Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Ганеева Л. М. учитель географии КГУ «Гимназия № 38» г.Караганды Урок – основная форма организации обучения, главная составная часть учебного процесса. Безусловно, с 17 века, со времен Каменского, основателя классно-урочной системы, урок претерпевал массу изменений. Он продолжает меняться и сейчас, что объясняется требованием времени и общества. Конечно, современный урок выдвигает требования и к учителю, в чем я могла убедиться, благодаря, в том числе и курсам повышения квалификации педагогических работников РК. На курсах повышения квалификации по уровневой Программе мы много работали и размышляли о современных научных подходах, используемых различными системами среднего образования. В ходе теоретических экспедиций мы узнали, что наиболее популярными и получившими мировое признание, являются подходы, основанные на конструктивистских теориях, в центре которых находится ученик. Мы еще раз убедились в том, что учитель, сосредоточенный на ученике, планирует занятия не для себя, а для ученика. Как вовлечь каждого ученика в обучение? Как построить процесс обучения? Размышляя об этих трудностях, я пришла к мысли, что возможно мотивация имеет значение в развитии понимания учеником предмета и станет главным ключом успешного обучения. И это стало моим убеждением. Как утверждал Пажарес, убеждения учителя имеют большее влияние, чем его знания. Такое убеждение предрасположило к установке и принятию решения о том, что формирование мотивации учащихся возможно через вовлечение их в процесс обучения, используя активные формы работ. Это решение оказало влияние и на мои действия, которые заключаются в реализации диалогового обучения, как нового подхода в преподавании в сочетании с идеями других модулей Программы курсов. Что я понимаю под «мотивацией»? Формирование мотивации учения школьника должно происходить на основе четко поставленной цели — получения качественного образования. Очевидно, что не каждый ребенок с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому цель взрослых (родителей, педагогов и психологов), помочь им в осознании этой цели. Никто не спорит, легко учиться, когда есть желание и энтузиазм, но что делать, когда подобного и близко нет? Понимание цели обучения, в данном случае, может сыграть большую роль. Важность цели будет пропорциональна уровню мотивации в обучении. Чем больше важность, тем больше мотивации. Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе, в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне с когнитивными способностями ученика. Во время прохождения курсов, на одном из занятий первой недели, мы обсуждали вопрос с коллегами то, что мотивация не приравнивается к способности, а напротив. Важно, чтобы ученики несли ответственность за свое обучение: это то, чему мы должны учить и поддерживать в них. По мнению А. Перри, мотивация не является мерной линейкой, а сложным процессом, зависящим от ученика. Нам известны также и результаты исследования Маслоу, разработавший иерархическую модель мотивации. На верхнем уровне его модели находится самовыражение. А это наша цель обучения. Тем не менее – как мотивировать ученика на конкретном уроке или в ходе ряда уроков? Во-первых, мне, как учителю, необходимо создавать соответствующую коллаборативную среду, где процесс обучения предусматривает вызов, дающий возможность учащемуся вступать в активное взаимодействие со сверстниками, обрабатывать, обобщать информацию, а не просто заучивать и повторять ее. Александер (2008) считает, что преподавание в форме диалога позволяет использовать силу разговора для стимулирования и развития учащихся. Но хотелось бы сделать акцент на парной работе. Практика показывает, что парная работа получается, на мой взгляд, более эффективной и результативной. Если при групповой работе есть дети «молчуны», которые не проявляют никакого участия, то в парной работе этого не происходит. При работе в парах учащиеся выполняют, например, следующие задания: работа по картам атласа, составление «тонких» и «толстых» вопросов, совместный поиск ответов на вопросы высокого порядка, взаимообучение и взаимоопрос, аргументирование оценивания при взаимопроверке и много другое. В парной работе, пусть, даже если и не всегда «хорошо» и «отлично», все ученики вовлечены в процесс обучения, что способствует формированию их мотивации. Что касается работы в группах, то здесь у меня есть некоторые вопросы. Мои наблюдения за учениками во время групповой работы показали, что в основном, все учащиеся включаются в процесс, выполняют предложенные задания, при этом на лицо и элементы саморегуляции. Это самостоятельный выбор направления работы над заданиями, определение самими учениками проблемы и цели. Меня удивил и том момент, что мои дети могут также выбрать и стратегий для достижения цели. Выполняют это они совместно, обсуждая, приходят к единому решению. И все же, почему «некоторые те же дети», которые хорошо работают в парах, перестают активно работать в группе, например, когда перед группой стоят такого рода вопросы и задания, как «обсудите…», «сравните…», «проанализируйте…», «сформулируйте выводы…» и т.д. Эти ученики отмалчиваются, а хуже того вообще перестают вникать в суть работы на данном этапе? Куда делась мотивация у таких учеников? Я предполагаю, что такие дети (при чем это характерно как для «сильных», так и для «слабых» учеников), становятся пассивными, возможно, по причине своего темперамента или того что не могут адаптироваться к выполнению заданий в активной форме. Есть дети, которые стесняются своего мнения, не всегда могут его выразить, боятся ошибиться, т.е. у них существует психологический барьер. В таких случаях я их консультирую, оказываю поддержку, подчеркиваю значимость всех учащихся в данной группе. Но, тем не менее, этот вопрос оставался для меня некоторое время открытым, пока я не пересмотрела свой подход к групповой работе. Что изменилось в моей практике? С учетом индивидуальных особенностей учащихся, уровнем их владения общеучебными умениями и навыками, различиями их образовательных потребностей, я стала распределять вопросы и задания для каждого учащегося в группе, тем самым способствуя их взаимодействию и вовлечению каждого. Например, для учащихся, которые затрудняются при выполнении заданий и имеют относительно средний уровень способностей, предлагаю несложные вопросы, («тонкие») например, по тексту учебника, по картам атласа, иллюстрациям, схемам, диаграммам. Перед такими учащимися в ходе работы группы может стоять менее значимая задача. Для учащихся повышенного интеллектуального уровня (одаренных учащихся) предлагаю вопросы и задания высокого порядка, в том числе на анализ, синтез, оценку. Эти ученики могут выполнять роль консультантов, координаторов, экспертов при работе не только своей группы, но и всего класса. При работе в группах у учеников есть возможность почувствовать ценность своего мнения, т.к. оно высказано, услышано, и скорее принято другими, чем нет. В зависимости от целей урока и реализации какой-либо методики, приема или стратегии также можно распределить между учащимися выполнение конкретной задачи или роли при групповой работе. Для многих детей стимулом для работы является оценка не только со стороны учителя. Важно и взаимооценивание работы друг друга внутри группы, а, как правило, ученики оценивают работу одноклассников довольно объективно, что также повлияло на повышение мотивации как при изучении предмета, так и при работе в группе. Как следствие, у учеников повышается ответственность за свое обучение, развиваются коммуникативные и другие навыки. Безусловно, диалогический подход важен, он способствует саморегуляции каждого ученика и способствует осознанию ответственности за свое обучение. Литература 1. Программа курсов повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ РК (Третий базовый уровень). НИШ ЦПМ, Астана 2012г 2. Руководство для учителя (Третий базовый уровень). Астана НИШ ЦПМ. 3. Р. Александер «На пути к диалоговому обучению: новый подход к обсуждению в классе», 2008 4. http://www.psychologos.ru | |
Просмотров: 2400 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|