Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Основные параметры навыков функциональной грамотности как основы компетентной личности В послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»» Президент-лидер нации Н.А. Назарбаев ставит цель перед существующей системой образования: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни» [Сл.2]. Таким образом, ожидаемые результаты образования расширены. Теперь они включают в себя не только привычные знания, умения, навыки, но и базовые, ключевые и предметные компетентности и также компоненты функциональной грамотности [Сл.3]. Русский язык как учебный предмет изучали и до сих пор изучаем в школе в трех аспектах: усвоение теории языка, выработка орфографических и пунктуационных умений и навыков, развитие речевой культуры. Именно грамматическая система остается основным объектом контроля при тестировании. Развитие речи в 11-летке идет параллельно с основным курсом. В проекте Госстандарда для 12-летней школы наблюдается смена приоритетов в целевой установке. Главной целю названо «становление компетентной личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни Республики Казахстан» [Сл.4]. Это определяет содержание общего среднего образования по русскому языку, которое ориентировано на: • формирование умения ставить и решать языковые задачи (компетентность разрешения проблем - самоменеджмент); • овладение лингвистическими знаниями (информационная компетентность); • использование фактов языка в устной и письменной коммуникации (коммуникативная компетентность). На современном этапе развития лингводидактики обучение неразрывно связано с проблемой формирования и развития языковой личности, социально активной, самостоятельно мыслящей, владеющей всеми видами речевой деятельности, таким образом, одним из главных задач учителя является развитие компетентной личности, грамотной во всех отношениях. Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у учащихся предполагает способность к самоопределению, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Современные исследователи (Гершунский С.Г., Лебедев О.Е. и др.) определяют функциональную грамотность как социально-экономическое явление и связывают уровень ее сформированности с уровнем благосостояния населения и государства в целом. Поэтому закономерно, что с середины XX века проблема попала в поле зрения международных организации [Сл.5]. В ходе моей работы становиться очевидным, что для эффективного формирования функциональной грамотности применимы коммуникативные, творческие, игровые методы: дискуссии, дебаты, проекты, упражнения и индивидуальные задания, стихотворные тексты, алгоритмы, игровые задания при решении нестандартных, занимательных задач, а также при проблемном способе изложения темы, проведении мини-исследований на основе изучения материала. К примеру, такие формы работы: «Дерево предсказаний», «Фишбоун», «Шесть шляп мышления», «Корзина идей, понятий, имен» и другие [Сл.6], [Сл.7-57]. Таким образом, специально подобранные упражнения, учебные тексты и индивидуальные домашние задания способствуют развитию речевой и письменной деятельности, умению представить себя в письменных текстах и устных выступлениях, работать с письменной информацией, формированию мотивации, рефлексии. Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению в системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер, принтер, модем и т.д.) и информационных технологий (аудио-, видео- запись, СМИ, Интернет, электронная почта) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Формируется информационная компетенция, обеспечивающая навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащей в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Создание различных текстов (сочинений, сообщений), публичное выступление, продуктивная групповая коммуникация, создание диалогов, работа в группах формируют коммуникативную компетенцию. Чаще всего они совмещаются на уроке. Приведу пример такой работы в среднем звене. Класс делиться на группы. Каждой из них даю задания: создать диалог и выступить с ним (можно в игровой форме). Погружаю учеников в реальную жизненную ситуацию: ты позвонил другу, чтобы договориться с ним о встрече. К телефону подошел либо друг, либо его родители, либо незнакомый человек (если ты ошибся номером). Поговори с ними, соблюдая необходимые формы этикета. Учащиеся работают в группах, затем представляют результаты своей работы, выступая перед одноклассниками. Продуктивная групповая коммуникация – частый вид работы в старших классах. При подготовке к написанию сочинения возникают определенные трудности. Одним из действенных методов подготовки к созданию собственного текста является редактирование чужого сочинения. Класс делится на группы, каждой из них даю по одному сочинению, которое они должны оценить по нескольким критериям: наличие проблемы, наличие комментария, точки зрения автора исходного текста, достоверность и достаточность аргументов при доказательстве своей точки зрения по проблеме. Это – трудная работа, требующая умения критически подходить к чужому тексту. Но если учащиеся видят недостатки и достоинства чужого сочинения, они потом стремятся избежать ошибок в собственном сочинении; лучше понимают, о чем им самим писать. После анализа чужого сочинения в группе (где оттачивается умение вести диалог, слушая друг друга и вырабатывая общую точку зрения) учащиеся готовят публичное выступление, в котором представляют результаты своей работы. На дом они получают задание создать письменную коммуникацию (свое сочинение) по определенному тексту. С целью формирования компетенции личного самосовершенствования применяю такой вид деятельности на уроках, как выполнение заданий с «лишними данными» (четвертый лишний). Использую задания на развитие навыков самоконтроля. Одним из приемов выработки самоконтроля является проведение проверки выполнения каких-либо упражнений. Такая проверка требует настойчивости и определенных волевых усилий. В результате у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и логикой учителя. Результат – внимательность и заинтересованность на уроке, развитие навыков критического отношения к результатам, проверка состояния полученного ответа всем условиям заданий. Также в начальной школе ввожу в уроки элементы лингвистического анализа текста, «самодиктанты» по заученным текстам, практикую тематические речевые уроки для развития коммуникативных умений и навыков, включаю ситуативные упражнения и тексты по культуре речи. Замечено, что работа с текстом позволяет улучшить правописные умения и навыки обучаемых, но и повысить их речевую компетентность. Формирование необходимых компетенций способствует использование современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии интегрированного обучения, технологии разноуровнего обучения, технологии диалогового взаимодействия (КСО, групповая работа, педагогические мастерские), а также игровых технологий, информационных технологий. Структура уроков, выстроенных в рамках этих технологий, такова, что последовательно, через ряд этапов ребенок получает возможность осознать то, что он делает, обосновать свою деятельность, выстроить систему аргументов, доказывающих истинность сделанных выводов, разумность выбранного плана работы, правильность отбора средств исследования. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы на уроке русского языка и литературы: комплексная работа с текстом, лингвистический анализ текста; тематические (речевые) уроки; «самодиктанты»; лексические разминки; сочинения-рассуждения; мини-предложения и мини-сочинения; редактирование текста; различные виды диктантов; интеллектуально-лингвистические упражнения; сравнения двух текстов, коммуникативные и игровые ситуации. Интеллектуальную и речевую деятельность учащихся также активизируют нестандартные формы проведения учебных занятий, например: лингвистическая лаборатория, урок-практикум, урок-исследование, урок - творческая мастерская, урок-конкурс, урок-игра. Все это и является основными индикаторами, т.е. направлениями формирования функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы. Ведь наша цель – воспитать ученика, умеющего обучаться, знающего, как использовать информацию в нужных целях; взаимодействовать с другими людьми и обладать целым рядом компетенций XXI века, способного жить и действовать в условиях быстро меняющего мира [Сл.58]. Список использованной литературы: 1. Послание президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050»», Астана, Акорда, 2012 год 2. Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников http://www.inform.kz/rus/article/2478586 3. Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена» http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru 4. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9 5. Газета «Первое сентября» http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70 | |
Просмотров: 1452 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|