных и учебно-методических пособий. Учебник – книга, содержащая систематизированное изложение содержания образования по предмету (дисциплине), определенного ГОСО РК, типовым учебным планом и типовой учебной программой, и являющееся основой организации процесса обучения. Учебник может быть представлен в печатном или электронном виде. Предназначен для учащихся. Учебно-методическое пособие (пособие) – учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания или изучению учебной дисциплины, ее части или/и отдельных тем (разделов) для обеспечения освоения обучающимися содержания учебной программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования. Предназначено для учителей. Учебное пособие – издание, содержащее учебную информацию, дополняющую и/или частично заменяющую учебник, в котором программный материал излагается избирательно в авторской трактовке, но при этом отражает содержание типовой учебной программы по предмету или по видам учебной работы. Предназначено для учащихся. Практикум – учебное пособие с практическими заданиями, помогающее освоить учебный предмет. Предназначен для учащихся. Электронный учебник, учебно-методический комплекс и учебно-методическое пособия – электронное издание, предназначенное для автоматизации обучения и контроля знаний, и соответствующее учебному курсу или отдельным его частям, обеспечивающее различные виды учебных работ.. Как видим учебные издания различаются целевой аудиторией. Учебники, учебные пособия, практикумы предназначены для учащихся, учебно-методические пособия предназначено для учителей. Каждый вид издания имеет свое назначение и особенности в оформлении. Учителям информатики чаще приходится иметь деле с учебными пособиями и практикумами. Поэтому более речь будет идти о них. При оформлении печатных учебных изданий нудно придерживаться определенных стандартов. Структура учебного пособия 1. Титульный лист содержит наименование образовательного учреждения, название разработки, наименование разработки (учебное пособие, методическое пособие и т.д.), год разработки. Оборотная сторона титульного листа содержит сведения об авторе и рецензентах. 2. Оглавление содержит перечень всех без исключения заголовков работы с указанием страниц. 3. Во введении дается краткое описание назначения дисциплины, по которой написано предлагаемое пособие. Приводится обоснование структуры пособия, краткое содержание каждого раздела. Определяется назначение данного пособия, необходимость его создания. 4. Содержание предлагается в соответствии с предложенным оглавлением. 5. Заключение. В заключении излагаются основные выводы, к которым пришел автор (составитель). 6. Литература. Указывается основная и дополнительная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература. Возможно в конце пособия размещение словаря основных понятий, используемых в пособии. В случае необходимости в конце пособия также располагают приложения. Мы живем в век компьютерных технологий. Все большую роль в процессе обучения играет сеть Интернет. Определенное место среди учебных изданий занимают электронные учебные издания. Оформление учебных изданий в электронном виде позволяет включить в них такие материалы, которые невозможно поместить в учебные издание на бумажном носителе, например, средства мультимедиа: презентации, аудио – (музыка, циклы радиопередач) и видеофрагменты и т.д. При таком подходе значительно снижаются экономические затраты на публикации текстовых материалов больших объемов, цветных иллюстраций и фотографий. Кроме перечисленных преимуществ, представление электронное документы, например, в форме web – страниц или web - сайта; позволяет повысить эффективность восприятия материала за счет максимальной наглядности и удобного ее структурирования. Отличительные признаки электронного учебного издания от печатного. 1. Наглядность в электронном учебнике (ЭУ) значительно выше, чем в печатном. Она обеспечивается использованием мультимедийных технологий: анимации, звукового сопровождения, гиперссылок, видеосюжетов и т.п. 2. Электронный учебник обеспечивает многовариантность и разнообразие проверочных заданий, тестов. Электронный учебник позволяет все задания и тесты давать в интерактивном и обучающем режиме. При неверном ответе можно давать верный ответ с разъяснениями и комментариями. 3. Электронный учебник является мобильным: при его создании и распространении выпадают стадии типографской работы. Электронные учебники являются по своей структуре открытыми системами. Их можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации. 4. Доступность ЭУ выше, чем у печатных. При спросе на ЭУ легко можно увеличить его тираж, можно переслать по сети.. Практически все развитые страны активно разрабатывают и поддерживают компьютерные технологии обучения. Это вызвано тем, что компьютер стал средством повышения производительности труда во всех сферах деятельности человека. Без его активного использования невозможно повысить интенсивность процесса получения знаний, закрепления навыков и умений. В качестве примера использования интернета для обучения можно привести персональные сайты наших коллег: учителя информатики из Белорусии Дмитрия Тарасова (http:// videouroki.ru )и учителя математики из Украины Игоря Жаборовского . (http://infourok.ru). На этих сайтах можно найти не только текстовый материал, но и видеоуроки, интерактивные тесты. У меня тоже есть сайт, на котором я размещаю уроки-практикумы по программированию. Уроки содержат краткую справочную информацию по теме урока, гиперссылки на другие разделы курса, пошаговые руководства по выполнения практических работ. С помощью карты сайта можно легко ориентироваться в учебном материале. Есть возможность получать обратную связь через комментарии Сайт создан на движке Wordpress. Это наиболее популярный движок для начинающих и опытных блоггеров. Большинство блогов в интернете работают именно на нем. Такая популярность объясняется просто: создать блог на Wordpress довольно просто, эта платформа бесплатная, для нее существует множество тем для оформления и плагинов для удобной работы. Находится сайт на платном хостинге. Поэтому на сайте нет сторонней рекламы. Сайт регулярно пополняется новыми уроками. В настоящее время идет разработка уроков –практикумов по программированию в среде Lazarus по новому учебнику Е.Н. Вьюшковой, Н.В. Параскун. Если учесть, что учебников этих авторов у учащихся нет, то без сайта мне просто не обойтись. Ученики имеют к нему доступ не только на уроке, но и дома, могут использовать при выполнении домашних заданий. И последний вопрос, на котором мы остановимся, это порядок экспертизы учебных изданий. Порядок экспертизы учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий 1. Экспертиза учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий проводится Республиканским научно-практическим центром «Учебник» за счет средств республиканского бюджета. 2. Прием учебных изданий на экспертизу производится в период с января по июль текущего года. 3. Автор направляет в уполномоченный орган следующие материалы: 1) заявление о проведении экспертизы учебника, учебно-методического комплекса и учебно-методического пособия (в произвольной форме); В заявлении указываются инициалы и фамилия (-ии) автора (-ов) в соответствии с титульным листом учебника, учебно-методического комплекса и учебно-методического пособия, название в соответствии с названием учебного предмета (дисциплины) в ГОСО РК, класс, язык, год и место издания. К заявлению для вновь разработанных учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий прилагаются сведения о разработчике (авторе, авторском коллективе), контактные данные. 2) 3 экземпляра учебника, учебно-методического комплекса и учебно-методического пособия или CD/DVD-диск для электронного учебника, учебно-методического комплекса и учебно-методического пособия в упаковке для конечного потребителя; 3) пояснительную записку к учебнику, учебно-методическому комплексу и учебно-методическому пособию; 4) 3 рецензии: педагога-практика, методиста по предметам начального, основного среднего и общего среднего образования, ученого или научной организации соответствующего (смежного) профиля, работодателя, учебно-методического объединения по специальностям технического и профессионального, послесреднего образования, учебно-методической секции по специальностям высшего и послевузовского образования; 5) руководство по установке и руководство для пользователя в свободной форме – для электронных учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий. Пояснительная записка должна содержать для вновь подготовленных изданий основные концептуальные идеи издания, оценку уровня актуальности, новизны разработки, реализации требований ГОСО РК, типовой учебной программы, для переиздаваемых изданий – внесенные автором (авторским коллективом) дополнения и изменения. В рецензии отражаются результаты апробации учебных изданий в организациях образования в зависимости от уровня образования, целевое назначение издания. Экспертиза одного учебного издания организуется и проводится в течение 60 календарных дней со дня получения материалов. На основе экспертного решения Центр «Учебник» готовит экспертное заключение. Экспертное заключение: для вновь подготовленного учебника: в случае положительного экспертного решения: «Рекомендуется к апробации в организациях образования»; в случае наличия в экспертном решении замечаний, требующих устранения: «Требует доработки»; в случае отрицательного экспертного решения: «Не рекомендуется к апробации в организациях образования». Учебник не рекомендованный к использованию, автор представляет на повторную экспертизу после доработки в соответствии через 180 календарных дней со дня получения экспертного решения. Повторно отклоненный учебник не принимается на экспертизу в течение текущего календарного года. Предоставленный на экспертизу учебник разработчику не возвращается. Сегодня мы рассмотрели вопросы, связанные с составлением и порядком экспертизы учебных изданий. Учебное издание должно соответствовать принятым ГОСТам. Для того чтобы можно было использовать учебное или учебно-методическое пособие в учебном процессе, оно должно пройти экспертизу. Экспертиза учебных изданий проводится Республиканским научно-практическим центром «Учебник». Чтобы подать учебное пособие на экспертизу, у вас должно быть 3!!! рецензии. | |
Просмотров: 1484 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|