Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Из опыта работы врача-невропатолога в реабилитационном центре. Советы педагогу для развития познавательной деятельности и формирования концентрации внимания у детей с ДЦП Работа педагога-дефектолога занимает исключительно важное место в лечебно-коррекционной работе по реабилитации детей с поражением нервной системы. В процессе специальных занятий педагог-дефектолог развивает у детей восприятие и представления, тренирует память и внимание. В процессе занятий развивается праксис и совершенствуются речевые функции. При проведении реабилитационных мероприятий следует учитывать резервные возможности мозга. Мозг ребенка обладает особенно высокими потенциальным возможностями. Большое значение имеет коррекция задержек психического развития у детей с церебральными параличами. Тренировка внимания и наблюдательности – важные условия развития интеллекта. Однообразная деятельность быстро утомляет детей, поэтому необходимо чаще вовлекать детей в различные виды деятельности. Проводя медико-психолого- педагогическую диагностику детей, страдающих детским церебральным параличом, можно выявить функциональные нарушения. Учебно-воспитательная работа с такими детьми должна строиться с учетом их заболевания и с учетом функциональных нарушений. Так отклонения и нарушения при: 1.спастической диплегии – это несоответствие между уровнем словесным и практическим. Нарушены и остальные виды восприятия. Несформированы пространственные восприятия: зрительное, предметное, цветовое. Страдает развитие графических навыков.Таким детям тяжело работать со схемами, контурными картами, атласами. 2. при гиперкинетической форме – страдает связь кора- подкорка. Наблюдаются эмоционально-волевые расстройства, нарушения речи ( в форме дизартрий), нарушения слухового восприятия. Плохо понимают словесные инструкции, и это усиливается при общении с незнакомым человеком, волнении, эмоциональном стрессе. Нарушены графические навыки. Сложность при обучении связана с неустойчивым вниманием. 3.При гемипарезе – страдает волевая сфера: личностный дефект влечет неустойчивость поведения. Нет привычки к труду. При правостороннем гемипарезе страдает восприятие( пространственное, временное), нарушается письмо, присутствуют элементы зеркального письма, страдают графические навыки. При левостороннем гемипарезе могут наблюдаться эмоционально-волевые расстройства и психопатоподобное поведение. Такие дети не выполняют домашнего задания, часто отвлекаются на уроках, очень восприимчивы, когда затрагивают их личностные качества. 4.При атонически-астатической форме наблюдаются нарушение зрительно-пространственного восприятия. Задержка формирования графических навыков ( например, на глаз определить величину). 5.при поражении лобного отдела – это чаще всего умственно- отсталые дети. Нарушается внимание, наблюдаются трудности в сосредоточении и удержании внимания. Страдает объем внимания, работоспособность. Такие дети учатся во вспомогательной школе, по специальной программе. При всех формах ДЦП возникают: -снижение объёма механической памяти -общая психическая истощаемость -снижение умственной работоспособности -ригидность учебного процесса, трудность переключения о одной деятельности к другой -нарушение способности к концентрации внимания. Все это необходимо учитывать педагогу в своей деятельности. Уровень концентрации определяется многими факторами, возрастом, подготовленностью и тренировкой, умение сузить поле внимания и другими. На степень сосредоточенности оказывают влияние гормональная деятельность и уровень гормонов в организме, степень утомления, но прежде всего интерес к делу или предмету, на которое направлено внимание. Интерес к делу обеспечивает целенаправленность внимания. У большинства детей с заболеванием ДЦП страдает концентрация внимания. Необходимая и важная задача педагога – помочь ребенку сосредоточиться и сконцентрировать свое внимание, используя «опорные сигналы», который дает толчок дальнейшему развитию мысли. Для развития познавательной деятельности , а также концентрации внимания можно использовать памятки: Например, «Как работать с книгой», «как читать газету», «как составить план» и т.д. Не секрет, что дети часто отвлекаются на внешние раздражители (птички за окном, дождь, снег, скрип и т.д.). Чтобы сосредоточить их внимание на уроке можно применять специальные игры. | |
Просмотров: 862 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|