Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Рекомендации решения задач по физике для начинающих учителей. I. Введение. Значение решения задач по физике. Решение задач по физике необходимый элемент учебной работы. Задачи дают материал для упражнений, требующих применения физических законов к объяснению явлений, которые протекают в тех или иных конкретных условиях. Поэтому они имеют большое значение для конкретизации знаний учащихся, для привития им умения видеть различные проявления общих законов. Без такой конкретизации знания остаются книжными, не имеющими практической ценности. Решение задач способствует более глубокому и прочному усвоению физических законов, развитию логического мышления, сообразительности, инициативы, воли и настойчивости в достижении поставленной цели, вызывает интерес к физике, помогает приобретению навыков самостоятельной работы и служит незаменимым средством для развития самостоятельности в суждениях. В процессе решения задач на уроке иногда можно ввести новые понятия и формулы, выяснить изучаемые закономерности, подойти к изложению нового материала. Содержание физических задач расширяет круг знаний учащихся о явлениях природы и техники. При решении задач ученики непосредственно сталкиваются с необходимостью применять полученные знания по физике на практике, в жизни, глубже сознают связь теории с практикой. Решение задач --- одно из важных средств повторения, закрепления и проверки знаний учащихся. II Основная часть. Виды задач и способы их решения. Задачи по физике разнообразны по содержанию и дидактическим целям. Их можно классифицировать по различным признакам, отражающим наиболее типичные черты для многих задач различного содержания. При рассмотрении этого вопроса нужно учитывать, что классификация задач, как и других научных понятий, может быть осуществлена по различным признакам --- в зависимости от целей классификации. В частности задачи могут быть классифицированы: • По способу подачи содержащейся в них информации. • По основному способу решения – получения ответа на поставленный в задаче вопрос. • По содержанию и другим признакам. Цели классификации могут быть разные. Если, например, нас интересует, в какой мере задачи способствует осуществлению политехнического образования, помогает профориентация, мы будем классифицировать все задачи по содержанию и подсчитывать, какой процент из всех задач, содержащихся в упражнениях учебников и в сборниках задач, с производственно-техническим содержанием, а какое количество --- абстрактных. В других случаях, удобно классифицировать задачи по способам их решения с целью выявления общего подхода к решению задач или составления алгоритма решения. Классифицируя задачи по содержащейся в них информации, мы обращаем главное внимание на способ выражения условия задач. Любая из приведённых классификаций не является полной и до конца последовательной. Тем не менее, в методических целях классификацию задач применять полезно. По способу выражения условия физические задачи можно разделить на четыре основных вида: • Текстовые • Экспериментальные • Графические • Задачи-рисунки Каждый из них в свою очередь разделяется на : 1. количественные (или расчётные) 2. качественные (задачи-рисунки) В то же время основные виды задач можно разделить по степени трудности : • на лёгкие • трудные • тренировочные • творческие и другие типы. В учебном процессе по физике наиболее часто используют текстовые задачи. Это такие задачи, условие которых выражено словесно, текстуально. Причём в условии их есть все необходимые данные, кроме физических констант. По способам решения их разделяют на: • задачи-вопросы • расчётные. Задачи – вопросы. Это задачи, при решении которых требуется (без выполнения расчётов) объяснить то или иное физическое явление или предсказать, как оно будет протекать в определённых условиях. Как правило, в содержании таких задач отсутствуют числовые данные. Например: 1. « Бутылка, наполненная водой, в воде не тонет. Что произойдёт с бутылкой, наполненной ртутью, при погружении её в сосуд с ртутью?» 2. «Почему волосок электрической лампочки накаливается добела, в то же время как провода остаются холодными, хотя по ним проходит такой же ток?» Отсутствие вычислений при решении задач-вопросов позволяет сосредоточить внимание учащихся на физической сущности. Необходимость обоснования ответов на поставленные вопросы приучает школьников рассуждать, помогает глубже осознать сущность физических законов. Решение задач-вопросов выполняют, как правило, устно, за исключением тех случаев, когда задача содержит графический материал. Ответы могут быть выражены в рисунках или графиках. Например: 1. «Изобразите графически точку приложения и направление силы тяжести, силы трения». 2. «Изобразите на графике ускоренное движение тела (замедленное, равноускоренное). К задачам-вопросам тесно примыкают задачи-рисунки. В них требуется устно дать ответ на вопрос или изобразить новый рисунок, являющийся ответом на вопрос задачи. Например: 1. «Два шарика катятся навстречу друг другу. После взаимодействия они разлетаются в разные стороны вдоль одной прямой. Изобразите их движение на рисунке, и устно найдите проекции их импульсов». 2. «Изобразите на рисунке равнодействующий вектор напряжённости для двух разноимённых одинаковых зарядов». Решение таких задач способствует воспитанию у учащихся внимания, наблюдательности и развитию графической грамотности. Количественные задачи. Это задачи, в которых ответ на поставленный вопрос не может быть получен без вычислений. При решении таких задач качественный анализ также необходим, но его дополняют ещё и количественным анализом с подсчётом тех или иных характеристик процесса. Количественные задачи разделяют по трудности на: простые и сложные. Под простыми задачами понимают задачи, требующие несложного анализа и простых вычислений, обычно в одно-два действия. Решение таких задач необходимо для конкретизации только что изученной закономерности. Наиболее лёгкие из них могут быть решены устно. Для решения количественных задач могут быть применены различные способы: 1. арифметический 2. алгебраический 3. геометрический 4. графический. Алгебраический способ решения задач заключается в применении формул и уравнений. При геометрическом способе используются теоремы геометрии, а при графическом – графики. Алгебраический способ решения задач подразумевает хорошее знание алгебраических правил, умение решать уравнения с одним или несколькими неизвестными, решение квадратных уравнений, работа со степенями, умение устно работать с числами, умение работать с производными единицами измерения различных величин. К сожалению, многие учащиеся плохо владеют математическими методами решения задач, не умеют применять свои математические знания на уроках физики. Для них эти две науки отделены друг от друга. Часто, знания, полученные в каком-то классе на уроках математики, «теряются» и не могут уже применяться на уроках физики, так как ученики уже забыли пройденный когда-то материал. На первых уроках в 7 классе очень важно показать учащимся значение умения применять алгебраические знания при выполнении различных заданий по физике. Начинаем с простейшего. Учащиеся узнали на уроках математики метрическую систему измерения различных величин. Нам только необходимо их подвести к понятию физических величин, с которыми они часто сталкиваются в своей жизни. На первых уроках необходимо проверить умение учащихся переходить из разных систем измерения в систему СИ. Например: 1. Переведите: 20см в метры, 2. 5км в метры. 3. 2тонны в килограммы, 4. 50грамм в килограммы. 5. 2 часа в секунды и так далее. Это поможет в дальнейшем правильно решать задачи, там, где требуется перевод единиц измерения. При закреплении этих навыков мы можем избежать ошибок в дальнейшем при решении различного вида задач. В самом начале изучения физики, при обучении учащихся правильно записывать задачи, необходимо уделять внимание их грамотному, аккуратному оформлению. Это поможет в дальнейшем развитию интереса у учащихся к изучению предмета. Начинаем решения задач по предмету самых простых, в одно действие. Это задачи на движение. С таким типом задач учащиеся знакомы по урокам математики. Казалось, что это поможет им правильно и быстро решать такого типа задачи, но многим ребятам трудно отойти от стереотипа решения этих задач на уроках математики. Это и другое оформление задачи, и решение задач не в строчку, а добью. (Если этого требует формула). При решении таких задач подбираются данные, с которыми легко произвести устный счёт. Это помогает понять задачу, закрепить формулы. Например: 1. «Вычислите скорость велосипедиста, если он за 20 секунд проехал путь 60метров» 2. «Определите плотность тела, если его масса равна 200грамм, а объём равен 50смз» После простых заданий, переходим на умение работать с выводом одной физической величины через другую. Для этого используем основную формулу и решаем задачу относительно неизвестной величины. Это поможет учащимся 7,8 классов в старших классах справляться со сложным поиском неизвестной величины, используя при этом несколько формул. Закрепив умение выводить неизвестную величину, переходим к решению задач в несколько действий, где ошибка в одном из вычислений ведёт к неправильному результату в других действиях. Например: 1. «Вычислите силу давления воды, действующей на стенку аквариума высотой 20см и шириной 50см». В этом задании задействовано две формулы и умение перехода в единицы СИ. 2. « Вычислите длину нихромового реостата сечением 5см2, включённого в сеть с напряжением 220В и силой тока 5А.». Здесь необходимо умение пользоваться таблицей удельного сопротивления проводника и правильно выбирать единицу измерения площади сечения проводника. При решении такого типа задач важно указать учащимся на то, что, несмотря на большие числа, задачи по мерее возможности можно решать устно, делая математические упрощения. Здесь важно хорошо знать таблицу умножения и приёмы сокращения чисел. Начиняя с 8 класса, учащиеся решают задачи с использованием записи сложного числа через показатель степени. Это задачи на тепловые явления, а именно на горение вещества. Или это задачи на закон Кулона, где величина зарядов даётся через показатель степени. В таблице на удельное сопротивление проводника такая же запись числа. Учащимся очень трудно воспринимать такую запись, и они затрудняются в вычислениях, не зная как работать с показателями степеней. Например: 1. «Сколько топлива необходимо сжечь, чтобы нагреть воду массой 200грамм от 20 градусов С до кипения». Эту задачу можно решать в 8 классе двумя способами: слабые ученики в два действия, а сильные выводят формулу для нахождения итоговой неизвестной величины, но в обоих случаях здесь задействовано табличное данное (удельная теплота сгорания топлива). А это запись числа через показание степени. Сильные ученики справляются с заданием, а слабым приходится расписывать число через огромное количество нулей. Здесь важно повторить правило работы со степенями. (Запись числа в стандартном виде). 2. «Определите силу взаимодействия между зарядами в вакууме, находящимися на расстоянии 5см друг от друга. Заряды равны 5*10-9 Кл». Здесь так же необходимо умение работать с таким видом чисел и переходам в систему СИ. В 7,8 классах вырабатывается умение анализировать условие задачи, наметить план решения задачи и способ нахождения неизвестных величин. У учащихся необходимо вырабатывать интуицию на правильное направление при решении различного вида задач. Применив свои знания, умения и навыки при решении задач и достигнув верного результата, учащиеся видят плоды своих усилий, своего труда при изучении сложной науки физики. Если ученики достигли хороших результатов в умении решать задачи среднего уровня, то в старших классах им предстоит применить свои навыки при решении более сложных задач. В 9 классе предстоит решать сложные задачи по двум большим разделам: «Кинематике», и «Механике». Здесь решение задач очень тесно связано с умением решать уравнения с одним и двумя неизвестными, квадратные уравнения. Очень трудно ученикам перейти от алгебраических уравнений к умению читать, составлять и решать уравнения трёх видов: 1. уравнение скорости. 2. уравнение перемещения. 3. уравнение координаты. При геометрическом способе решения задач используют теоремы геометрии. Например, при решении задач в 9 классе на перемещение тел, используют теорему Пифагора. • «Путешественник движется на восток и проходит 5 км, затем под углом 90 градусов проходит ещё 12км на юг. После этого он возвращается в исходную точку. Определите его перемещение и пройденный путь». • «Найдите равнодействующую двух сил, направленных под углом 60 градусов друг к другу». При графическом способе можно использовать график для решения задачи. Например: • «Сколько топлива необходимо сжечь, чтобы растопить 2кг льда при -20 градусах, а полученную воду нагреть до кипения и испарить?» Эту задачу необходимо поэтапно проанализировать и расписать ход её решения с помощью соответствующего графика. Задача решается в общем виде, а затем, используя необходимые данные решить её количественно. Такого типа задача позволяет задействовать сразу несколько формул по теплотехнике, учащиеся должны хорошо ориентироваться в табличных значениях, знать несколько физических величин и их использовать. Это очень хороший тип задач для обобщающего повторения темы. • « Амплитуда силы тока равна 20А, частота колебаний -50Гц. Запишите уравнение зависимости силы переменного тока от времени колебаний. Изобразите процесс на графике». В 11 классе это несложное задание позволяет проверить у учащихся знание формул на гармоническое колебание тока, повторить умение работать с гармоническими функциями. Здесь прослеживается тесная связь с соответствующим материалом по алгебре. Решение графических задач способствует уяснению функциональной зависимости между величинами, привитию навыков работы с графиками. В этом их познавательное и политехническое значение. Физические задачи, в условии которых не хватает данных для их решения, называют задачами с неполными данными. Недостающие данные для таких задач находят в справочниках, таблицах и в других источниках. С такого типа задачами ученики будут часто встречаться в жизни, поэтому решение их в школе очень ценно. Например: • «Определите силу притяжения между Луной и Землёй». Для решения этой задачи необходимо в справочной таблице найти массы данных небесных тел, расстояние между ними, величину гравитационной постоянной. Чтобы это сделать, необходимо знание формулы закона Всемирного тяготения, умение пользоваться нужной для этого таблицей. Такая задача позволит проверить ещё и умение применять полученные данные при нахождении силы тяготения. • «Определите Кулоновскую силу притяжения между ядром и электроном в атоме водорода». Здесь нужно воспользоваться справочником для нахождения заряда протона и электрона, постоянной К. • «Определите нуклонный состав ядра атома кислорода». Для ответа на этот простой вопрос необходимо воспользоваться таблицей Менделеева. При решении такого типа задач необходимо обращать внимании учеников на грамотное прочтение условия задачи. При этом необходимо обращать внимание не только на числовые данные, но и на словесную информацию. Например: • «Определите массу куска гранита объёмом 100см3». Здесь необходимо воспользоваться таблицей плотности вещества. В числе текстовых задач можно выделить абстрактные задачи, в которых речь идёт о явлениях и процессах, наблюдаемых в повседневной жизни, задачи с производственно-техническим содержанием и, наконец, задачи с историческим содержанием. Иногда в особую группу текстовых задач выделяют «занимательные задачи». Задачи с техническим содержанием учитель может составить сам, используя сообщения из газет и журналов. Например: • «13сентября 1838 года первый в мире электроход (корабль с электрическим двигателем) конструкции русского академика Б.С.Якоби вышел в плавание по Неве. Мощность двигателя была 180 Ватт. Судно шло 3 часа. Какую работу совершил двигатель?» • «Первым отечественным выпрямителем был высоковольтный ртутный выпрямитель конструкции В.П.Вологдина. Он создан в 1922 году, имел мощность 10000 Ватт и давал ток при напряжении 3500 Вольт. Какой силы ток обеспечивал выпрямитель?» В задачах с историческим содержанием обычно используют факты из истории об открытии законов физики или каких-либо изобретений. Они имеют большое познавательное и занимательное значение. Например: • «Передатчик, установленный на борту космического корабля «Восток», работал на частоте 20МГц. Определите длину волны и период излучаемых им радиоволн». • «Первая в мире радиограмма, состоящая из слов «Генрих Герц», была передана А.С.Поповым в 1896 году, на расстояние 250 метров. За сколько времени радиосигнал прошёл это расстояние?» Необычайная постановка вопроса в занимательных задачах и последующее обсуждение результатов обычно живо заинтересовывают учащихся. Например: • «Какую среднюю плотность должен иметь плот, чтобы плыть наполовину погруженным в воду»? • «Почему мы видим одни тела чёрными, а другие – белыми»? При работе над такого типа задачами даже несильно радивые учащиеся могут показать свою смекалку, умение правильно выбрать нужный ответ. Это позволяет им получить положительную оценку и приобрести некоторое уважение среди одноклассников за свои познания предмета. Эксперимент в задачах используют по-разному. Например: В 7 классе на тему «Давление» можно вызвать ученика для экспериментального определения давления бруска на стол. • «Определите давление бруска на стол». Приборы: линейка, динамометр. При этом ученик получает брусок, динамометр и линейку. Ему предстоит произвести измерения длины и ширины бруска, определить его вес. На этом эксперимент заканчивается. При определении веса тела используется динамометр. Учащийся должен показать своё умение работать с ценой деления прибора и умение снятия его показаний. Теперь ученику необходимо сделать правильное оформление условия задачи, записать необходимые формулы для нахождения неизвестной величины, произвести переход в систему СИ. Такого рода задания позволяют очень объективно проверить знания ученика сразу по многим параметрам. При рассмотрении темы «Архимедова сила» можно поставить эксперимент на вычисление выталкивающей силы в воде. • «Определите Архимедову силу». Приборы: динамометр. Учащиеся, используя приборы (динамометр, стакан с водой, груз на нити), могут определить силу Архимеда и одновременно подготовиться к лабораторной работе по теме. В процессе решения экспериментальных задач у учащихся развивается наблюдательность, совершенствуются навыки обращения с приборами. При этом школьники глубже познают сущность физических явлений и законов. Для того, чтобы привить учащимся интерес к решению задач, необходимо их умело подбирать. Содержание их должно быть понятным и интересным, кратко и чётко сформулированным. Математические операции в задаче не должны затушёвывать её физический смысл. Начинать решение задач по темам нужно с простейших, в которых внимание учащихся сосредотачивается на закономерности, изучаемой в данной теме, или на уточнении признаков нового понятия, установлении его связи с другими понятиями. Затем постепенно следует переходить к задачам более трудным. Следует разделять задачи на выполняемые в классе и дома. Домашние задачи должны способствовать закреплению изученного материала и не вызывать у учащихся затруднений при их выполнении. В классе следует разбирать задачи различной степени сложности, по нарастающей, вызывать интерес при их решении. Это способствует развитию интереса к изучаемой теме, закреплению пройденного материала. Аналитико-синтетический метод в решении физических задач. Аналитико-синтетический метод ------ основной метод решения задач по физике в средней школе во всех классах. Удачное его применение в учебном процессе позволяет вести учащихся по правильному пути отыскания решения задачи и способствует развитию их логического мышления. В методических пособиях по физике довольно часто анализ и синтез рассматривают как два самостоятельных метода. Однако такое разделение нельзя понимать буквально. Синтез и анализ в решении задач так же неразделимы, как индукция и дедукция в процессе мышления. При решении физических задач используют анализ и синтез, взятые в совокупности, то есть практически применяют аналитико-синтетический метод. При этом методе решения путём анализа, начиная с вопроса задачи, выясняют, что надо знать для её решения, и постепенно расчленяя сложную задачу на ряд простых, доходят до известных величин, данных в условии. Затем с помощью синтеза рассуждения проводят в обратном порядке: используя известные величины и подбирая необходимые соотношения, производят ряд действий, в результате которых находят неизвестное. Например: • «Найти давление на почву гусеничным трактором массой 10 тонн, если длина опорной части гусеницы 2м, а ширина 50см.» Анализ: Чтобы определить давление трактора на почву, надо знать силу тяжести его и площадь опоры. Сила тяжести в задаче не дана, площадь опоры не указана. Для определения общей площади опоры, то есть площади опорной части двух гусениц, надо узнать площадь опоры одной гусеницы и умножить её на 2. Площадь опорной части одной гусеницы можно определить, так как известны ширина и длина её. Силу тяжести трактора можно найти по известной его массе. Синтез: Рассуждения ведут в обратном порядке, в ходе которого составляют план решения и проводят необходимые вычисления. Последовательность рассуждения примерно следующая. 1. Зная ширину и длину опорной части гусеницы, можно определить опорную площадь одной гусеницы. Для этого нужно умножить длину на ширину. При этом необходимо решать это действие в системе СИ. 2. Зная опорную площадь одной гусеницы, можно определить общую площадь опоры трактора. Для этого найденную площадь одной гусеницы нужно умножить на 2. 3. Зная массу трактора можно найти силу тяжести действующую на него. Решение производить в системе СИ. 4. По силе тяжести и площади опоры обеих гусениц находят давление трактора на почву. Проведя все необходимые рассуждения, ученики делают правильное оформление всего хода задачи. Проводя такую работу многократно и систематически можно выработать у учащихся определённый стереотип в решении различного вида задач. Они привыкают самостоятельно работать над задачами и стремятся к успешному их решению. Методика решения качественных задач. Что бы воспитать у учащихся навык сознательного подхода к решению качественных задач, нужна определённая система работы с ними. В целях расширения политехнического кругозора учащихся нужно с самого начала изучения физики вводить в условия задач новые для учащихся сведения, включая технические. Решение качественных задач включает три этапа: 1. чтение условия 2. анализ задачи 3. решение. При анализе содержания задачи учащиеся используют прежде всего общие закономерности, известные учащимся по данной теме. После этого выясняют, как конкретно должно быть объяснено то явление, которое описано в задаче. Ответ к задаче получают как завершение проведённого анализа. В качественных задачах анализ условия тесно сливается с получением нужного обоснованного ответа. К решению качественных задач учащихся нужно приучать с самого первого урока изучения физики. Такого рода задания необходимо включать и в самостоятельные, и в контрольные работы. Проводя тестирование в старших классах, при подготовке к ЕНТ работа с такого типа задачами обязательна. Например: • «Во сколько раз изменится ёмкость конденсатора при уменьшении рабочей площади пластин в 2 раза и уменьшении расстояния между ними в 3 раза»? После прочтения условия задачи учащиеся переходят к анализу хода решения. При этом они должны опираться на формулу расчёта ёмкости плоского конденсатора. Сравнивая площади пластин и расстояние между пластинами в обоих случаях, они, делая соответствующие записи, приходят к нужному результату. Такого рода задания позволяют вырабатывать у учащихся осознанный подход к решению задачи, вырабатывают усидчивость, логическое мышление. Учащиеся закрепляют знания по одной теме или сразу задействуют несколько. Методика решения количественных задач. Решение сложных количественных задач на уроке складывается обычно из следующих элементов: • чтение условия задачи. • Краткой записи условия и его повторения. • Выполнения рисунка. • Анализа физического содержания задачи. • Выявления путей её решения. • Составление плана решения. • Выполнение решения в общем виде. • Прикидки и вычисления. • Анализ результата. • Проверка решения. Приведённая схема решения сложных задач обеспечивает постепенное всестороннее осмысление учащимися её содержания и хода решения. Например: • «Какое количество каменного угля понадобиться для приготовления воды из 2 кг льда, взятого при -20 градусах Цельсия, и полученную воду полностью испарить»? Учащиеся, используя схему решения задач, приступают к её выполнению. Необходимо составить график процессов, происходящих с веществом – это нагревание льда, плавление льда, нагревание полученной воды до кипения, испарение воды. Все процессы описываются соответствующими формулами. Q1= c1m1 (t1-t2) Q2=c2m2(t3-t2) Q3=lm1 Q4=rm4 итог: Q= Q1+Q2+Q3+Q4. Чтобы найти массу угля, необходима ещё одна формула m= Q/q После этого можно переходить к количественному решению задачи и провести анализ результата. Необходимо воспользоваться несколькими таблицами постоянных величин: удельной теплоты плавления, парообразования, кипения, удельной теплоёмкости вещества. Этот тип задач, как контрольная работа, позволяет проверить большой спектр знаний ученика и выставить заслуженную оценку. • «Какое количество ядерного топлива урана -235 необходимо для работы ядерного реактора в течение суток при мощности станции 5000кВт, КПД реактора составляет 20%»? Эту задачу ученики 11 класса решают, используя несколько формул из повторения: КПД двигателя, умение находить число молекул в веществе, знание формулы мощности. Такой тип задач позволяет подготовить учеников к сдаче ЕНТ. При подготовке к ЕНТ необходимо повторить и закрепить очень много формул. Чтобы ученики смогли быстро найти правильный ответ на тестировании, их нужно приучать решать задачи в несколько действий с большим количеством вычислений и переводом единиц измерения. При этом необходимо, чтобы ученики очень редко пользовались калькуляторами и большую часть вычислений производили устно, в уме. Для этого и необходимо поэлементное решение задач, переход от простого к сложному, при выработки навыков решения задач по физике. III Заключение. В современных условиях научно-технического процесса, усиления интегративных функций в развитии науки, техники, производства и политики образование не может оставаться в стороне от этих стремительных процессов. Наше общество находится в постоянном развитии, следовательно, через систему образования выдвигает и реализует все новые требования к человеку - обучаемость, т.е. способность к постоянному самообразованию, освоению новых видов деятельности; - интеллектуально-физическое развитие, что может обеспечить доступ к технологиям только интеллектуально-развитым личностям; - креативность, или способность мыслить и действовать творчески. Реализовать эти требования возможно через творчество самого учителя и развитие творческих способностей его питомцев, поскольку творчество – это всегда новое, неизведанное, непредсказуемое, увлекательное и захватывающее. Формирование активной позиции в познании – главная задача всего учебного процесса. Для современной школы, очевидно, что конечный результат учебного процесса – не механическое овладение определенным набором знаний, а выработка умения работать в любой образовательной ситуации. Задача учителя – помочь ученику сформировать эти умения. IY Список используемых источников: 1. Методика преподавания физики. А.В.Усовский. Москва «Просвещение».1990г. 2. Методическое руководство по физике. Б.А.Кронгардт, В.И.Кем 3. «Опорные конспекты по физике» В.Ф.Шаталов, В.М.Шейман, А.М.Хайт 4. «Научно-теоретические основы конструирования содержания общего среднего образования в 12-летней школе Республики Казахстан». Издательство Алматы 2006 год | |
Просмотров: 2661 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|