Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Опыт освоения проектного обучения в преподавании химии: проблемы и перспективы Наталья Геннадьевна Яковлева учитель химии и биологии Имантауская СШ Айыртауский р-н, СКО, Казахстан Одной из главных задач в современном преподавании химии я считаю активизацию мыслительной деятельности учащихся как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Активный ученик проявляет высокую мотивацию к обучению, а следовательно, легче и прочнее усваивает полученные знания, что приводит в повышению качества обучения. Этого можно добиться, используя в своей работе методику «проектное обучение». К сожалению, в Казахстане это направление не используется в полной мере, несмотря на то, что открывает большие возможности для педагогов и учащихся. По словам В.В. Гузеева, «проктное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, так как оно: личностно-ориентированное; использует множество дидактических подходов – обучение в деле, совместное учение, мозговой штурм, эвристическое и проблемное обучение; самомотивируемо, то есть происходит возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения; поддерживает педагогические цели на всех уровнях, от знания, применения до оценки; позволяет учиться на собственном опыте в конкретном деле; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда». То есть при использовании этой методики в своей работе, учитель химии может добиться интеграции педагогических технологий, укрепить интерес учащихся к своему предмету, создать прочные связи между самыми разными предметами. По определению «проект» – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Но в любом случае это всегда творческая деятельность. Проектное обучение – вид обучения, базирующегося на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний. По данной методике я работаю пять лет. Используя проектную технологию в своей работе, приоритетным я ставлю процесс познания, для того, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. При использовании проектной технологии ставлю перед собой следующие задачи: развивать познавательные умения и навыки учащихся; формировать умение ориентироваться в информационном пространстве; самостоятельно конструировать свои знания; интегрировать знания из различных областей наук; критически мыслить. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей, изучаемых в школе наук. Проектная технология предполагает: наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения; практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов; самостоятельную деятельность ученика; структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов; использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов. Анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы. Поэтому в разработке проектов есть четкая последовательность действий. Я начинаю работать над проектами с восьмиклассниками. Для более продуктивной работы определяю состав постоянных групп, в каждой из которых назначаю куратора и определяю тему исследования. Например, в 8 классе одним из первых творческих проектов может быть химическая сказка (тема «Водород. Кислоты. Соли»). Роль куратора в проектной группе – распределение и планирование работы, контроль и выставление оценок. Оценку куратору выставляет учитель. Первое полугодие я контролирую работу кураторов, раздаю памятки, помогаю составить план работы, распределить роли в группе. Учащиеся очень быстро включаются в деятельность, появляется интерес к учебе даже у детей с низкой мотивацией, так как дело по душе в процессе подготовки проекта найдется каждому. Всегда приветствую поиски дополнительного материала и иллюстраций в Интернете, использование в работе компьютера, сканера, цифрового фотоаппарата и камеры. У многих ребят есть компьютеры, и такие задания, как монтаж видеороликов, запись песен вызывают неизменный интерес у учащихся. По итогам работы 8 класса мои ребята монтировали видеофильмы «Как мы учили химию», а в 10 классе готовили коллекцию видеоопытов. Обязательна работа с периодическими изданиями, с научно-популярной литературой, в библиотеке. Так в 9 классе был выполнен информационно-творческий проект на тему «Важнейшие неметаллы и их соединения в природе. Значение неметаллов». Ребята составляли мини-учебники по свойствам и соединениям определенных неметаллов. Учащиеся 11 класса оценивали их работу и выступали рецензентами мини-учебников. При использовании проектной технологии каждый ученик: учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач; приобретает коммуникативные навыки и умения; овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения. Этапы работы над проектом: 1. Подготовительный этап включает в себя выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.) 2. Планирование работы подразумевает определение источников информации, планирование способов сбора и анализа информации, а также готового продукта (формы представления результата), установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов, распределение обязанностей среди членов команды 3. Исследовательская деятельность – это сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, опыты, изучение литературных источников, исторического материала, организация экскурсий, экспериментов, и т.д. 4. Результаты или выводы. На этом этапе учащимися проводится анализ информации, формулировка выводов, оформление результата. Результат (продукт) проекта зависит от задач проекта и способа их решения. Это может быть сообщение, сказка, видеоролик, электронная презентация, выставка, спектакль, картина, реклама, плакат. 5. Представление готового проекта проводится на обобщающем уроке по данной теме. 6. Оценка процесса и результатов работы. Кураторы групп сдают учителю заполненные протоколы работы с указанием объема работы и оценкой каждого участника проектной группы. Чаще всего на завершающий урок я приглашаю жюри – классного руководителя, учителей, входящих в состав методического объединения. У учеников 11 класса зрителями становятся ученики 8-9 классов. Это придает торжественность, превращает урок в маленький парад знаний. Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения. Здесь уместна внутрипредметная и межпредметная интеграция, а также на одном уроке зачастую используются элементы различных технологий. Для этого учитель должен: владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся; уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения; направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы; уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов. Обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий учителя и ученика, т. к. учитель помогает ученикам в поиске источников; сам является источником информации; координирует весь процесс; поддерживает и поощряет учеников; поддерживает непрерывную обратную связь. Так решается проблема решения химических уравнений и задач. В процессе закрепления различных видов задач использую мини-проекты: в течение урока составить сборник задач по данной теме. Группы в ходе составления задач прорешивают каждую, затем обмениваются задачниками и решают задачи соперников. Проверяет работы соперников куратор группы, которая составила задачи. Как правило, это самый сильный ученик в группе, и функции контроля знаний он выполняет добросовестно. Так как он не участвует в решении задач соперников, у остальных членов группы есть возможность проявить свои способности. Но так как при составлении задач возможны ошибки, за консультацией по спорным вопросам можно обращаться к куратору. Работа с уравнениями может быть аналогичной. Активизации мышления учащихся способствует проведение интегрированных уроков и внеклассных мероприятий или их элементов. Например: химия-литература, химия-биология, химия-информатика, химия-математика, химия-физика, химия-география. Например, изучение биографии Д.И.Менделеева и истории открытия периодического закона превратилось в постановку литературно-драматического вечера «Миром правит Любовь…» совместно с учителем русского языка и литературы Григорьевой И.Н., так как учащихся заинтересовал тот факт, что поэт А.Блок был женат на дочери Д.Менделеева. Сценарий, подбор музыки, костюмы и декорации – все было сделано учениками 9-11 классов. Один из мини-проектов по изучению химических свойств солей постепенно перерос в научный проект «Влияние химических веществ, содержащихся в продуктах быстрого питания, на здоровье человека», который автор проекта ученица Доронина Елена представляла на областной научно-практической конференции ученических проектов (г.Петропавловск), заняв 1 место на региональном этапе соревнований (с.Новоишимское). Основной проблемой использования проектного обучения в преподавании химии является недостаточное количество методических материалов по данной теме, а также «времяёмкость» при ее использовании. Эта технология требует от учителя серьезной подготовительной работы. Нужно строить уроки так, чтобы весь процесс познания помогал подготовке проектов. Многие темы требуют дополнительных занятий, организации внеурочного времени учащихся. Чтобы подготовить настоящий проект, не для «галочки», необходимо затратить много энергии. Если «горит» учитель, он сможет «зажечь» и учеников, а значит, активность на уроках и, как следствие, качество обучения, гарантировано. Технология проекта – одно из перспективных направлений в деятельности школы, кроме того, это увлекательное и интересное занятие и для учащихся, и для учителя. И поэтому необходимо понимать, что, решая вести такую работу в школе, учитель, в первую очередь, доложен поставить перед собой ряд вопросов практического характера: Что такое “проект” и насколько эта деятельность будет интересной моим ученикам? Как правильно организовать деятельность учеников? Какую пользу принесут исследования и совместная работа над проектом моим ученикам? Проект всегда вызывает интерес, творческий поиск, жаркие споры – каждому находится дело по душе. Работа над проектом показывает, что нет «неуспевающих» детей. Проектное обучение, на мой взгляд, активизирует истинное учение учеников, т.к. оно личностно–ориентировано, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда. Литература Гузеев В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. — 1995. — №6. — С.39-47. Гузеев В. О педагогической технологии и педагогическом искусстве // Директор школы. — 1993. — №3. — С.26-28. | |
Просмотров: 1266 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|