Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Наиболее эффективные этапы работы над словами с непроверяемыми написаниями
Савченкова С. Н., учитель начальных классов СОШ № 85 Октябрьского района г. Караганды.

Современная начальная школа видит одной из главных задач обучения — развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. Словарный запас необходим языку как строительный материал. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Слово, по определению Михаила Ростиславовича Львова «представляет собой частицу знания, частицу обобщения опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи ».

Обогащению словарного запаса, а, следовательно, и речевому развитию способствует организация учебной деятельности, направленная на:
восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов и однокоренных слов, оттенков значений этих слов, антонимических и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов; развитие умения объяснить значение слов и особенности их употребления в речи;
формирование умения использовать слова в речи при построении собственного речевого высказывания.

Вопросы формирования навыков грамотного письма в начальной школе решаются в плане обучения школьников орфографии на основе употребления определенных правил и запоминания ряда так называемых «словарных» слов, т.е. слов с непроверяемыми написаниями. Учителя начальной школы знают, как трудно дается младшим школьникам освоение этих слов. Наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества слов с непроверяемыми написаниями.

Работу по освоению «словарных» слов строю в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.

Словарно-орфографическая работа должна быть направлена на:
1) обогащение речи младших школьников словами из словаря;
2) восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов и однокоренных им слов, оттенков значений этих слов, антонимических и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов;
3) развитие умения объяснять значения слов и понимать особенности их употребления в речи;
4) осмысленное написание изучаемого слова и его правильное употребление в устной и письменной речи.

Как объяснить младшим школьникам значение и написание изучаемого слова? Для этого на этапе ознакомления важно, чтобы работа над смыслом и звуковым анализом слова предшествовала показу его написания. В этом случае нельзя забывать и о подборе однокоренных слов, которые необходимо ввести в активный словарь ученика как с целью обогащения словарного запаса, так и с целью организации наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Познакомить учащихся с изучаемым словом желательно в начале урока, для того чтобы в дальнейшем включить слово в упражнения.

Вот пример одного из вариантов выбора последовательности работы учителя и учащихся в ходе ознакомления со значением и написанием слова помидор во втором классе.

Первым этапом знакомства детей со словом должна стать лексическая работа. Приемы объяснения смысла слова различны. Это показ предмета или его изображения: дети рассматривают предмет, называют его словом, определяют значение и объясняют отличительные признаки. Не менее интересным приемом объяснения слова является работа с загадкой (Растёт на грядке зелёная ветка, а на ней красные детки): ученики слушают загадку, отгадывают ее и доказывают, что отгадка подобрана верно.

Однако слово может быть представлено и через текст, где дается научное или художественное описание, содержащее сообщение об основных признаках и свойствах того предмета или явления, которое названо словом. Анализ текста не только поможет учителю организовать работу по осознанию детьми лексического значения слова, но и даст верное представление о предмете или явлении окружающей действительности, обогатит память ребенка образцом научно-познавательного или художественного текста, будет способствовать развитию воссоздающего или творческого воображения. Так, учитель может предложить детям следующее стихотворение:

Урожай, урожай!
Наше лето провожай!
Сколько красного гороха!
Огурцы, как на подбор,
На гряде сорвать неплохо
Крупный красный помидор!
Пробежишься огородом -
Съешь морковку мимоходом.
Е. Трутнева.

После ознакомления с текстом учитель задает ряд вопросов:
1) Подготовьтесь прочитать выразительно текст. О чём он?
2) Что мы называем помидором? Найдите и прочитайте предложения, где говорится о помидоре?
3) Что вам понравилось в описании помидора? Какую картинку вы представили, читая текст? Какими бы вы нарисовали помидор?

Далее работа над словом продолжается в форме обсуждения формулировок значений слова:
1) помидор — огородное растение, овощ;
2) помидор — округлый, красный плод этого растения.

Второй этап работы над словом — его орфографический (возможно, и этимологический) анализ. Учащимся предлагается вслушаться в звучание слова помидор и определить в нем орфограммы. Учитель может записать на доске слово с пропуском букв-орфограмм: п..м..дор. Затем ученики «исследуют» возможность найти проверочное слово для каждой из пропущенных букв, в результате чего появляется цепочка однокоренных слов: п..м..дорчик, п..м..дорина, п..м..дорка, п..м..доровый, п..м..дорный; приходят к выводу: слово помидор словарное, а значит, следует воспользоваться словарем, чтобы узнать о написании слова. Ученики всматриваются в графическое написание слова в тексте (либо в словаре), учитель вписывает пропущенные гласные в слово помидор и в однокоренные ему слова, обращает внимание на единообразное написание однокоренных слов (при этом орфографическая работа сопровождается и лексическим анализом однокоренных слов). Цепочку однокоренных слов дети записывают в тетрадь, подчеркивают гласные буквы, написание которых надо запомнить.

Одновременно с орфографическим анализом может быть проведен и этимологический. Учитель может воспользоваться этимологической справкой, данной в пособии: Слово помидор происходит от итальянского помидоро, что означает «золотое яблоко».Томатом это растение назвали перуанские индейцы.

Третьим этапом работы с изучаемым словом может стать использование его в речевой практике (устной или письменной) сообразно решению задачи урока.

Работа над написанием трудного слова не заканчивается на одном уроке, а продолжается на последующих. Учитель всегда может найти возможность предложить ученикам написать нужное слово, осмыслить его, составить с ним словосочетания, употребить их в предложении и тексте. Языковым материалом для проведения упражнений могут стать этимологические справки, сочетаемость слов, синонимы, антонимы, фразеологизмы, загадки, пословицы, предложения и тексты, представленные на страницах пособия по каждому изучаемому слову.

Работа со словарными словами дает возможность не только активизировать и обогащать словарный запас ребенка, но и развивать умения связной речи.

Категория: Опыт | Добавил: CVETIK (2010-02-04) | Автор: Савченкова Светлана Николаевна E
Просмотров: 3913 | Комментарии: 4 | Теги: Начальная школа | Рейтинг: 5.0/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 2:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru