Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ Шавенкова Наталия Петровна ГУ «Средняя общеобразовательная школа №34 инновационного типа города Павлодара» Сегодня современным обществом выдвигаются все новые требования к различным социальным институтам, главным из которых справедливо определено образование. Оно представлено новой образовательной парадигмой, определяющей условия, в которых главным образом, представлена деятельность, направленная на формирование и развитие личностных качеств человека. В настоящее время система образования развивается с учетом новых ценностных ориентиров общества, направленных на субъектную позицию, диалогическую культуру, внутреннюю и внешнюю интеграцию взаимодействия, а также мобильность, конкурентоспособность, компетентность его субъектов. Основной целью указанной концепции развития образования в Казахстане является повышение его качества, эффективности, а главное доступности для каждого человека, желающего и максимально стремящегося к получению более высокого образовательного статуса. Практика показывает, что процесс развития в образовании определяется инновационной деятельностью, представленной различными формами и методами работы, современными образовательными технологиями. Однако успешность инновационной деятельности в образовании в большей мере зависит от заинтересованности главных субъектов организации образовательного процесса – педагогических кадров, их квалификации и компетентности. В связи с этим, целью данной статьи определено – рассмотреть необходимость формирования культуры мышления учителя как высшего показателя его профессиональной готовности в условиях современного образования. Вместе с тем, есть необходимость изучить основы и различные аспекты формирования культуры мышления учителя по отношению к любой предметной области. Модель-образ педагога, представленный в целевой программе развития определяет главный ориентир, направленный на решение проблемы – формирование культуры мышления учителя, способного не только организовывать собственную педагогическую деятельность, но и самостоятельно создавать необходимые условия для этой деятельности. В этом направлении значительное содействие оказывает степень сформированности уровня культуры мышления учителя. Она включает методологический поиск, в котором выявляются личностные смыслы педагогических явлений, способствующие личностному развитию школьников. Анализ педагогической практики в современных условиях показывает, что в настоящее время большая часть учителей проявляет стремление к освоению прогрессивных технологий, созданию авторских разработок, педагогических концепций, введению инноваций, обобщению передового педагогического опыта. Очевидно, что сложившаяся ситуация указывает на возрастающую роль педагогической науки и ее влиянии на практику. Сегодня тесная интеграция науки и практики позволяет вовлекать в педагогический поиск огромное количество педагогических кадров. Творчество учителя должно быть доступным для осмысления, понимания и использования его в практике другими учителями. Для этого важно умело обобщить его в категориях педагогической теории, а именно обосновать причину и следствие, научно прогнозировать собственную деятельность отдельно взятого педагога. В «педагогическом отношении» все многочисленные определения культуры разделяют на три группы: 1. Культура – это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей (национальная культура, история культуры), где культура определяется как традиция, ценность, норма, совокупность правил и образцов поведения. Человек с этих позиций воспринимается в отношении соответствия принятым нормам, и это соответствие обозначается категорией «личность»: личность – это человек, соответствующий социокультурным ожиданиям. 2. Культура – это высокий уровень какого-либо вида деятельности, высокое развитие, умение (культура речи, культура голоса, культура производства). В этом понимании к категории «культура» приближаются категории «компетентность», «квалификация», «профессионализм». 3. Культура предполагает наличие ценностных ориентиров и способности воплощать эти ценности на практике (педагогическая культура – это ориентация на определенные ценности и умение их воплотить в своей профессиональной деятельности).. Учителя-практики любой образовательной области обучаются не только методике, специфичной его учебному предмету, но и совокупности теоретических принципов, обозначенных в науке методологическими. Однако многие из них за понятием “методология” видят мало им понятное, нечто далекое от реальной действительности и образования в целом, что свидетельствует о низком уровне сформированности культуры мышления учителя. В сфере образования культура мышления рассматривается в проявлении способности мыслить, самостоятельно сравнивать, сопоставлять различные точки зрения, выявлять собственную позицию, научно ее обосновывать и профессионально отстаивать. Для этого учителю требуется необходимый набор инструментов, с помощью которых он будет выполнять указанные выше операции, действия. К этим универсальным действиям следует отнести полученные ранее знания определенных методологических норм (правил научного познания) и умения их применять в процессе различных педагогических условий, нестандартных ситуаций. Основными признаками культуры мышления учителя возможно считать: • понимание процедур, “закрепленных” за категориями философии и за основными понятиями, образующими концептуальную основу педагогической науки; • осознание понятий образования как ступеней восхождения от абстрактного к конкретному; • установку на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности; • направленность мышления учителя на анализ педагогических форм и их свойств; • потребность воспроизводить практику образования в понятийно-терминологичекой системе педагогики; • стремление выявить единство и преемственность педагогического знания в его историческом развитии; • критическое отношение к “самоочевидным” положениям, к аргументам, лежащим в плоскости обыденного педагогического сознания; • рефлексию процесса и результатов собственной познавательной деятельности, а также движения мысли других участников педагогического процесса; Наблюдения показывают, что в настоящее время происходят кардинальные изменения в педагогике. Наметились существенные преобразования, которые уже явно видны и проявляются с каждым разом все яснее и четче. Общество переходит к гуманистической педагогической культуре и строит свои отношения на антропологических принципах. Знаниевая парадигма в образовании меняет свой вектор на личностно-смысловую, компетентностную. При этом репродуктивные способы усвоения культурного наследия имеют творческую направленность, коллективные формы обучения сменяются индивидуально-групповыми. Культура мышления современного учителя – это особая форма деятельности педагогического сознания. Она прожита, переосмыслена, выбрана и построена самим педагогом как методологическая траектория формирования личностно-профессионального самоопределения. Специфика культуры мышления обусловлена тем, что в процессе методологического поиска формируется субъективность, авторство понимания учебного материала и педагогических явлений, что является непременным условием последующего формирования учителем субъектности, востребованности личностных структур его учеников. Высокая степень сформированности культуры мышления учителя определяет возможность рождения им новых идей в конкретных условиях современного мира, что обеспечивает эвристичность педагогического сознания и креативного мышления. Анализ научных источников по исследуемой проблеме показывает, что ученые активно ведут поиск по обоснованию методологической культуры и культуры мышления педагога, разработке подходов к ее формированию, однако вопрос об определении специфики педагогической деятельности конкретного педагога и образовательной области, к которой он принадлежит, требует дальнейшего изучения. В связи с этим возникает необходимость более глубокого теоретического и практического исследования данной проблемы, недостаточность ее решения определяет потребность в создании временных научно-исследовательских групп в учреждениях образования различного типа. Педагогическая деятельность принадлежит к типу "человек - человек" (Е.А Климов). Наиболее существенной ее особенностью является то, что она представляет собой деятельность по управлению другой деятельностью (деятельностью учащихся), в процессе которой осуществляются формирование и развитие личности ученика. Руководство процессами взаимодействия, коммуникации, общения в системе "учитель - ученик" не может быть ничем иным, кроме как делом педагогического искусства. Искусство учителя проявляется и в том, как он строит урок, и в том, какими способами он организует самостоятельную работу учащихся, и в том, как он находит контакты и нужный тон общения с учениками в тех или иных ситуациях школьной жизни. Этим определяется проблема развития культуры мышления педагога. Культура мышления педагога, складываясь в процессе приобретения опыта учебно-воспитательной работы, сама начинает выполнять активную роль в регуляции педагогической деятельности. Мы предлагаем рассмотреть структуру управления педагогическим процессом в условиях демократизации образования с определением компонентов управления и наполнением их функциональным содержанием. Компонентами управления мы предлагаем считать: • Директора школы • Заместителей директора по УВР • Кураторов классных коллективов • Менеджеров ученической постоянной команды • Менеджеров учительской постоянной команды • Старшего оператора • Дежурных операторов • Руководителей объединений учителей и учащихся • Психолога • Медика • Родителей В предлагаемой структуре управления главным связующим звеном между компонентами управления являются непосредственные двойственные связи, обеспечивающие взаимодействие участников педагогического процесса и безотлагательность передачи информации. Школьное сообщество включает в себя два коллектива: ученический и учительский. Ученический коллектив в свою очередь делится на кураторы классные коллективы. Классные коллективы имеют куратора из состава учителей, который выполняет функции организатора и помощника. Классный коллектив мы предлагаем разделить на постоянные равнозначные и полноправные команды. Каждая постоянная ученическая команда на основе голосования и выборов определяет себе менеджера (МПУК). Постоянная ученическая команда включает в свой состав не более 10 человек, и ее состав остается неизменным (постоянным). Количество членов постоянной ученической команды определено нами экспериментально, т.к. членам этих групп необходимо проводить промежуточную рефлексию и обсуждение, поэтому большее количество участников не эффективно по затрате рабочего времени. Постоянная ученическая команда – это первичный коллектив учащихся. Именно здесь обсуждаются и рассматриваются все вопросы, непосредственно касающиеся членов этой команды: успеваемость, дисциплина, составление индивидуального плана работы, готовность к очередному мероприятию, решение индивидуальных проблем членов команды. Определение состава команд принадлежит самим членам учебной группы. На первом этапе ученикам предлагается разделиться по взаимным симпатиям, дружеским привязанностям, единству интересов. Ситуация совместного проживания требует от учащихся определенных навыков коллективного взаимодействия, поэтому через определенное время состав постоянных групп может измениться по ряду объективных причин: желание, симпатии к менеджеру, принятие принципов определенной команды. Уточним, что на первых этапах формирования постоянных ученических команд, жесткой регламентации времени для личностного определения не существует. После определения состава команд переход из одной в другую решается составом обеих команд. Появление вновь прибывшего ученика в учебной группе - сигнал к рекламе своей постоянной команды. Каждая команда в праве показать себя для того, чтобы «новый» участник педагогического процесса мог выбрать себе свою команду. Одна из основных функций постоянной ученической команды – это дежурство в учебной группе. Дежурство здесь рассматривается в широком смысле: это организация работы по обеспечению порядка, управление внешними и внутренними делами учебной группы (класса). Постоянные ученические команды могут выполнять разовые поручения, при этом необходимо учитывать возраст и возможности каждой команды. Менеджер постоянной ученической команды несет ответственность перед всей учебной группой за реализацию принятых решений, выступает защитником интересов каждого члена своей постоянной команды через участие в работе Совета менеджеров постоянных ученических команд (ПУК1). Следует заметить, что деятельность постоянной ученической команды осуществляется во внеучебное время. Учительский коллектив распределяется по такому же принципу, как и ученический, единственным условием становится разновозрастность (по опыту работы) и межпредметная принадлежность учителей. Менеджер постоянной учительской команды входит в состав совета менеджеров постоянных учительских команд (ПУК2), где является представителем своей постоянной команды и защитником интересов ее членов. Менеджеры постоянных ученических команд образуют Совет менеджеров ПУК1, в его состав могут входить и другие участники педагогического процесса для решения конкретных задач. Основная функция Совета менеджеров ПУК1 – анализ деятельности за определенный временной промежуток, определение успехов и неудач, планирование деятельности. Руководитель Совета менеджеров ПУК1 должность сменная, (руководителем является менеджер постоянной команды, которая осуществляла дежурство по группе)тем самым каждый менеджер ПУК1 выполняет разные социальные роли и приобретает навыки управленца не только своей командой, но и другими членами коллектива. Совет менеджеров ПУК1 рассматривает: 1. Информация руководителя (дежурного) Совета менеджеров ПУК1. по учебной группе в целом. 2. Информация МПУК1 о состоянии дел в своих командах. 3. Планирование предстоящих дел и распределение функциональных обязанностей, определение сроков и ответственных. Совет менеджеров ПУК1 несет ответственность за соблюдение норм и законов совместной деятельности участников процесса, полномочен рассматривать и обсуждать работу и поведение членов группы, анализирует ситуации, связанные с жизнью учебной группы. Все потребности членов ПУК1 обсуждаются в постоянной ученической команде и выносятся на Совет менеджеров ПУК1 для создания условий по ее реализации. При такой структуре управления функции менеджера рассматриваются как обязанности, обеспечивающие связь с другими компонентами управления, в том числе администрацией. Высшим органом является собрание всей учебной группы, на которой Совет МПУК1 отчитывается о своей работе, реализуется принцип гласности. Организация такой деятельности выводит участников педагогического процесса на самоуправление и позволяет организовать учеников во внеучебное время. Сформулируем основные задачи Совета МПУК1: • Формирования способов мышления, совместной деятельности, коммуникации. • Формирование способов самоорганизации и самоуправления своей деятельности • Формирование способов взаимоотношений, взаимодействий со сверстниками и окружающей средой • Выработка норм поведения, выращивания собственных ценностей, развитие культуры управления Менеджеры постоянных учительских команд (МПУК2) образуют аналогичный Совет менеджеров ПУК2. Обозначим задачи деятельности Совета ПУК2: • Совет менеджеров постоянных учительских команд – это объединение единомышленников, которые организуют педагогический процесс в целом, а не одну его составляющую подсистему - обучение. • Совместная педагогическая деятельность, направлена на личностное развитие участников педагогического процесса, проектирование индивидуальных маршрутов изучения учебного содержания на основе базовых потребностей и индивидуальных возможностей каждого учащегося • Овладение различными социальными позициями: координатор, дежурный, консультант, ассистент и т. д. • Формирование универсальных способов мыслидеятельности, коммуникации, рефлексии у участников педагогического процесса, развитие компетенций, • формирование управленческих навыков. В кооперацию менеджеров входят Менеджеры учительских и ученических постоянных команд. Их деятельность направлена на решение вопросов взаимодействия учителей и учащихся, а так же других участников педагогического процесса. Ученики, участвуют в обсуждении, распределении функций, определении степени ответственности наравне с учителями, что формирует у учащихся чувство ответственности, которое мы определяем как основным в условиях демократизации. Деятельность кооперации менеджеров направлена на анализ: • Содержания учебного материала, структуру учебных групп, качества знаний • Формирующихся отношений, соблюдение норм поведения, организация сотрудничества и взаимодействия • Функций управления и степени развития самоуправления структурными элементами процесса Деятельность Кооперации менеджеров непосредственно связана как с учебной, так и внеучебной деятельностью учащихся. Внеучебная деятельность учащихся реализуется посредством постоянных команд, а учебная деятельность осуществляется на основе временных учебных групп, поэтому кооперация менеджеров взаимодействует с контрольным пунктом управления. В данный пункт входит дежурный учитель и старший оператор оператор, которые обеспечивают выполнение намеченных раннее в Кооперации менеджеров ПУК1 и ПУК2. Области деятельности, освоенные членами контрольного пункта управления, мы обозначили следующие: • Содержание учебного материала, структура знаний • Содержание процессов мышления, понимания, рефлексии, деятельности • Содержание отношений, общения, норм поведения, сотрудничества • Содержание способов и умений коммуникации • Содержание организации и управления самоуправлением • Содержание организации и управления структурными элементами процесса • Содержание организации и управления рефлексивной деятельностью Мы считаем, что такие компоненты как: • Медико-психологическая служба • Родители , Являются необходимыми и полезными на этапе рефлексии и коррекции, что обеспечит многостороннюю динамику педагогическому процессу. Полный цикл любой человеческой деятельности включает в себя четыре основных звена: • целеполагание и планирование • деятельность, направленная на результат • анализ полученного результата Новые подходы в управлении школой связаны с построением оптимальной организационной структуры управления, содержащей в себе личностно – ориентированный подход, как к педагогам школы, так и к учащимся. Начинает осуществляться идея органической связи между оптимизацией управленческой деятельности и оптимизацией самого педагогического процесса, в итоге – нацеленность управления на конечные результаты и удовлетворение личностных потребностей Из всего многообразия подходов к пониманию личности учащегося, его роли в системе управления на первый план выходит механизм моделирования «образа ученика», от которого дальше будет зависеть форма организации обучения, содержание и технологические приемы, направления практической деятельности, процесс педагогического воздействия в целостной динамической системе. Каждый человек вольно или невольно, сам или с помощью других выбирает свой жизненный путь. И хочет он этого или не хочет, отвечает за свой выбор сам перед собой. На этот выбор влияют уровень знаний, культуры, внутренняя свобода, потребности (внутренние), убеждения. Выбор осуществляет и учитель. Он определяет свои позиции, приоритеты в преподавании, методы обучения, оценки своей работы и своих учеников, выбор ритма, темпа и уровня сложности. Очень часто уровень сложности учитель выбирает, основываясь на свои умения, знания и тем самым завышает «планку» для учеников. На смену традиционной приходит совсем другая позиция, когда ученикам предоставлена свобода выбора, тогда «потолок» своего развития задают сами ученики. Если мы говорим об участии каждого в планировании, деятельности, анализе, то мы имеем в виду демократическую систему образования, а как результат самоопределение и самоуправление. Демократизация образования позволяет создавать ситуацию успеха для каждого члена педагогического процесса, уверенность в способность принимать самостоятельное решения проблем. Потребность в управлении педагогическим процессом вытекает из необходимости обеспечения его жизнедеятельности и результативности Культура педагогического мышления - это способность личности к осознанной реализации в деятельности смыслов, значений и нормативов педагогической культуры как личностно и профессионально ценных. Формирование культуры мышления учителя происходит эффективнее в рамках концепции рефлексивного профессионализма, основными положениями которой являются: осмысление сущности, практическое осуществление при соблюдении педагогических условий и творчество Представленная модель, единая для всех участников педагогического процесса, реализуется, при условии определения позиции Я-концепции как обязательного элемента рефлексивного профессионализма Процесс формирования культуры педагогической деятельности приобретает личностный смысл. | |
Просмотров: 1588 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|