Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Культура и человек В современной мировой социогуманитарной науке сложился подход к исследованию особенностей человеческой природы как целостности через деятельность человека. С одной стороны, существует мир природы как физическая реальность, как данность, независимая от человека. С другой – человек создает свой мир, «вторую природу» - культуру. Однако культуры не было бы без природы, потому что человек творит на природном ландшафте, пользуется ресурсами природы. Велико разнообразие культур, существующих на земле. Создавая культуру как вторую среду обитания, человек во всей мощи проявляет свой многогранный творческий потенциал. Люди, живущие в разных сообществах, движимы одними и теми же потребностями но, осваивая специфические условия природы, они создают мир, в котором во многом похожи друг на друга, но во многом индивидуальны и самобытны. Итак, культура – это сфера человеческой жизни: материальной, духовной, интеллектуальной. Это понятие включает не только внутренние (духовные) качества, но и их проявление в способах деятельности и в результатах этой деятельности. Культуры органически соединять в человеке его природные и социальные качества, поскольку оно дело рук самого человека, который является одновременно и творцом культуры, и ее представителем, носителем – существом культурным. Широкое понятие культуры охватывает выраженный в языке символах и представлены в человеке мир, противостоящий природе. Культура – это уклад народа, проживающего на определенной территории, она включает историю народа и данной территории, а также ведение народом этой жизни. Широкое понимание культуры не различает правильное и неправильное, хорошее и плохое упорядочение и толкование жизни общества в целом и поведении составляющих его индивидов. Мир повседневной жизни существует, переживается и объясняется как мир организованный, однако перед каждым человеком мир предстает в его собственном переживании и объяснений. Но любое объяснение мира основано на предыдущем знакомстве с ним – на нашем личном и на передаваемом нам родителями, учителями, другими людьми. Любое сообщество людей, каждая группа вырабатывает свою собственную систему взглядов на мир, свою картину мира. С одной стороны, формирование этой системы подчинено общим закономерностям, с другой – оно отражает специфику реальной жизненной практики данной группы. Представление о мире стандарты поведения, реализуемые в повседневных действиях, обуславливаются родной для их носителей культурой. Итак, человек существует не только в природном, физическом мире, но и в символической среде, которую он создает сам. Пространство языка, искусства, религии, науки, мифологии, совместной производственной и бытовой деятельности людей – все это и составляет культуру. Социальный мир влияет на индивида не только через действия реально существующих людей, которые разговаривают, общаются, показывают пример, убеждают, но и через невидимые способы действий и объекты, созданные людьми в окружающем индивида мире. Таким образом, культура представляет собой адаптивную систему, посредством которой человек приспосабливается к окружающей среде. Культура – это продукт человеческой деятельности. В то же время культура является адаптирующей системой: каждый индивид проходит процесс культуаризации т.е. вхождения в свою родную культурную среду как целостность. | |
Просмотров: 798 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|