Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Компетентностный подход в обучении через метод проектов
Лучший путь к истине – это изучать вещи, какие они есть,
а не верить, что они такие, как нас тому научили
Английский философ Джон Локк.
Мы живём в стремительно меняющемся мире. Сегодня обществу нужны образо-ванные, мобильные, самостоятельные молодые люди, которые не только обладают знаниями, но и умеют применять их на практике. Отсюда особые, новые требования к системе образования в целом.
В Государственном Общеобязательном стандарте образования говорится о том, что основным результатом деятельности образо¬вательного учреждения должна стать не система знаний, умений, навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых ком-петенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и дру¬гих сферах. «Общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения направлены на развитие физических, личностных, интеллектуальных качеств детей, формирование ключевых компетентностей, необходимых для обеспечения их соци-альной успешности и конкурентоспособности напротяжении всей жизни.»(ГОСО 2012год) Компетентностный подход, таким образом, отражает потребность в новом качестве образования - соответствии целей и результатов общего образования совре-менным социальным требо¬ваниям, связанным с переходом к открытому обществу с рыночной экономикой. Это предполагает ориентацию на повышение уровня востре-бованности обществом результатов школьного образования во внешкольной и по-слешкольной деятельности учащихся.
Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и, собственно, жизнедеятельности, необхо-димо применять технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуни-кативную и личностную активность нынешних учащихся. Внедрение компетентност-но-ориентированного подхода в практику образования требует поиска особых орга-низационных форм, адекватных для формирования ключевых компетентностей, например, встраивание в методическую систему личностно-ориентированных методов обучения, индивидуализации, дифференциации, применения проектно-исследовательских методов.
Немаловажную роль в этом процессе занимает информатика как наука и учебный предмет, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информаци-онного пространства знаний учащихся.
На основе вышесказанного мною разработана и реализуется модель образова-тельной системы.

Модель образовательной системы в контексте компетентностного подхода

Интегрирующим фактором становления, функционирования системы является целевой компонент, представленный системой целеполагания, стратегическими зада-чами, принципами.
Целью своей педагогической деятельности, как учителя информатики, вижу по-вышение уровня информационно-коммуникативной и учебно-познавательной компе-тентностей учащихся и, в силу этого, способных адаптироваться к быстро меняюще-муся миру.
Достижение данной цели видится в решении следующих задач:
• способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
• помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять по-лученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить опти-мальный алгоритм обработки;
• создать педагогические условия формирования ключевых компетентностей через организацию проектно-исследовательской деятельности учащихся;
• осуществлять мониторинг проектно-исследовательской деятельности.
Принципы:
• мультикультурности - возможности формирования культуры познания, досуга, изобретательства, обращения с информацией;
• продуктивности обучения - полноценность участия обучающихся во всех жизненных процессах, интеграцию процессов овладения и применения знаний во всех сферах жизнедеятельности;
• культуросообразности - нацеленность учебной техники на удовлетворение гуманистических, базовых потребностей человека в познании, общении, самореализации;
• открытости – готовности учителя использовать возникающие у детей идеи и предложения в совместной деятельности;
• выбора индивидуальной образовательной траектории;
• гибкости организации учебного процесса – возможности педагога гибко изменять план своего воздействия на ученика;
• образовательной рефлексии.
Деятельностный компонент системы складывается из методов, форм, приёмов организации деятельности учащихся, основой которой является проектная деятель-ность.

Модель сопровождения учащихся в проектной деятельности

Чтобы образование было про¬дуктивно, создаю педагогические условия. Первым из них является формирование избыточного информационного ресурса, обеспечива-ющего самостоятельность учащегося в выборе темы проекта и в его выполнении.
Реализация этого условия осуществляется через сотрудничество с библиотекаря-ми, а также дополнительная работа в кабинете, что позволяет обеспечить:
• предпрофильную подготовку;
• внедрение в учебный процесс информационных технологий;
• проведение консультаций;
• подготовку и проведение конференций;
• работу учащихся с сетью Интернет;
• оптимизацию учебной нагрузки учащихся;
• развитие творческого самостоятельного мышления школьников.
Второе условие - ориентация деятельности школьников по выполнению проекта на получение результата, имеющего практическую и/или теоретическую значимость, - обеспечивается с помощью беседы с учащимися о перспективах применения результа-тов их деятельности, а также с помощью приема «мозговой штурм». Участие школь-ников в научно-практических конференциях, конкурсах позволяют продемонстриро-вать им, а также их товарищам по классу и школе значимость проектной деятельно-сти, возможность применения приобретенного опыта выполнения проектов в повсе-дневной жизни, при изучении других учебных предметов.
Публичная защита учебного проекта – еще одно условие формирования проект-ной деятельности – реализуется путем проведения учебных занятий в форме защиты проектов, участие школьников с докладами на научно-практических конференциях, участие в конкурсах Интернет-проектов.
На уроке - защите проектов учащиеся рассказывают об этапах разработки проек-та, его реализации, достоинствах и недостатках, области применения; отвечают на во-просы.
Примерный план защиты проекта.
1. Тема.
2. Цель, задачи
3. Общая информация.
4. Элементы оформления.
5. Навигация по презентации.
6. Что хотели показать проектом?
7. Подведение итогов.
После демонстрации учащиеся должны постараться ответить на вопросы:
Примерный план рефлексии
1.Эффективно ли ты использовал отведенное время?
2. В чем сильные, в чем слабые стороны твоего проекта?
3. Если бы этот проект ты выполнял бы снова, то какие ты внес бы изменения в свою работу?
4. Легко ли ты решал возникающие проблемы?
5. Уложился ли ты в отведенные сроки?
6. Каково твое мнение о других проектах?
Критерии оценки мультимедийной презентации
Создание слайдов Кол-во бал-лов Оценка
• Минимальное количество – 10 слайдов 10
• Использование звуковых эффектов:
• Power Point
• Из файла
5
5
Использование графики:
• из галереи MS ClipGallery
• сканирование документов
• из файла
5
5
5
• Использование эффектов анимации к различным объектам 10
• Использование видеоклипов 10
• Наличие гиперссылок и управляющих кнопок 5+5
Содержание
• Титульный слайд с заголовком и именем автора 10
Заключительный слайд с кратким выводом 10
• Библиография 10
Использование печатных и электронных ресурсов 5+5
Текст хорошо написан и идеи ясно изложены и струк-турированы 10
Нет грамматических ошибок 5
Организация
Слайды представлены в логической последовательно-сти 5
Стилевое единство 5
• Соблюдение правил оформления слайдов и принци-пов показа слайдов 5
Максимум 135
Протокол защиты компьютерных проектов
№ Фамилия, имя Тема Само-оценка Оценка жюри Оценка учителя
1.
Рассмотрим формы организации проектной деятельности в рамках базисного компонента и внеурочной деятельности.
Базовый курс ориентирован на обеспечение обязательного общеобразователь-ного минимума подготовки школьников по информатике.
При обучении базовому курсу информатики возникают проблемы:
• недостаточность и неравномерность общей подготовки учащихся;
• невысокий уровень мотивации обучения;
• динамичность развития содержания курса информатики.
Необходимо выбрать методы и формы обучения, позволяющие максимально решить эти проблемы. И вот здесь помогает использование метода проектов.
Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творче-ские возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащихся, так как это лишает процесс обуче-ния систематичности и снижает уровень обучения. Как же использовать метод проек-тов в классно-урочной системе?
Нужно разумно совмещать традиционную и личностно-ориентированную систе-мы обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, от-крывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной дея-тельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каж-дому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей.
В новом планировании, согласно ГОСО 2012 года и ИМП 2013-2014 учебного года,
Проектная деятельность становится ведущей на уроках информационного цикла в старших классах. Но рассчитывать на её успешность можно, когда удается постро-ить работу на значимом для учеников материале. Обычно я использую введение об-щей содержательной рамки при сохранении абсолютной свободы выбора внутри ее. Проект может помочь решению личностной проблемы или оказаться способом про-никновения в новую заинтересовавшую сферу, к которой до этого было непонятно, с какой стороны подойти. В старших классах проекты по информатике могут высту-пать в роли интегрирующих факторов, их целевой установкой является практическое применение накопленных знаний по различным предметам.
Данная деятельность направлена на достижение следующих целей при обучении старшеклассников:
• формирование основ научного мировоззрения;
• формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информа-цией;
• подготовкой учащихся к последующей профессиональной деятельности;
• овладение информационными технологиями, как необходимым условием пе-рехода к системе непрерывного образования.
С целью повышения мотивации деятельности учащихся и более качественной их подготовки осуществляю мониторинг проектной деятельности. Результативность выражается:
• в степени усвоения школьниками знаний,
• сформированности проектных умений и навыков,
• развитии познавательного интереса учащихся,
• достижений в исследовательской деятельности, творческих конкурсах.
Литература
1. http://schools.keldysh.ru/labmro/web2002/pahomowa.htm
2. http://www.eidos.ru/journal/2005/0529-02.htm
3. http://www.nmc.uvuo.ru/lab_SRO_opit/posobie_metod_proektov.htm
4. http://www.urorao.ru/konf2005.php?mode=&exmod=zeer
5. http://www.websib.ru/~su/article.htm?263
6. Веденеева Т.Е., Воинова М.И. Организационная форма презентации результа-тов проектно-исследовательской деятельности учащихся // Дидакт. – 2003. - №6.
7. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2003.
8. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Классный руководитель. 2001. № 8.
9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.
10. Каверина И. И. Реализация компетентностного подхода на уроках в средней общеобразовательной школе. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 22 февраля.
11. Матяш Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического обра-зования // Педагогика. – 2000. - №4.
12. Пахомова Н.Ю. Метод проектов в преподавании информатики. //Информатика и образование. 1996. №1, 2.
13. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. и др. Новые педагогические и информацион-ные технологии в системе образования: Учебн. пособие – М.: 2001.
14. Трофимова Т.Г. Проектное обучение глазами учеников // Информатика и образование. – 2003.
15. Шаталов В.Ф. Точка опоры – М.: Педагогика, 1987.
16. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.
Категория: Опыт | Добавил: Анечка (2014-06-03) | Автор: Компетентностный подход в обучении E
Просмотров: 1178 | Комментарии: 1 | Теги: метод проектов, система работы, обобщение опыта | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 10:00 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru