Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Локтионова Светлана Владимировна, сертифицированный учитель 1 уровня истории и граждановедения, сшг№10 имени Ч.Валиханова г.Талдыкорган Формирование гражданских качеств школьников на уроках обществоведческих дисциплин Самое ценное и самое главное в школе — человек. Именно школа должна подготовить молодежь к новым мироотношениям, принятым в цивилизованном обществе. Заидеологизованность воспитания и образования, особенно в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин, формировала личность, потребляющую готовые выводы, оценки, мыслящую в унисон с большинством. Основной целью демократического образования является формирование личности инновационного типа, т.е. людей с активной жизненной позицией. В условиях сложившейся системы воспитания и образования восполнить пробелы, образовавшиеся в правовом, психологическом, нравственном, философском, политическом пространстве общественного бытия и сознания могут интегрированные дисциплины социогуманитарного цикла обществоведческого направления. Главной задачей учителя является формирование самостоятельного поискового мышления обучаемого, развитие способности к сравнительному анализу, синтезу, творчеству, умению вступать в дискуссию и формулировать собственную точку зрения по предмету обсуждения. В процессе обучения правам человека происходит формирование рационального и иррационального мировосприятия учащихся. При этом важен настрой сознания учащихся, сфокусированный на вере в собственные возможности, преодолимость любых сложных жизненных ситуаций при помощи знаний и убеждений. Бесспорно, значение имеют позитивные установки на активную созидательную деятельность, основанные на социальном оптимизме. Сегодня становится очевидным, что именно образование в первую очередь формирует личность учащегося—будущего специалиста, готовит его жить в меняющемся мире, в грядущем информационном обществе, учит человека современным формам общения, развивает способность осваивать информацию и принимать эффективные решения. Современные уроки учителя истории, граждановедения технологичны, богаты по своему содержанию, по использованию педагогических методов и приемов организации образовательного процесса. Практика подтвердила, что невозможно обойтись без использования инновационных форм обучения и воспитания, включающих как познавательный, так и эмоционально- ценностный аспекты. Особое значение в программе придаётся изучению государственных символов Республики Казахстан. Государственная символика является комплексом культурных эмблем нации, это условные знаки, выражающие национальные ценности, определённые стороны жизни народа и государства. Правильное использование государственной символики способствует формированию гражданского самосознания и чувства общности. В мире немало развитых стран, целенаправленно формирующих у граждан патриотические чувства, уважительное отношение к национальным символам – Флагу, Гербу, Гимну, национальным праздникам. Во многих странах государственные символы используются в качестве источника создания положительного образа государства, являются предметом национальной гордости, служат объектом выражения патриотических чувств и волеизъявления. Использование государственных символов в патриотическом воспитании учащихся - важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности детей, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества. Для изучения и популяризации государственных символов страны, государственного языка и народных традиций в школе проводятся Праздники языков, общешкольные линейки «Тiл менiң - байлығым», акции «Это – наш Гимн!», конкурс пословиц, поговорок народов Казахстана, конкурсы стихов о родном языке, сочинений «Роль Конституции в современной жизни», рисунков «Земля моя – мой Казахстан», викторины, конкурсы на «Лучшее оформление уголков и стендов по государственным символам страны», литературные композиции, посвящённые деятельности казахстанских просветителей. Казахстан – это многонациональное государство, поэтому традиционно в школе проведение фестиваля дружбы народов Казахстана «Казахстан - наш общий дом», конференций по Посланию Президента Республики Казахстан, игр знатоков «Судьбы великих людей Казахстана», праздничных программ, приуроченных к государственным праздникам, все эти мероприятия посвящены идеям национального согласия, познанию культуры, изучению традиций казахского народа. Дети в начальной школе вполне в состоянии усвоить некоторые элементарные понятия о правах человека. Например, можно помочь учащимся выявить, в чём они действительно нуждаются и что им «просто хочется», затем сравнить их запросы с потребностями и желаниями других людей. Дети могут разработать правила, которым они должны следовать в группе, в классе, дома, с тем чтобы потребности и желания одних не задевали, не ущемляли прав и законных интересов других. В таких случаях наиболее успешно используется игра, как один из методов организации урока. В средних и старших классах уроки строятся на модели интерактивного обучения, включающей такие формы и методы, как сотрудничество в группе; урегулирование конфликтов в процессе ролевых игр; тренинги, диспуты, семинары, практикумы и т.д. Особое внимание заслуживает работа с текстом, т.к. содержание курса отличается проблемностью, новизной, сопоставимостью. Данная работа даёт возможность формирования культуры и стиля мышления, способствует осмыслению базовых представлений, получаемых при изучении нормативных документов, государственных актов и т.д. Таким образом, обучение в духе прав человека может стать фактором, способствующим объединению усилий по воспитанию сознательных, информированных и социально-активных граждан. Поэтому преподавание обществоведческих дисциплин в сшг №10 имени Ч.Валиханова учителя истории и права строят в рамках социального оптимизма, а не социального утопизма. Следовательно, знания старшеклассников имеют прагматический потенциал, направляют к позитивному действию, проявляют готовность ученика изменить неблагоприятное положение дел, поверив при этом в свои возможности. Далее, хотелось бы показать особенности работы нашего коллектива за прошедшие годы. Начиная с 1997 года, мы работаем над реализацией школьной общеобразовательной программы «Я - Человек, Гражданин, Личность». Эта программа строится на гуманистических принципах и гуманистических традициях в педагогике. Здесь представлена система ценностных ориентаций развития школьника. Она состоит из разделов: Знание, Культура, Труд, Мир, Человек, Земля, Семья, Отечество. Основная цель деятельности Средством реализаций этой цели мы считали создание в школе ценностной системы правового образования учащихся с 1-го по 11 классы. Одним из разделов нашей программы является социализация, как становление гражданина. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛИЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Институты социализации Отношение социализации ГОСУДАРСТВО Партии НПО СМИ ОБЩЕСТВО Коллектив Школа Группы СЕМЬЯ Друзья родственники ГРАЖДАНИН ЛИЧНОСТЬ ИНДИВИД ПОЛИТИЧЕСКИЕ Избиратель Избираемый Лидер Участники СОЦИАЛЬНЫЕ Представитель профессиональной, этнической, переселенческой и др. групп МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ Представитель неформальных групп обучение развитие воспитание самовоспитание саморазвитие самообразование ФАКТОРЫ АКТИВИЗАЦИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ Задача социализации состоит в привитии детям основных правил, правовых знаний с учетом той социальной роли, которая свойственна учащимся школы. При этом нравственное воспитание строится на основе ценностей гуманистической этики. На уроках говорится о таких понятиях, как гражданин, Родина, честь, достоинство, совесть, ответственность, что способствует воспитанию у учащихся чувства любви к своему Отечеству. В процессе работы учитель способствует формированию активной гражданской позиции, ответственности и самостоятельности мышления учащихся. Демократия для учащихся должно быть не просто суммой знаний, но и мировоззрением. Ученики должны овладеть определенными навыками правовых знаний. Одним из направлений нашей школьной программы является правовое воспитание и образование, что идёт в унисон с граждановедческим образованием. На базе нашей школы был дан ряд обучающих и показательных семинаров регионального уровня по правовому и гражданскому образованию: «Граждановедение как основа правового образования школьников», «Этико-правовое образование и воспитание в средней школе», «Роль внеклассных занятий в системе правового обучения и воспитания» и т.д. Выпущен сборник методических наработок по предмету для учащихся 6-х классов. Проведён областной семинар на тему «Правовой всеобуч в школе» для руководителей школ на уровне коллегии областного департамента образования. Ежегодно работают летние профильные школы по предмету, где осуществляется работа с олимпийским резервом, готовятся к завершению научные проекты, которые предварительно защищаются и отбираются на заседании Научного общества «Эврика». Ребята подробно рассматривают наиболее проблемные и актуальные вопросы развития современного общества, предлагают пути решения проблем. Это такие работы, как «Гендерные проблемы современного Казахстана», «Конфликт и пути выхода из него», «Толерантность глазами детей», «Правоведческий аспект детских правонарушений» и другие. В течение 12 лет в школе работает политический клуб «Зеркало», участники обучаются по методике креативного мышления, раскрывая такие насущные вопросы, как: мы и время, участие Казахстана в работе ОБСЕ, мир глазами трёх поколений, становление и развитие гражданского общества. В 2003 году создана Детская Ассамблея народов Казахстана, работа которой направлена на формирование осознанного чувства казахстанского патриотизма, уважения к национальным святыням, государственным символам и атрибутам. Содержательность граждановедческого знания позволяет обнаруживать и изучать декларативность различных целей, провозглашённых в обществе, и их необеспеченность реальной практикой демократизации социальной жизни. Конечной целью нашей деятельности стоит подготовка ученика к реальной жизненной позиции, к выходу в открытый социум. Таким образом , мы поэтапно работаем над формированием твёрдой жизненной позиции школьников на примере разновозрастных групп; от проявления первых самостоятельных рассуждений по правовым вопросам до умений и навыков работы с аудиторией, с тезаурусом, с нормативными источниками, с диаграммами, схемами, отстаивающими свою точку зрения, владеющими информацией по актуальным и проблемным вопросам современности. Список использованной литературы: 1. Конституция Республики Казахстан 2. Программа «Казахстан 2050» 3. Ежегодное Послание Президента народу Казахстана. 4. Закон «О языках РК» 2004 г. 5. Закон «О государственной символике» 1996 г. 6. Комплексная программа воспитания в организациях образования РК на 2006-2011 г. 7. Государственная программа патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 г. 8. Приказ «Об утверждении Правил о церемониале применения Государственных символов Республики Казахстан при проведении торжественных мероприятий в организациях образования | |
Просмотров: 974 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|