Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Рефлексивный отчет по организации групповой работы
Отчет по групповым презентациям

Одна из «педагогических заповедей» гласит: учитель учит детей до тех пор, пока учится сам. Думаю, что мы избрали такую профессию, в которой просто не имеем право останавливаться, мы все время должны идти вперед. Именно поэтому я решила попробовать освоить программу Курсов Кембриджского проекта по второму базовому уровню.
Когда я услышала, что меня направляют на данные курсы, меня охватило чувство страха и масса вопросов в голове: а сдам ли я квалификационный экзамен, смогу ли я понять Программу и притворить ее в действие, как и с чем мне придется столкнуться, в конце концов, какие люди меня будут окружать. С первых дней курсов поняла, что мне необходимо меняться, и научить детей учиться по-новому. Анализируя свою докурсовую практику, я пришла к выводу, что всегда была сама в центре внимания, много говорила на уроке, требовала полнейшей тишины и запрещала говорить без разрешения. Будучи на практике, задумалась, как ученики теперь будут со мной общаться? Как я буду устанавливать с ними новые для них отношения? Какие могут возникнуть проблемы? И как буду их преодолевать?
Самым важным была моя первая встреча с исследуемым 3 «Г» классом. Ощущение было такое, что впервые иду к ним на урок. Меня тревожило сомнение, сумею ли я до них донести новые идеи, организовать работу в группах, готовы они выйти на новый виток отношений?
С такими мыслями я пришла на первый урок. Все смотрели на меня с интересом. Во- первых не видели целый месяц, во-вторых, в глазах было написано «А что интересного вы нам преподнесёте»?. Кратко я объяснила, как будем работать в течении трех недель. Для установления атмосферы сотрудничества и создания комфортных условий использовала стратегию «Мои добрые пожелания» когда дети передавали мягкое сердечко и говорили пожелания друг другу.
Одной из важнейших задач было научить детей работать в группе. Ещё Мессер (2005) показал, что взаимодействие в группе сверстников играет важную роль в обучении. (Руководство для учителя). Затем при помощи геометрических фигур разделила учеников на группы, совместно мы разработали правила работы в группах. Я не ожидала, что при разработке правил работы в группе, дети будут активно вносить свои предложения. Конечно, не всегда эти правила учащимися соблюдались. Главное-ученики понимали, что эти правила требуют от них самодисциплины, уважения к себе и другим членам группы.
Следующим шагом для меня была работа по формированию группы. Я применила стратегию «День рождение». Первой моей ошибкой было когда, не учтя соперничество между девочками, я в одну группу посадила Ксению и Маргариту. Они мешали работе всей команды, создавали нервозную обстановку и группа в тот день сработала плохо. В дальнейшем, учтя свой первый горький опыт, тщательно подходила к формированию группы.

Мои наблюдения за группами в исследуемом 3 «Г» классе на первом уроке показали, что распределенные роли не выполнялись, в основном всю работу взяли на себя выбранные лидеры Ксения, Маргарита, Роман, Софья, не давая возможности ответить другим. Но я попросила еще раз вернуться детей к разработанным правилам, и лидеры признали свою ошибку в том, что они не давали возможности ответить остальным членам группы.
На втором уроке, разделяя детей на группы методом «Атомы и молекулы» у меня получилось так, что одна группа получилась «сильная», во второй и третьей группе собрались «средние» ребята, а четвертая группа «слабая» В этой группе оказался и мой наблюдаемый слабо мотивированный ученик (Данил). У меня появилась опасность, того что дети той группы не справятся с предложенным заданием. Но слыша ответы этих детей, я понимала, что ребята стараются отвечать, и видна была оказываемая помощь Данилу группой. И я заметила, что Данил стал более общительным с детьми и уверенным в себе.
Задалась вопросом. Почему же группа, в которой был Данил проявила себя активно? И пришла к такому выводу: эта группа состояла из учащихся, которые находятся на одном уровне друг с другом, они стали отвечать на одном уровне с «сильными» учащимися. Таким образом, я добилась понимание темы всеми учащимися. У учащихся развивалась речь и логическое мышление, они учились слушать друг друга. Прекрасно презентовали постеры «Мой конь Кулагер».
Для создания положительного эмоционального настроя, каждый урок начинали с пожеланий, разминочных игр. На первом уроке организовала игру «Атомы.Молекулы» дети смущались, не охотно выполняли упражнения, было видно , что не готовы к такому виду общения. Ко второму уроку проводили разминку «Импульс», которую узнала на коучинге сертифицированного учителя Динары Б., тоже не всё сразу получилось, где-то «импульс» прерывался, кто-то спешил передать его не дожидаясь сигнала. На начальных уроках я считала данные игры лишь потерей времени, но позже убедилась, что они помогают детям лучше понимать и учителя и друг друга. И если на своих уроках, с целью сбережения времени, я не тратила время на подобные игры, то теперь я четко понимаю, что проведение таких игр способствуют улучшению среды в классе.
И только к 4 уроку дети стали активно выполнять все действия, строго по инструкции, говорить друг другу искренние пожелания. Как заметил мой ученик Антон, после положительных эмоций ты становишься уверенным в себе и готовым к работе.
При проведении серии уроков, я видела: как из урока в урок постепенно происходили изменения в работе групп. В начале при обсуждении дети старались говорить наперебой, мало прислушивались к «тихим» голосам середнячков, сами нарушали правила работы в группе. Спикер не всегда правильно распределял обязанности в группе, доверяя только тем, кого считал «надёжным». Многие старались выходить за счёт более сильных учеников, часто работу группы и свою оценивали по принципу « друг, товарищ, жалко».
Каким образом ученики преодолевали эти проблемы? Во-первых, на каждом уроке разрабатывали критерии оценивания для каждого задания , что позволило быть объективным в оценивании как себя, так и всей группы учитывая, что не у всех всё получается. Во- вторых, в спикеры стали выбирать того, кто по мнению группы был справедливым и честным,
В -третьих, учились поддерживать и подбадривать друг друга.
И я увидела, что выбранные мною стратегии организации групповой работы помогли ученикам реализовывать свои мысли и идеи. Ребята раскрепостились, узнали друг друга с другой стороны, чувствовалась поддержка в группе. Слабые ученики, работая в группах с сильными учениками, усвоили материал. «Малоговорящие» ученики начали раскрываться, если раньше они молчали, то после работы в группах они проявляли свои лидерские качества, выполняли защиту презентаций, учились высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. Я всегда видела, что лидерские роли в исследуемом классе выполняли Ксения, Маргарита, Роман, но на практике я увидела, что этими качествами обладает и Семен, но я этого раньше не замечала. Он смог взять на себя роль лидера, хорошо организовать работу в группе, при выполнении проекта «Чувства, вызванные прочтением легенды «Караторгай». Семен давал возможность высказаться всем в группе.
В течение всего исследования я испытывала затруднения, которые необходимо было преодолевать. Антон, Виктор, Никита неохотно меняли свои рабочие места, иногда хитрили, чтобы попасть в группу с нужным им человеком. Приходилось пересматривать стратегии деления по группам.
По окончании серии уроков я обратилась к «Голосу ученика» и ребята отметили, что групповая работа способствует сплочению коллектива, помогает понять и принять мысли других членов группы, лучше мыслить и дисциплинирует работать по установленным правилам.

К концу практики я отметила следующие изменения:
- стали говорить и работать, многие тихие и молчаливые ученики. К концу практики я отметила следующие изменения:
- стали говорить и работать , пусть и не все, тихие и молчаливые ученики. Особенно это было заметно на уроке по теме «Песня «Гакку» в легенде Ыбрая, когда моя «тихая» ученица Маргарита З. смело начала рассуждать об образе лебедя в музыке, группа её поддержала;
- пусть и не все, но многие ребята, стали осознавать, что от того как они будут работать, зависит успех команды. Когда Владимир Б. сидел скучающим видом и старался увильнуть от обсуждения проблемы, спикер Вероника, заметив его состояние, предложила ему записывать все идеи. Когда подводили итоги, группа отметила, что благодаря Володе, все прозвучавшие мысли не растерялись и прозвучали вслух. На следующем уроке он уже не позволял себе лениться, потому что понял, он-часть команды.
- постепенно начали преодолевать такой барьер-как умение свободно высказывать свои мысли и не бояться выглядеть смешными. Когда Данилу оказали ребята помощь, он стал более уверенным и не боялся высказывать сои мысли.
- Ещё одна проблема с которой я столкнулась это когда мои ученики старались оценивать работу своей группы всегда положительно, всем за все этапы урока ставили хорошие оценки. Анализируя ситуацию, я пришла к выводу, что они, во-первых, боялись получить плохую оценку, во-вторых, не понимали значимость этой работы и формально относились к нему. Предложила спикерам быть более объективными, оценивать чес но, ведь речь идёт об их собственных знаниях, указывала на то, что не все могут работать с полной отдачей, у кого-то хорошо получается, у кого-то нет. Вместе на каждом уроке корректировали критерии оценивания. К концу практики стали более объективнее, старались друг другу объяснить что и как получается , где допустили ошибку.
Категория: Опыт | Добавил: лидер (2014-10-29) | Автор: Cтупакова Оксана Александровна E
Просмотров: 2578 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2025-06-27, 7:21 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru