Лукичева И. В., учитель математики, СОШ №5 г. Павлодара
28 лет я работаю учителем математики. И каждый урок всегда начинался: «Здравствуйте, садитесь, откроем тетради, запишем число и тему нашего урока». Я понимала, что «учитель перестает быть учителем, если он не учится сам» (К.Ушинский). Поэтому всегда старалась найти какие-нибудь интересные формы и методы работы на уроках. Мне посчастливилось пройти курсы по «Программе курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан» третьего (базового) уровня. Основное содержание Программы представлено в контексте семи модулей, которые в ходе обучения изучаются во взаимосвязи. Именно обучение на курсах уровня, изучение целей и задач всех семи модулей позволило изменить мое понимание об организации учебного процесса.
Первыми изменениями в моей школьной практике была подготовка к проведению занятий с учетом психологических особенностей личности каждого ученика. С психологом школы мы провели работу по отбору и проведению диагностик, результаты которых помогли мне глубже узнать индивидуальные особенности учащихся, внести коррективы в планирование урока. На уроках я стараюсь разнообразить формы и методы обучения, так как одна из моих главных задач является организация обучение так, чтобы у детей поддерживать и развивать интерес к учебе.
Я как –то не обращала внимание, на настроение ребят перед уроком, главное было – наладить тишину в классе, не обращала внимание на то, что каждый ребенок имеет свой способ восприятия информации. Внедряя в практику идеи модуля «Новые подходы в преподавании и обучении», я каждый урок начинаю с того, что создаю благоприятный психологический климат для обучения с помощью танцевальных разминок, позитивных видеосюжетов, так как это способствует положительному настрою к учебной деятельности, а следовательно, и лучшему усвоению учебного материала школьником и полноценному развитию его личности, является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.
Особый интерес у меня как у преподавателя вызвала часть модуля «Новые подходы к обучению» - «Обучение тому, как учиться», основанный на развитии самопознания и саморегуляции учащихся. Суть этой части модуля хорошо отражена в изречении Э.Канта «учить не мыслям, а мыслить». И учить мыслить, и видеть, как мыслит ученик сложная задача для учителя. Поэтому я, как учитель, пересмотрела свои принципы и методы обучения в такую сторону, когда в центре внимания находится ученик, его умения самостоятельно разрабатывать, обдумывать и выбирать наиболее приемлемые стратегии для выполнения задания.
Раньше моя работа была направлена на результат обучения, а теперь я считаю, что моя работа как учителя направлена на процесс обучения. Именно поэтому я сосредотачиваю все внимание не на своем преподавании, а на развитии у ребят умения обучаться. На уроках ученики активно участвуют во всех видах учебной деятельности: они формулируют свои собственные гипотезы и вопросы, ставят цели для себя, отслеживают полученные результаты. Таким образом, прочное усвоение материала достигается посредством учебного процесса, в центре которого находился ученик.
Значительную роль в преподавании предмета играет модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения». Внедряя идеи этого модуля, я научилась видеть каждого ученика, научилась отбирать эффективные приемы оценивания, поняла, что применяя формативное оценивание по отношению к учащемуся, тем самым можно повысить мотивацию к изучению преподаваемого предмета, поняла значимость критериального оценивания. Для меня было новым ведение организация обратной связи, на основе ответов ребят я продумываю дальнейшие шаги по совершенствованию процесса обучения. Это позволяет увидеть положительные и отрицательные моменты в организации учебного процесса, проследить за реакцией каждого ученика и проанализировать свою работу.
Очень значимым для меня является внедрение модуля «Обучение талантливых и одаренных учеников». Раньше я полагала, что с одаренными детьми просто необходимо заниматься отдельно, не особо уделяя им время на уроках, хотя и применяла усложненные задания и задания на опережение, не говоря о творческих работах. Теперь я поняла, что каждый ребенок уникален по-своему, только нужно правильно найти к нему подход, чтобы он смог раскрыться и показать свои возможности.
Анализируя свою работу в школе после прохождения курсов, можно определить, что я на уроках выступаю в роли наблюдателя, консультанта, помощника, тренера. Помогаю в данном случае не только в поиске эффективных способов для приобретения необходимых навыков, но и предоставляет доступ к инструментам оценивания.
Видны и первые попытки измениться в лучшую сторону у моих учеников. Ученики стали больше говорить на уроке, чем я, научились оценивать друг друга, предлагать друг другу советы по улучшению обучения, самостоятельно находить нужную информацию, сотрудничать в группе, задавать вопросы по уроку, заполнять рефлективные дневники. Учащиеся поняли, что в процессе сотрудничества добиваются лучших результатов.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что внедрение новых подходов в обучении и преподавании позволили мне оценить и улучшить мою педагогическую деятельность, а также вовлечь учеников в активный процесс обучения.
|