Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, изменяются цели и задачи стоящие перед школой и учителями. Основополагающие государственные документы последних лет, касающиеся школы «Концепция общего среднего образования», Закон Российской Федерации «Об образовании», книги, статьи, исследования о современной школе ключевыми в идеологии новой школы называют идею развития, выделяя три важных постулата: • школа является важнейшим фактором развития личности; • школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества; • систему образования и школу необходимо постоянно развивать. Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно-технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных услуг, конкурентоспособности образовательного учреждения и их выпускников, обеспечение всестороннего личностного развития обучающихся [1]. Из всего многообразия инновационных направлений остановимся на педагогических технологиях (образовательных технологиях) так, как в условиях существующей классно-урочной системы они наиболее легко вписываются в учебный процесс, позволяют достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету, обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу и т.д. Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему. Т. И. Шамова и Т. М. Давиденко выделяют три группы образовательных технологий: • Технологии «традиционной школы» • Технологии «школы развития» • Технологии «школы социализации» [3] Невозможно ввести педагогические технологии в учебный процесс только одним волевым решением. Слишком много субъектов учебной деятельности вовлечены в этот процесс. Взаимодействие всех участников образовательного процесса должно обязательно подразумевать изменение системы взаимоотношений и действий между ними, только в таком случае мы приближаемся к субъект-субъектной организации обучения. Ситуация кажется неразрешимой: педагоги приходят для того, чтобы учить, а школьники - чтобы пообщаться. Следовательно, нужно сделать школьный период таким, где обе деятельности - учение + общение - объединились в единое целое и стали ведущими. Однако многие учителя отстаивают позицию, что общения на уроках хватает и новые технологии внедрять собственно незачем. Что же является препятствием для обучения, погружённого в общение, по мнению самих педагогов? Препятствием является традиционная система организации обучения. В чем же минусы традиционных технологий? Традиционные технологии – технологии построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. Учитель владеет методикой классического обучения, которая целенаправленно осваивалась в педагогическом вузе; которой подчинено всё программно- методическое обеспечение – учебники, программы, методические рекомендации, наглядные пособия и т.д. При использовании данной технологии учитель основное внимание в своей работе отводит трансляции готового учебного содержания. При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем, главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение. Корень этих проблем лежит не в настрое детей, не в их «пассивности», а в процедуре, которую задает применяемая технология. При традиционном варианте организации учебного процесса развитие личности, конечно же, происходит. Дети стихийно развиваются, даже если им не оказывают особого внимания и заботы. Но этот процесс можно многократно усилить, если сделать его основной целью работы учителя и разумно организовать. Мы читаем длинные лекции, эмоционально рассказываем интересные вещи (на наш взгляд), можем давать детям задание прочитать огромный отрывок из учебника, пересказать его, можем показать фильм или играть целый урок. Но проходит некоторое время, и в памяти у детей остаются лишь отрывки тех знаний, которыми, как полагалось, они должны овладеть. Это происходит потому, что у ребят нет возможности, времени и достаточных навыков, чтобы поразмышлять над изучаемым материалом. Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в классе, школе. Сторонники развивающего обучения искали пути превращения учебного процесса в средство умственного развития личности. Новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации ученикам. Просто меняется роль информации. Она необходима не только для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности. В основе деятельностного способа обучения лежит личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. В настоящее время все новшества, вводимые в школе, касаются в основном изменений содержания учебных дисциплин, частных форм и методов обучения, не выходящих за рамки привычных технологий. Задача состоит в изменении условий обучения так, чтобы большинство учащихся училось на уровне усиливающихся познавательных интересов и лишь по отношению к меньшей части из них требовались бы меры побуждения. В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом: • от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоенное; • от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий; • от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения; • от внешней мотивации учения к внутренней нравственно – волевой регуляции. В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм. Эффективность той или иной технологии во многом зависит от того, кто конкретно воплощает те или иные подходы в педагогической практике. Современному учителю - необходимо свободно ориентироваться в широком спектре инновационных технологий. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. В нашем образовательном учреждении (МАОУ гимназия № 93 имени Александра Фомича Гелича) в рамках реализации экспериментальной программы идёт активный поиск освоение и внедрение наиболее эффективных образовательных технологий. Учителя апробируют всевозможные формы организации учебного процесса. Этой теме был посвящён не один педсовет, созданы проблемные творческие группы педагогов по освоению педагогических технологий. Анализ результатов диагностики показал, что большинство учителей нашего коллектива владеют информацией о современных педагогических технологиях, и используют полностью или приемы поэлементно. Наиболее популярными и широко используемыми являются: 1)технология личностно-ориентированного обучения и воспитания; 2)проектная деятельность; 3)технологии предпрофильной подготовки и профильного обучения; 4)адаптивная система обучения; 5)развивающее обучение; 6)дискуссионные формы обучения; 7)игровые технологии; 8)технология безотметочного обучения; 8)информационные и компьютерные технологии; 9)технология групповой деятельности; 10)проблемное обучение; 11)технология учебного исследования и другие. Развитию познавательной активности, повышению учебной мотивации школьников способствуют и нестандартные уроки, такие как урок-игра, урок-соревнование, урок-экскурсия, урок-путешествие, мультимедиа урок, урок-конференция, деловая игра, урок-викторина, урок-суд, урок-лекция, урок-спектакль, урок-диспут, урок-КВН, дебаты [2]. Любая технология должна иметь определенную специфику в зависимости от возраста учащихся и содержания изучаемого материала. Так, в начальной школе требования к технологиям могут быть следующие: • использование разнообразных технологий безотметочного обучения - безотметочная система оценивания на протяжении всей начальной школы, обучение детей само- и взаимооцениванию, свобода выбора школами системы оценивания; • расширение деятельностных форм обучения, предполагающих приоритетное развитие творческой и поисковой активности во всех сферах школьной жизни, в том числе, и в учении; • построение образовательного процесса с использованием технологий организации учебного сотрудничества – существенное расширение видов совместной работы учащихся, их коммуникативного опыта в совместной деятельности, постепенный переход от устных к письменным видам коммуникации, в том числе - с использованием возможностей информационных технологий; • использование игровых технологий, способствующих решению основных учебных задач на уроке. В основной школе требования должны меняться. Основой интересов и потребностей подростков является ориентация на пробу своих возможностей в разных сферах: интеллектуальной, социальной, межличностной, личностной. В связи с этим, технологический аспект основной школы должен заключаться в повышении многообразия видов и форм организации деятельности учащихся. Отсюда основными требованиями к условиям организации образовательного процесса на этом этапе школьного образования могут быть: • увеличение удельного веса проектных, индивидуальных и групповых видов деятельности школьников; • использование разных форм модульного или концентрированного обучения; • усиление роли самостоятельной работы учащихся с различными источниками информации и базами данных; • введение социальной практики и социального проектирования; • дифференциация учебной среды (мастерская, лаборатория, библиотека, лекционный зал и т.п.); • переход на накопительную систему оценивания (например, использование технологии «портфолио» и т.п.). В старшей школе основная идея должна быть связана с существенным расширением возможности выбора каждым школьником образовательных программ из предложенных ему (профильное обучение), либо с созданием своей индивидуальной образовательной программы (школа индивидуальных образовательных программ). При выборе образовательных технологий для старшей школы целесообразно руководствоваться двумя обстоятельствами: 1. приоритет должен отдаваться тем технологиям, которые позволят дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс внутри одного класса без применения селективных средств; 2. чрезвычайно важную роль на этом этапе образования приобретают технологии развития самостоятельной познавательной деятельности [4]. Формулируя требования к отбору образовательных технологий для каждой из трех ступеней, необходимо учитывать, что все технологии, используемые в школьном образовании, должны иметь определенную преемственность и нет технологий, работающих эффективно только на одной ступени образования. Систему образовательных технологий необходимо выстраивать с учетом основных целей каждой ступени образования. Вариативность образовательного процесса на современном этапе позволяет делать выбор из широкого спектра педагогических технологий, чтобы учитель мог в своей деятельности реализовывать ту, которая более всего соответствует его личности, его индивидуальности с учётом основной задачи школы и социального заказа общества. Библиографический список 1. Захарова И. Г., Информацинные технологии в образовании, М., 2005, с. 22 2. Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета [Современные образовательные технологии] 3. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 384 с. [Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе] 4. Дополнительная образовательная программа.doc | |
Просмотров: 853 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|