Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Республика Казахстан, Павлодарская область, с. Лозовое, ГУ «Лозовская СОШ», учитель начальных классов Кабиева Рауфа Мажитовна Тема: Обучающие игры на уроках русского языка и познания мира в начальной школе» Учеба – это нелегкий труд. В результате учебной деятельности происходит изменение самого ученика, его развитие. И очень важно, чтобы ученик не потерял интерес к учению и желание учиться. Еще Ян Амос Коменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и и душевной радости. Характерной чертой современной педагогической науки является стремление к созданию образовательных технологий, ориентированных на личностное развитие ребенка. Одной из таких технологий является технология модульного обучения (автор Жанпеисова Марал Маденовна). Одной из особенностей данной технологии является ориентация не на усвоение знаний, а на развитие познавательных способностей личности и познавательных процессов различных видов памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышления, внимания, восприятия посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций, а также удовлетворения потребностей личности в безопасности, самоактуализации, самоутверждении, в общении, игре, в познании и творчестве, на развитие словарного запаса. Обязательным условием данной технологии является обучение посредством игровой организации деятельности и применения разнообразных активных форм ( групповой, индивидуально –групповой и парной работы, диспуты, дискуссии). Использование игр в диалогической части учебного модуля ведет к меньшей утомляемости учащихся, ученики чаще испытывают положительные эмоции и удовлетворение от учебной деятельности ,чем при традиционных формах организации учебного процесса. Упражнения игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию, способам организации, количеству участников. Такие обучающие игры как «Снежный ком» , «Найди пару», «Древо мудрости», «Счастливый случай», «Путешествие», «Биржа знаний», «Взаимодиктант», «Найди ошибку», «Пойми меня», «Аукцион», «Базар головоломок», «Брейн-ринг» и другие я использую на уроках в начальных классах. Игры можно проводить в группах, парах, коллективно с использованием разноуровневых заданий. Приведу примеры некоторых обучающих игр, которые я использую в своей практике. Обучающая игра «Найди свою пару». Учитель готовит карточки парами: на одной – вопросы, на другой- опорные таблицы для ответов. Цвет карточек с вопросом и ответом – одинаковый. Ученики выбирают карточки любого цвета (каждый - одну), затем ищут по цвету своего партнера, садятся вместе и работают. Если применять данную игру на уроке русского языка по теме «Состав слова», то вопросы и задания будут такими: Карточки-задания: Карточки-ответы: В паре у одного ученика задание-вопрос, а напарник находит схему и отвечает. Можно дать карточку на определение той или иной части слова. Обучающая игра «Пойми меня». Учащиеся читают раздел текста ( на уроке русского языка, литературы, познания мира), выписывают ключевые слова в тетрадь. После чтения текста, учитель предлагает закрыть учебники, взять листок и карандаш и выписать не менее 10 слов, которые выражают основной смысл данного текста. Затем учитель собирает листки и сравнивает их с собственными (заранее подготовленными, можно на доске) ключевыми словами. Победитель тот, у кого в итоге наибольшее количество совпавших слов. Если группа набрала 7-8 слов, то эта группа пересказывает текст. Обучающая игра « Древо мудрости» На доске плакат с изображением дерева с прорезями, для того чтобы вставлять листки с вопросами ( в прорези вставляются только те листки с вопросами , на которые дети смогли ответить). Работа ведется по какому –либо тексту или разделу, блоку. Каждый ученик на отдельном листке составляет вопрос по изучаемому тексту или блоку по 1-2 вопроса, учитель собирает листы в коробочку. Затем каждый ученик по очереди подходит и берет из коробочки листок-вопрос и как можно более полно отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.( в баллах). Например: вопросы по теме «Вода»(Познание мира , 2 класс): 1.Когда быстрее высыхают лужи после дождя- летом или осенью? 2.Докажи, что вода нужна всему живому на Земле? 3. О каких свойствах воды ты узнал? Какую воду называют питьевой? 4. В каком состоянии бывает вода в природе? 5. Осадки это:а)радуга, зарница б) гроза, молния, гром в) дождь, роса, снег 6. Откуда приходит вода в твой дом? Сколько раз в день ты пользуешься водой? 7. Почему зимой выпадает снег, а летом дождь? 8. Что загрязняет воду? Как надо беречь воду? Что для этого делают люди? 9. Почему многие страны испы-тывают недостаток питьевой воды? Игра «Древо мудрости» по теме: «Лексика» *Что изучает лексика? *Сколько значений могут иметь слова? Как называются такие слова? Приведи примеры таких слов. *Чем отличаются омонимы от многозначных слов? *Найдите в данном стихотворении омонимы: Суслик выскочил из норки И спросил у рыжей норки: - Где вы были? - У лисички. - Что вы ели там? -Лисички. *Что означают синонимы? Продолжи синонимический ряд к слову БОЛЬШОЙ. *Какое значение выражают антонимы? Подбери антонимы к словам: маленький-…, толстый-…, белый-…, сильный-… *Какие синонимы встречаются в пословицах и поговорках: Спеши не спеши, а поторапливайся. Приятелей много, а друга нет.. Переливает из пустого в порожнее. Соревновательная игра «Брейн –ринг» Оборудование: • жетоны с номерками для каждого участника группы по количеству учеников в группе и жетон для ведущего со словом «Ведущий» • Карта( круг) с секторами ( по количеству участников в группе) для заданий ( задания трех уровней) • Фишки для оценивания: желтого цвета (оценка «3»), зеленого (оценка «4»), синего (оценка «5») и полуфишки синего цвета за дополнения. • Указатели на столы. • Общий оценочный бланк. • Карточки с заданиями трех уровней сложности. • Карточки с образцами ответов ( для ведущих) Ход игры: Класс делится на группы по 5(4,6) игроков и 1 ведущий. Участникам выдаются жетоны с номерками участников. Каждая группа сидит за отдельным столом. На столе указатели и карта с 5( 4) секторами по количеству игроков. На каждый сектор кладут задания 3-х уровней сложности в следующем порядке: внизу вопросы 1-го уровня (сверхстандарт), на него вопросы 2-го уровня ( стандарт) , сверху вопросы 3-го уровня ( облегченный стандарт).В каждом секторе по 3 вопроса, т.е каждому участнику предоставляется возможность отвечать на вопросы трех уровней сложности, дополнить ответ товарища по команде и заработать фишки-оценки. На верхние вопросы отвечают без подготовки («блиц-турнир»), на вторые вопросы дается время для подготовки( 3-5 минут). Ведущий проверяет по карточкам-образцам ответов. Ответы на нижние вопросы (т.е. высокого уровня сложности) самые сложные готовятся от 7 до 10 минут и проверяют-ся учителем. Если ответ полный, игрок получает полную фишку, если ответ неполный ,то другой участник может дополнить ответ и заработать полфишки. Сначала прорабатываются по очереди все задания третьего уровня, дополняются другими игроками, затем ребята отвечают на вопросы второго и первого уровня сложности. Жетоны с номерками для игроков Карта с секторами по количеству игроков Фишки-оценки 1 2 1 (вопросы-билеты) Синий зеленый желтый «5» «4» «3» 4 3 4 Общий оценочный лист Предлагаю вопросы и задания к данной игре на уроке познания мира в 3 классе по блоку «Человек». Цель данной игры: формировать знания об особенностях строения организма человека , об особенностях человека как живого организма. Если в группе 4 игрока и 1 ведущий, то группе дается карта с 4 секторами. В каждом секторе задания трех уровней. Задания I сектора: III уровень (низкий): 1. Назови основные части тела человека. Какое значение для тела человека имеет кожа? II уровень: 1. Объясни какова роль скелета человека. Проанализируй причину нарушения осанки человека. I уровень: 1. Какие компоненты , по- твоему мнению, входят в понятие «здоровье», составь кластер. Кратко охарактеризуй значение каждого компонента для жизни и здоровья человека. Задания II сектора: Ш уровень: 1. Расскажи, какую роль в организме выполняют мышцы. Что нужно делать для развития мышц? II уровень: 1. Объясните, какова роль и значение сердца и кровеносных сосудов. Докажи, что потеря крови опасна для здоровья человека. I уровень: 1. Какой, по твоему мнению, должна быть правильная тренировка сердца?. Задания III сектора: III уровень: 1. При помощи каких органов происходит процесс дыхания человека. Назовите их. II уровень: 1.Объясните при помощи каких органов происходит переваривание пищи. Подумайте о том, правильно ли вы сами питаетесь. I уровень: 1. Придумай и составь правила для организации отдыха и укрепления нервной системы. Задания для IV сектора: III уровень: 1. Расскажи о деятельности нервной системы. II уровень: 1. Сделай вывод о значении органов чувств для человека. I уровень: 1. Ты должен учиться оберегать и контролировать свое здоровье. Расскажи каким образом ты это сделаешь? Ведущий проверяет ответы игроков по заданиям III и II уровней по образцам-эталонам, подготовленным учителем. Ответы на задания I уровня проверяются и оцениваются учителем. Обучающая игра «Брейн-ринг» .Познание 2 класс. Тема: Что нужно человеку для жизни. 1 сектор III уровень (облегченный) 1. Без чего не может жить человек? 1 сектор II (стандарт) 1. Расскажи подробно, какие условия необходимы человеку для жизни? 1 сектор I (высокий) 1.Как ты думаешь, если все необходимые условия для жизни человека на Северном и Южном полюсах? Что ты об этом знаешь? 2 сектор III уровень (облегченный) 1.Что нужно человеку для жизни? 2 сектор II (стандарт) 1. Для чего человеку воздух, вода, пища, свет и тепло? Расскажи . 2 сектор I (высокий) 1. Докажи, что человек –часть живой природы. 3 сектор III уровень (облегченный) 1.Что еще кроме воздуха, пищи, света, тепла и воды человеку нужно для жизни? 3 сектор II (стандарт) 1.Какие еще дополнительные условия создает человек для комфортной жизни. 3 сектор I (высокий) Попробуй сравнить условия жизни предков и современных людей. В чем сходство и различия условий их жизни ? 4 сектор III уровень (облегченный) 1. Что ты узнал об условиях необходимых для жизни человека? 4 сектор II (стандарт) 1. Можешь ли ты выполнить какую-нибудь работу в темноте, спать на улице зимой, не кушать? 4 сектор I (высокий) Живут ли люди на Луне? Есть ли условия для жизни человека в космосе? Обучающая игра «Найди соответствие». 1. Имя существительное: а) домик б) летает в) далеко г)зеленый 2.Неодушевленное существительное: а) глина б) белка в)мальчик г)жук 3. Одушевленное существительное а) листва б)планета г) сестра г) суп 4. Имя собственное: а) улица б) Мальвина в) ручка г) папа 5.Сушествительное, не имеющее множественного числа: а)молоко б) зуб в)машина г)очки 6)Существительное, не имеющее единственного числа? а) сапоги б) верблюды в) ножницы г)стёкла 7)Существительное женского рода: а) малина б) Саша в) парк г)поле 8)Существительное мужского рода: а) ракета б) дед в) дочь г) окно Игра «Графический диктант» -Закрепим знания о собственных и нарицательных именах существительных. Знаком «плюс» обозначить собственные имена существительные, знаком «минус» обозначить нарицательные. 1)Собака 10) Рэкс 2)Кошка 11) Мурка 3) Попугай 12) Кеша 4)Мальчик 13) Коля 5)Поэт 14) Алимбаев 6)Страна 15) Казахстан 7)Город 16) Тараз 8)Газета 17)Дружные ребята 9)Река 18) Иртыш Игра «Перевертыш» а) Замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении: ЖЕЛЕЗНЫЙ ГВОЗДЬ, РУМЯНАЯ ДЕВОЧКА, ГЛУХАЯ СОБАКА, КУДЯВЫЙ МАЛЫШ, СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА, СЛАДКИЙ ПИРОГ, КОЛЮЧИЙ ЕЖ, ЗОЛОТЫЕ ЧАСЫ, ЧЕРНАЯ ШАЛЬ, БАРХАТНАЯ ШТОРА, СТАЛЬНАЯ БАЛКА. Игра « Переводчик» Кто заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами: 1) Доктор прописал пациенту пилюли. 2) Разъяренная вьюга замела тропинки. 3) Караульный спрятался от ливня под кровлей . Кто найдет устаревшие слова: 1) Горят румянцем свежие ланиты. 2) Старец нахмурил чело. 3) Построен град великий над Невой. Игра «Уголок знаний» 1.Однозначные и многозначные слова • Лексика - это_______ • Слово - это Всему название дано – И зверю и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных - нету! И всё, что может видеть глаз – Над нами и под нами, Означено словами. 1. Назови признаки осени: лимонная желтизна - золотые хлеба • Однозначное слово – это… • Многозначное слово – это… Дети с удовольствием играют в «Магазин». В зависимости от изучаемого раздела. Название игры может варьироваться: «Орфографический магазин», «Лексический магазин», «Словообразовательный магазин» и другие. Игра проводится в несколько этапов. 1 этап. Учащиеся делятся на группы по три-четыре человека. Каждая группа подбирает дидактический материал по заранее предложенной учителем теме. Например, если это «Орфографический магазин», предлагаем ребятам подобрать слова с гласными а, и у после шипящих (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу) и т.д., в зависимости от изучаемой темы. Ребятам заранее выдаются полоски бумаги, на которых они пишут слова. Обязательное условие- члены группы должны уметь объяснить правописание каждого слова. На эту работу отводится определенное количество времени. 2 этап. «Продажа». Группы делятся на две части. Два ученика –продавцы, два ученика- покупатели. Товар – полоски бумаги с написанными на них словами раскладывается на столах. Покупатели переходят от одной группы к другой и делают покупки. Хочешь купить слово- объясни его правописание. Если покупатель затрудняется, слово остается у продавца. По сигналу учителя игра прекращается, покупатели возвращаются к своим группам, и группы подсчитывают количество оставшихся и купленных слов. Таким образом, заинтересованы в подборе орфографически трудных слов, чтобы сохранить у себя их наибольшее количество. Учитель выступает в качестве эксперта, если возникают споры между покупателями и продавцами. 3 этап. Победителем объявляется группа, у которой собралось наибольшее количества слов. Эти слова записываются на доске и в тетрадях с соответствующими комментариями. При наличии времени можно предложить учащимся в качестве продолжения работы написать сочинение- миниатюру, используя слова из предыдущего задания. Работа провидится индивидуально или по группам. Во втором случае выявляется команда-победитель, затем лучшее сочинение записывается в тетради. Обучающие игры можно адаптировать ко всем разделам, блокам по всем предметам начального курса обучения. Систематическое применение игр на различных этапах изучения различного по характеру материала является эффективным средством повышения мотивации к учению, развития творческих способностей младших школьников. Таким образом, чтобы сделать уроки интересными, увлекательными, ищу свои способы для достижения конечного результата обучения, а также обращаюсь к опыту коллег. | |
Просмотров: 1712 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|