Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Отчет по групповым презентациям Одна из «педагогических заповедей» гласит: учитель учит детей до тех пор, пока учится сам. Думаю, что мы избрали такую профессию, в которой просто не имеем право останавливаться, мы все время должны идти вперед. Именно поэтому я решила попробовать освоить программу Курсов Кембриджского проекта по второму базовому уровню. Когда я услышала, что меня направляют на данные курсы, меня охватило чувство страха и масса вопросов в голове: а сдам ли я квалификационный экзамен, смогу ли я понять Программу и притворить ее в действие, как и с чем мне придется столкнуться, в конце концов, какие люди меня будут окружать. С первых дней курсов поняла, что мне необходимо меняться, и научить детей учиться по-новому. Анализируя свою докурсовую практику, я пришла к выводу, что всегда была сама в центре внимания, много говорила на уроке, требовала полнейшей тишины и запрещала говорить без разрешения. Будучи на практике, задумалась, как ученики теперь будут со мной общаться? Как я буду устанавливать с ними новые для них отношения? Какие могут возникнуть проблемы? И как буду их преодолевать? Самым важным была моя первая встреча с исследуемым 3 «Г» классом. Ощущение было такое, что впервые иду к ним на урок. Меня тревожило сомнение, сумею ли я до них донести новые идеи, организовать работу в группах, готовы они выйти на новый виток отношений? С такими мыслями я пришла на первый урок. Все смотрели на меня с интересом. Во- первых не видели целый месяц, во-вторых, в глазах было написано «А что интересного вы нам преподнесёте»?. Кратко я объяснила, как будем работать в течении трех недель. Для установления атмосферы сотрудничества и создания комфортных условий использовала стратегию «Мои добрые пожелания» когда дети передавали мягкое сердечко и говорили пожелания друг другу. Одной из важнейших задач было научить детей работать в группе. Ещё Мессер (2005) показал, что взаимодействие в группе сверстников играет важную роль в обучении. (Руководство для учителя). Затем при помощи геометрических фигур разделила учеников на группы, совместно мы разработали правила работы в группах. Я не ожидала, что при разработке правил работы в группе, дети будут активно вносить свои предложения. Конечно, не всегда эти правила учащимися соблюдались. Главное-ученики понимали, что эти правила требуют от них самодисциплины, уважения к себе и другим членам группы. Следующим шагом для меня была работа по формированию группы. Я применила стратегию «День рождение». Первой моей ошибкой было когда, не учтя соперничество между девочками, я в одну группу посадила Ксению и Маргариту. Они мешали работе всей команды, создавали нервозную обстановку и группа в тот день сработала плохо. В дальнейшем, учтя свой первый горький опыт, тщательно подходила к формированию группы. Мои наблюдения за группами в исследуемом 3 «Г» классе на первом уроке показали, что распределенные роли не выполнялись, в основном всю работу взяли на себя выбранные лидеры Ксения, Маргарита, Роман, Софья, не давая возможности ответить другим. Но я попросила еще раз вернуться детей к разработанным правилам, и лидеры признали свою ошибку в том, что они не давали возможности ответить остальным членам группы. На втором уроке, разделяя детей на группы методом «Атомы и молекулы» у меня получилось так, что одна группа получилась «сильная», во второй и третьей группе собрались «средние» ребята, а четвертая группа «слабая» В этой группе оказался и мой наблюдаемый слабо мотивированный ученик (Данил). У меня появилась опасность, того что дети той группы не справятся с предложенным заданием. Но слыша ответы этих детей, я понимала, что ребята стараются отвечать, и видна была оказываемая помощь Данилу группой. И я заметила, что Данил стал более общительным с детьми и уверенным в себе. Задалась вопросом. Почему же группа, в которой был Данил проявила себя активно? И пришла к такому выводу: эта группа состояла из учащихся, которые находятся на одном уровне друг с другом, они стали отвечать на одном уровне с «сильными» учащимися. Таким образом, я добилась понимание темы всеми учащимися. У учащихся развивалась речь и логическое мышление, они учились слушать друг друга. Прекрасно презентовали постеры «Мой конь Кулагер». Для создания положительного эмоционального настроя, каждый урок начинали с пожеланий, разминочных игр. На первом уроке организовала игру «Атомы.Молекулы» дети смущались, не охотно выполняли упражнения, было видно , что не готовы к такому виду общения. Ко второму уроку проводили разминку «Импульс», которую узнала на коучинге сертифицированного учителя Динары Б., тоже не всё сразу получилось, где-то «импульс» прерывался, кто-то спешил передать его не дожидаясь сигнала. На начальных уроках я считала данные игры лишь потерей времени, но позже убедилась, что они помогают детям лучше понимать и учителя и друг друга. И если на своих уроках, с целью сбережения времени, я не тратила время на подобные игры, то теперь я четко понимаю, что проведение таких игр способствуют улучшению среды в классе. И только к 4 уроку дети стали активно выполнять все действия, строго по инструкции, говорить друг другу искренние пожелания. Как заметил мой ученик Антон, после положительных эмоций ты становишься уверенным в себе и готовым к работе. При проведении серии уроков, я видела: как из урока в урок постепенно происходили изменения в работе групп. В начале при обсуждении дети старались говорить наперебой, мало прислушивались к «тихим» голосам середнячков, сами нарушали правила работы в группе. Спикер не всегда правильно распределял обязанности в группе, доверяя только тем, кого считал «надёжным». Многие старались выходить за счёт более сильных учеников, часто работу группы и свою оценивали по принципу « друг, товарищ, жалко». Каким образом ученики преодолевали эти проблемы? Во-первых, на каждом уроке разрабатывали критерии оценивания для каждого задания , что позволило быть объективным в оценивании как себя, так и всей группы учитывая, что не у всех всё получается. Во- вторых, в спикеры стали выбирать того, кто по мнению группы был справедливым и честным, В -третьих, учились поддерживать и подбадривать друг друга. И я увидела, что выбранные мною стратегии организации групповой работы помогли ученикам реализовывать свои мысли и идеи. Ребята раскрепостились, узнали друг друга с другой стороны, чувствовалась поддержка в группе. Слабые ученики, работая в группах с сильными учениками, усвоили материал. «Малоговорящие» ученики начали раскрываться, если раньше они молчали, то после работы в группах они проявляли свои лидерские качества, выполняли защиту презентаций, учились высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. Я всегда видела, что лидерские роли в исследуемом классе выполняли Ксения, Маргарита, Роман, но на практике я увидела, что этими качествами обладает и Семен, но я этого раньше не замечала. Он смог взять на себя роль лидера, хорошо организовать работу в группе, при выполнении проекта «Чувства, вызванные прочтением легенды «Караторгай». Семен давал возможность высказаться всем в группе. В течение всего исследования я испытывала затруднения, которые необходимо было преодолевать. Антон, Виктор, Никита неохотно меняли свои рабочие места, иногда хитрили, чтобы попасть в группу с нужным им человеком. Приходилось пересматривать стратегии деления по группам. По окончании серии уроков я обратилась к «Голосу ученика» и ребята отметили, что групповая работа способствует сплочению коллектива, помогает понять и принять мысли других членов группы, лучше мыслить и дисциплинирует работать по установленным правилам. К концу практики я отметила следующие изменения: - стали говорить и работать, многие тихие и молчаливые ученики. К концу практики я отметила следующие изменения: - стали говорить и работать , пусть и не все, тихие и молчаливые ученики. Особенно это было заметно на уроке по теме «Песня «Гакку» в легенде Ыбрая, когда моя «тихая» ученица Маргарита З. смело начала рассуждать об образе лебедя в музыке, группа её поддержала; - пусть и не все, но многие ребята, стали осознавать, что от того как они будут работать, зависит успех команды. Когда Владимир Б. сидел скучающим видом и старался увильнуть от обсуждения проблемы, спикер Вероника, заметив его состояние, предложила ему записывать все идеи. Когда подводили итоги, группа отметила, что благодаря Володе, все прозвучавшие мысли не растерялись и прозвучали вслух. На следующем уроке он уже не позволял себе лениться, потому что понял, он-часть команды. - постепенно начали преодолевать такой барьер-как умение свободно высказывать свои мысли и не бояться выглядеть смешными. Когда Данилу оказали ребята помощь, он стал более уверенным и не боялся высказывать сои мысли. - Ещё одна проблема с которой я столкнулась это когда мои ученики старались оценивать работу своей группы всегда положительно, всем за все этапы урока ставили хорошие оценки. Анализируя ситуацию, я пришла к выводу, что они, во-первых, боялись получить плохую оценку, во-вторых, не понимали значимость этой работы и формально относились к нему. Предложила спикерам быть более объективными, оценивать чес но, ведь речь идёт об их собственных знаниях, указывала на то, что не все могут работать с полной отдачей, у кого-то хорошо получается, у кого-то нет. Вместе на каждом уроке корректировали критерии оценивания. К концу практики стали более объективнее, старались друг другу объяснить что и как получается , где допустили ошибку. | |
Просмотров: 2578 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|