Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Тема: Двойная роль е, ё, ю, я Учитель русского языка и литературы сшг №11 г.Актобе Сердюк Оксана Васильевна Цель: • Образовательная: знать в каких позициях е, ё, ю, я обозначают один звук и в каких – два; • Развивающая: уметь применять знания теоретического материала в письменной речи • Воспитательная: воспитать внимательность Метод обучения: репродуктивный, обобщающе-повторительная беседа, тестирование Межпредметная связь: с литературой Оборудование: интерактивная доска, компьютер Ход урока Организационный момент 1. Встали ровненько, улыбнулись мне, друг другу. Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать фонетику Актуализация знаний: 1) Слово учителя. 2 минуты Учитель: У алфавита миллиард прочтений, А букв всего лишь тридцать три. Он – разум истины и колыбель решений, Творит из букв свои следы. На прошлых уроках вы рассматривали раздел русского языка, который изучает буквы и звуки. Давайте вспомним, как он называется? Ученики: Фонетика - раздел русского языка, который изучает буквы и звуки. 2. Блиц-опрос 1. Из чего состоят слова, которые мы слышим? 2. Звуки делятся на … 3. Гласные бывают … 4. На какие звуки делятся согласные? 5. Из чего состоят слова, которые мы пишем? 6. Сколько букв в русском алфавите? 7. Сколько гласных звуков в русском языке? 8. А почему гласных букв 10, а гласных звуков 6? - Вот о буквах Е, Ё, Ю, Я, мы и поговорим на нашем уроке. Молодцы! А теперь берем свои волшебные ручки, записываем в тетрадях число, классная работа Учитель: Сегодня мы с вами поработаем с буквами и звуками Е, Ё, Ю, Я. Давайте вспомним какие звуки они обозначают? Ученики: е – [э], ё - [о], ю - [у], я - [а] и согласные перед этими буквами практически всегда мягкие. Учитель: А знаете ли вы происхождение этих букв в русском языке? Буквы е, ю, я пришли к нам из старославянского языка. • • Буква Е имела целых 4 варианта - ь (ерь), Ѣ (ять), Є (есть), IЄ(йотированный есть): ЧЬТЬЦЬ - чтец ( Ь в сильной позиции), БѢСЪ - бес, КЄДРЪ – кедр, АБИIЄ – тотчас. Буква Ю сохранила свое написание, но называлась раньше йотированный оук: ЛЮДИIЄ – люди; • Буквы Е и Я имели совсем иные написания и названия. • Буква Я раньше называлась юс малый Ѧ и йотированный юс малый Ѩ : памѧть – память, ѨЗЫКЪ – язык; • Буква Ё отличается своим происхождением от предыдущих букв. Она появилась значительно позже и известна точная дата её происхождения. 1783 год считается годом рождения этой буквы, и полагают, что автором её является Н. М. Карамзин. На письме долгое время звук [й΄о] не имел буквенного варианта, именно эта буква стала обозначать данный звук. Посмотрите, каждая из этих букв имела варианты с йотированным звуком, это значит, что они произносились вместе со звуком [й΄]. В современном русском языке эти буквы тоже иногда обозначают не один, а два звука. (Записывают тему в тетрадь) Цель урока: двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я, а) в каких позициях данные буквы дают два звука; б) в каких – одну. - Ребята, вы верите в чудеса? - В сказки вы верите? - Какой праздник к нам приближается? - Новый год – это волшебный праздник. Вы согласны со мной? -Давайте на этом уроке создадим волшебство, волшебную атмосферу своими руками, своим делом, своей речью, своими словами и посетим волшебную страну . Для этого мы должны ответить на вопросы, сделать упражнения и очень много работать, иначе не сбудутся наши новогодние желания. II. Опрос 1. Лингвистическая разминка ( слайды) Найти логическую ошибку. В скобках даны ключи к этому заданию. а) Закричал охотник: “ОЙ! Двери гонятся за мной!» (звери) б) «Посмотрите-ка, ребятки, Раки выросли на грядке». (маки) в) Старый дедушка Пахом На козе скакал верхом. (коне) г) На пожелтевшую траву Роняет лев свою листву. (лес) д) Синеет море перед нами, Летают майки над волнами. (чайки) -Давайте сделаем вывод: если мы неправильно запишем хоть одну букву или неправильно произнесем хоть один звук, то меняется целое слово, меняется значение целого предложения. Поэтому мы должны изучать фонетику. А теперь давайте докажем жителям сказочной страны, что мы хорошо знаем фонетику, иначе не откроются перед нами двери нашей сказочной страны. I. Новая тема II. Работа с таблицей. Создание проблемной ситуации (Приложение 1). 7 минут Мы должны сегодня научиться различать, когда эти буквы обозначают один звук, когда два. Посмотрите на таблицу, что объединяет каждую группу? Запишите вывод в 3 строке: слайд 1 звук 2 звука 2 звука 2 звука снЕг [э] лЁд [о] лЮди [у] блестЯщий [а] Ежегодный [й΄э] Ёлка [й΄о] Юрта [й΄у] Январь [й΄а] млеЕт [й΄э] поЁт [й΄о] уЮт [й΄у] веЯние [й΄а] взъЕрошить [й΄э] подъЁм [й΄о] вьЮга [й΄у] разъЯрённый [й΄а] ? ? ? ? слайд 1 звук 2 звука 2 звука 2 звука снЕг [э] лЁд [о] лЮди [у] блестЯщий [а] Ежегодный [й΄э] Ёлка [й΄о] Юрта [й΄у] Январь [й΄а] млеЕт [й΄э] поЁт [й΄о] уЮт [й΄у] веЯние [й΄а] взъЕрошить [й΄э] подъЁм [й΄о] вьЮга [й΄у] разъЯрённый [й΄а] После согласной буквы В начале слова После гласной буквы После ь и ъ 1) Обобщение 2 минуты. Ученики в тетради для правил записывают таблицу и схему: 2) слайд Отройте учебник на стр. 132.прочитайте правило. Упр 454 ( предложение) Поздно поднялся- день потерял, в молодости не учился -жизнь потерял.(опоздал,потеря. Моложе. Жи-ши. Записать транскрипцию слов: лЮди [у] Юрта [й΄у] поЁт [й΄о] вьЮга [й΄у] Игра-разминка: ведущий произносит слова, в которых есть гласные Е, Ё, Ю,Я. Если гласный обозначает 2 звука, то дети подымают вверх две руки, а если 1 звук, то правую руку. Юнга щавель Барьер люстра Ружьё пень Баян клюква Вьюга свёкла Маятник память Каюта озеро I. Формирование применения умений и навыков 6)Работа со словами: определение у них количества букв и звуков (устно) 2 минуты. Учитель: Сейчас мы с вами поработаем над этой темой, для начала определим слова, в которых звуков больше чем букв: МЕТЕЛЬ (6б-5зв), ЕЛЬ(3б-3зв), МЕСЯЦ5б-5зв), ТАЕШЬ(5б-5зв), СНЕЖИНКА(8б-8зв), ЯКУТ(4б-5зв), ЛЕТАЕТ(6б-7зв), БУРЯ (4б-4зв). Ученики: Якут и летает. Фонетический разбор этих слов. 7)Работа с таблицей. 5 минут Учитель: Прочитайте стихотворение, затем выпишите из него слова, в которых встречаются буквы е, ё, ю, я, вписав их в нужный столбик. (стихотворение на экране) Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. (С.Есенин) Буквы е, ё, ю, я, которые обозначают 1 звук Буквы е, ё, ю, я, которые обозначают 2 звука Ученики: Буквы е, ё, ю, я, которые обозначают 1 звук Буквы е, ё, ю, я, которые обозначают 2 звука лес поёт сосняка аукает далёкую баюкает седые глубокого метелица седые шелковым игривые стелется сиротливые детки Игра “Дай сигнал” Описание: учащиеся хлопком в ладоши “сигналят”, если услышали слова, в которых буквы могут передавать два звука. Помощницы – Буквы Е, Ё, Ю, Я по очереди называют слова: Дождя, бури, вьюги, счетчик, съезд, весна, лен, юла , воробей, поздняя, знания. Буквы Е, Ё, Ю, Я: Так вот, сейчас вам предстоит придумать имена Задание: за три минуты учащиеся записывают женские имена, в которых есть Е, Ё, Ю, Я, обозначающиеся два звука. Кто записал больше всех имен? Е Ё Ю Я Елена.ева,евгения,евдония, Екатерина,елизавет Алена. Юля.Юлианна, ювента( древнеримская богиня молодости. Яна. Янина. Ява. Яина.ясмина Игра « Назови животных» Проверьте слова. Тюлень орел лев медведь як кенгуру леопард Игра « Третий лишний». Найди в каждой группе лишнее слово. По какому признаку оно оказалось лишним? Ящерица, яблоко, ясень, тяжесть. Юля, юрта, каюта, жюри. Салют, брошюра, земля, ягода. Тест (слайд) 1. Указать слово, в котором буква Ё даёт 2 звука а) тёс; б) ёлка; в) счёт 2. Укажите, в каком слове больше звуков, чем букв. а) ель; б) ест; в) есть 3. Какая буква не даёт два звука? а) у; б) ю; в) я 4. В каком слове звуков меньше чем букв? а) наугад; б) набекрень; в) надвое 5. Сколько звуков в слове объяснение? а) 9 б) 10 в) 11 6. В каком слове есть звук [й]? а) рябина; б) каёмка; в) кисти Правильные ответы 1. б) ёлка 2. б) ест 3. а) у 4. б) набекрень ( С наклоном набок, сдвинувшись к уху .шапка набекрень ) 5. в) 11 6. б) каёмка Если у вас 6 правильных ответов, то получаете – «5», если 5 правильных ответа – «4», если правильно ответили на 4 и меньше вопроса, то получаете – «3». «5» - 6 балл. «4» - 5 балл. «3» - 3 - 4 балл. Молодцы. А теперь, пожалуйста, внимательно смотрим на экран. Помогите мне сделать вывод по теме. 1. Буквы е, ё, ю, я в квадратных скобках не живут (грубая ошибка). Обозначают мягкость согласного Обозначают два звука, если стоят: в начале слова после Ъ и Ь после гласных Е – [э] Мера - [ м‘] ем - [й] [э] отъезд - [й] [э] Боец - [й] [э] Ё – [о] полёт - [ л‘] ёлка -[й] [о] съёмка -[й] [о] приём - [й] [о] Ю – [у] клюв - [ л‘] юг - [й] [у] вьюга - [й] [у] каюта - [й] [у] Я – [а] сяду - [с‘] ясный - [й] [а] обезьяна- [й] [а] стоят - [й] [а] Итак, мы сегодня на уроке познакомились с богатыми буквами. В чём их богатство? Сколько ролей могут играть эти буквы? В каких позициях они обозначают 2 звука? Молодцы, вы очень хорошо работали, поэтому перед вами открываются двери волшебной сказочной страны. На этом уроке все хорошо работали и получили хорошие оценки. У вас на парте лежат стрекозы и муравьи. Муравей работал хорошо.а стрекоза «Лето красное пропела, оглянуться не успела».Кем вы себя считаете? Y. Домашнее задание стр. 127. Упр.306 Обобщение. 1 минута Звуки е, ё, ю, я имеют давнее происхождение. Они могут обозначать 1 или 2 звука, в зависимости от того, какое место в слове они занимают. Если они находятся после согласного, то обозначают один звук; если они находятся в начале слова, после гласного звука или после ъ, ь, то обозначают 2 звука. Подведение итогов: 1 минута 1) выставление оценок; | |
Просмотров: 4518 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|