Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Жизнь неоднократно доказывает, что после всех бурных собый истории, должна следовать эра " Милосердия". о сути , это врямя наступило сейчас. Одним из авторов гуманной педагогики является Шалва Александрович Амонашвили. Разработанная им модель "Школа жизни " давно внедряется тысячами учителей по всей России и за ее пределами. Суть этой модели сводится к тому, чтобы общество видело в педагогах величайшего друга и ЗАЩИТНИКА ребенка. Особая роль отводится в этой модели классному руководителю. Уровень обученности можно выявить путем контрольных срезов, тестов. С воспитанием это сложнее. Зачастую уроки , полученные в детстве, дают свои результаты в зрелом возрасте , каким будет этот человек , зависит во многом от классного наставника.. Моя модель воспитания берет начало с определения цели. По мнению, психолога Рута, цель - это мечта, которая должна осуществиться точно определенному сроку. В данном случае, к выпускному классу. Сегодня конкурентно способное общество нуждается конкурентно - способной личности , осознающей свои права и обязанности перед самим собой , перед своей семьей, перед окружающими людьми. Определяющим фактором сущности каждого человека является его нравственный стержень. По определению Ожегова, нравственность - это правила поведения, духовные и душевные качества. А если так, то личность школьника не объект воспитательных воздеиствий, а полноправный субъект воспитательного процесса. Модель воспитания - это единение множеств "Я", единение вокруг общего дела, для достижения главного смысла человеческой жизни, взаимодействия духовного и душевного. Первый этап. Осознание собственного "Я" Моя семья Я Моя школа Мое село Моя страна Мои друзья Мой, моя, мое - эти личные местоимения дают сопричастность сопереживания, повышают социальную зависимость. Самое результатное то, что диктуется изнутри каждой личности, поэтому это важный этап воспитательной модели Я и мой класс Осознание собственного "Я" направляет деятельность учащихся на соблюдение правил, принятых в классе: единая школьная форма, сохранность учебников, участие в общешкольных мероприятиях, успеваемость, дисциплина. Если "Я" не выполню, то подведу класс. Я не обижу одноклассника, ведь это продолжение моего"Я", он такой как я. Повышается Социальная значимость, что приводит к "выравниванию" класса, исчезает амбициозность одних и раскрепощенность, вера в себя - других. Второй этап. Технология самовоспитания. За основу взяли труд Карнеги. Сделай себя сам: воспитание воли, веры, усидчивости, ответственности. Все это основывается на самооценке. Самооценка - точное представление о своих силах, способностях и слабостях, недостатках, отрицательных качествах. Основа самооценки - анализ своей деятельности и поведения, самокритичность. Самооценка может быть адекватной, завышенной и заниженной. Для ее выявления существует много психологических тестов. Необходимые условия для правильного развития • Объективная оценка результатов деятельности. • Осознание собственных недостатков, правильное реагирование на критику. • Умение принять неудачу и готовность вновь взяться за дело. • Уверенность в успешном исходе. Третий этап. Основа воспитательной модели. Есть расхожая фраз : "Когда река мелеет, идут к истокам". Следуя этой мудрости, упор делается на народную педагогику. Учащиеся завели специальную тетрадь для самообразования "Золотые россыпи", начата она в 5 классе с завершением ее к выпускному классу. Цель этого вида работы - запись мудрых высказываний, пословиц, поговорок, услышанных на классных часах, по средствам массовой информации. Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине - только один. И тут эта "Копилка" выполняет роль мудрого наставника. Народ формируется раз в сто лет, и пренебречь его советами нельзя. Народная педагогика развивает, прежде всего, чувство казахстанского патриотизма и интернационализма. Только тот, кто знает свои корни, может называться культурным человеком. С народной педагогикой тесно перекликается республиканская программа "Атамекен - земля отцов". Работая в направлении "Жизнь и деятельность казахских просветителей", я разработала проект "Валихановские чтения", в 2003 году ИУУ г. Павлодар выдал рецензию. Жизнь Шокана - это тоже своеобразная модель воспитания. Учащиеся пишут рефераты, пробуют свои силы в прозе, лирике. В прошлом учебном году посетили классом Омский кадетский корпус. Поездка сблизила, сплотила классный коллектив. А маршрутный лист на родину Валиханова является стимулом для дальнейшей деятельности учащихся. Так как в экскурсионную группу будут включены "достойные" путем анкетирования, отбора. Все имеют право голоса, не оскорбляя, сделать замечание своему однокласснику, ибо откровение помогает прояснить обстановку, сделать все прозрачным. Оценка классного руководителя заменяется самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием. Основополагающие идеи модели. Вселенский закон - твое только то, что ты отдал ... Человек - единица социальная, не живет обособленно. Что отдал? Добро, зло, радость , надежду. Кому? Родным, близким, природе. Все вернется на круги своя. Ведь, что посеешь, то и пожнешь. Поняв эту истину, учащиеся приходят к мысли : "Желаю себе, желаю тебе". Я пришел в этот мир, чтобы не соглашаться с насилием, бесправием, несправедливостью. Я не должен быть равнодушным, "Я" - что - то значу в этом мире, и от моей жизненной позиции многое может измениться. Человек бессилен только в трех случаях: смерть, восход солнца, закат солнца. Это то, что нельзя изменить, в остальном - не бывает безвыходных ситуаций, надо поверить в свои силы, в помощь друзей и родных, в торжество справедливости. Нельзя смеяться над физическими пороками: слепотой, глухотой, заиканием - это не личностные качества. Осуждай ложь, жадность, черствость. Мысль поступок характер судьба. Четыре слова одной цепи, которыми можно определить жизненную формулу. Правильные мысли рождают поступки, которые формируют характер, а от характера зависит твоя работа, взаимоотношения с близкими, окружающими людьми - значит и судьба. Четвертый этап. Реализация воспитательной модели. Личностный фактор ученик - учитель имеет прямое отношение к положительным результатам учебно- воспитательного процесса. Поэтому главным принципом взаимоотношений является понимание личности ребенка и диалог, сотрудничество с родителями. Все поручения в классе сменные, по четвертям. Физминутки на уроках выполняет каждый день другой ученик, по очередности. Самый стеснительный, отвергнутый должен давать команду, а выполняют ее лидеры, значит происходит переоценка личности, постепенное выравнивание классного коллектива. Результат ЗАКОНЫ, РАЗРАБОТАННЫЕ КЛАССНЫМ СООБЩЕСТВОМ И ЗАПИСАННЫЕ В ВЫШЕУПАМЯНУТОЙ ТЕТРАДИ. Они составлены на основании заповедей Дмитрия Лихачева, Слов назидания Абая, заповедей Порфирия Иванова. Закон правды. Правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Закон добра. Будь добр и добро вернется к тебе. Закон заботы. Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим. Помни и об их потребностях, интересах, нуждах. Закон милосердия. Тебе хорошо, но и рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Закон памяти. Народ, забывший свою историю, обречен. | |
Просмотров: 570 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|