Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Итоговое занятие в игровой форме по модулям «Обработка тканей», «Кулинария», «Культура дома». 8класс
Алия Аменовна Байсингарова,
Учитель технологии ССШ № 2, г. Актобе.
Цель: Проверка и закрепление знаний, умений и навыков по пройденному материалу. Формирование тематического уровня знаний. Активизация творческих способностей учащихся, под¬держание интереса к предмету; совершенствование умений рабо¬тать самостоятельно и в коллективе. Воспитание эстетического вкуса, правил хорошего тона, умения сопереживать.
Демонстрации: Модели, сшитые руками учениц; выставка деко¬ративно-прикладного искусства учащихся; плакаты, высказыва¬ния знаменитых людей, пословицы и поговорки.
Что нужно приготовить к уроку: Карточки к конкурсу «Спраши¬вай бывалого»; меню, посуда, фартуки, косынки — к конкурсу «Хозяюшки»; разработать ситуации — к конкурсу «Ежели Вы вежливы...»; выполнить шесть видов образцов окантовочного шва (по два экземпляра каждого вида) и наклеить на картонки разного цвета; приготовить все необходимое для шуточного кон¬курса; эскиз модели в двух экземплярах, кроссворд - для конкур¬са капитанов; зашифровать слова для конкурса «Играем все»; приготовить казахский костюм и выбрать девочку для его демонст¬рации; придумать интересные вопросы, шарады для заполнения пауз; индивидуальные карты учета знаний; приготовить музыку; пригласить сильных учениц из других классов для работы в жюри; приготовить памятку с правильными ответами для облег¬чения работы жюри в трех экземплярах; красиво написать на ват¬мане названия конкурсов и по мере их прохождения менять над¬писи на доске «Сегодня на уроке».
Предварительное задание детям: Повторить весь пройденный ма¬териал по вопросам; приготовить сшитые на уроках изделия; придумать название команды, эмблему, девиз, пожелание ко¬манде-сопернице, пожелание жюри; придумать рекламу: для од¬ной команды — искусственной ткани, для другой -— синтетичес¬кой; испечь что-нибудь, красиво оформить рецепт, придумать слова, с которыми будет преподнесено блюдо.
Подготовка кабинета: Сдвигаем определенным образом столы, чтобы команды сидели на некотором расстоянии друг от друга; расставляем цветы, развешиваем шары, плакаты с высказывани¬ям известных людей, юмористические рисунки по теме урока, оформляем выставку детских работ; готовим рабочие места для конкурса «Хозяюшки»; на доске необходимо начертить два чер¬тежа выкройки основы цельнокроеного изделия и два кроссвор¬да — для конкурса капитанов.
Ход урока
I. Организационный момент
Перед началом урока звучит музыка В. Шаинского «Чему учат в школе».
Уважаемые гости! Дорогие девочки! Я рада приветствовать Вас на на¬шем итоговом занятии под названием «Голове работа, душе — празд¬ник», которое мы традиционно проводим в игровой форме. После нап¬ряженной будничной работы в течение года сегодня Вы имеете возмож¬ность блеснуть своими знаниями, продемонстрировать умения, которые Вы получили на уроках технологии, а также проявить находчивость и чувство юмора. Ведь только хорошо поработав, можно от души отдох¬нуть. Занятие организовано таким образом, чтобы Вы, играя, работали, а душой — отдыхали. Насколько нам это удастся — узнаем в конце урока. Я желаю обеим командам удачи и успехов! И пусть победит сильнейший!
Учитель представляет жюри, просит учащихся обратить внимание на свои рабочие места. На столах должны лежать ручки, карандаши, ластики, листы бумаги, индивидуальные карты учета знаний, в которых нужно отмечать правильные ответы. В конце урока будет назван лучший игрок.

III. Представление команд
Делу — время, потехе — час. Пора приниматься за работу. Представ¬ление команд: название, девиз, пожелание команде-сопернице, поже¬лание жюри. Высшая оценка 5 баллов.

IV. Конкурсы
«Спрашивай бывалого»
Каждой команде будет задано по 10 вопросов. За каждый правиль¬ный ответ команда получает два балла. Ответившая ученица ставит в свою карту два балла.
1. а) Влажно-тепловая обработка для предотвращения последующей усадки (Декатирование.)
б) Внесение изменений в выкройку согласно выбранному фасону (Моделирование.)
2. а) Какая мерка определяет размер плечевого изделия? (Полуобхват груди 2.)
б) Что обозначают три цифры на товарном ярлыке? (Рост, обхват груди, обхват бедер.)
3. Назови шов (на карточках).
4. Расшифруй символы по уходу за одеждой (на карточках).
5. а) Как называется шелк из Китая? (Крепдешин.)
б) Тонкая шерстяная ткань, впервые изготовленная в одном из ин¬дийских штатов (кашемир).
6. а) Внешняя форма изделий и ее заполнение (Фасон.)
б) Контурное изображение предмета на фоне другого цвета (Силуэт.)
7. а) Машина петляет сверху. Причина, методы устранения (Сильное на¬тяжение верхней нитки. Ослабить натяжение верхней нитки.).
б) Машина петляет снизу. Причина, методы устранения (Сильное на¬тяжение нижней нитки. Усилить натяжение верхней нитки или осла¬бить натяжение нижней.)
8. а) Головной убор девушки казашки ( такия.)
б) Головной убор замужней женщины (Саукеле, жаулык.)
9. а) Остатки ткани, образующиеся при раскрое изделий (Выпады.)
б) Величины, обеспечивающие свободную посадку изделия на фигу¬ре (Припуски или прибавки.)
10. а) Для переноса контуров выкроек с одной стороны детали на другую используют... (Силки или копировальные стежки.)
б) Номер машинной иглы зависит от... (Сшиваемых тканей и толщи¬ны ниток.)
«Ежели Вы вежливы...»
Вежливый человек приветлив и радушен, он внимателен по отноше¬нию к окружающим людям, ведет себя в соответствии с требованиями этикета. Что же такое этикет? Для чего он нужен?
Этикет — свод правил поведения, принятых в том или ином общест¬ве. Он распространяется на все сферы жизни, предписывает, как вести себя в различных ситуациях. Учитель раздает командам описание раз¬ных ситуаций. Задание: найти погрешности (если они есть) в поведе¬нии героев, прокомментировать их. Максимальная оценка пять баллов.
Ситуация 1:
В школьном коридоре классная руководительница Айгуль Саламатовна разговаривала с какой-то женщиной. Засунув руки в карманы, Нурлан не спеша проходил мимо.
— Здравствуйте, Айгуль Саламатовна! — поравнявшись, сказал Нурлан.
Ответ: 1. Руки в карманах держать неприлично. 2. Нужно было огра¬ничиться общим приветствием.
Ситуация 2
Катя пришла к своей подружке Ане на день рождения. Открыв дверь, хозяйка убежала в комнату к другим гостям. Поискав глазами, куда можно повесить пальто, Катя разделась и вошла в комнату. Поздоровавшись, она подошла к Ане:
— Поздравляю! — сказала Катя, протягивая подарок.
— Спасибо! — Аня отложила подарок в сторону.
Ответ: I. Хозяйка должна помочь раздеться гостю и провести его в ком¬нату. 2. Если гости не знакомы друг с другом, хозяйка должна их предста¬вить. 3. Подарки желательно посмотреть сразу и искренно поблагодарить.
«Хозяюшки»
Умение сервировать стол издавна ценилось в обществе.

Бьет полдня час, рабы служить к столу бегут,
Ведет за трапезу гостей хозяйка с хором.
Я озреваю стол — и вижу разных блюд
Цветник, поставленный узором.
Багряна ветчина, зелены щи с желтком.
Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны,
Что смоль, янтарь-икра, и с голубым пером
Там щука пестрая: прекрасны!
Прекрасно потому, что взор манит мой вкус;
Но не обилием иль чуждых стран приправой,
А что опрятно все и представляет Русь,
Припас домашний, свежий, здравый.
Г. Державин
Задание: показать свое умение сервировать стол к обеду согласно меню (один человек от команды). Максимальная оценка — 5 баллов.
«Составь план работы»
Пока «Хозяюшки» работают, команды получают новое задание.

И скажу я вам по дружбе,
Это — службишка, не служба.
Служба будет впереди.

Учитель предлагает учащимся составить план работы по изготовле¬нию цельнокроеного изделия. Образцы изделий прилагаются. Макси¬мальная оценка 5 баллов.
«Швея»
По имеющимся образцам окантовочных швов нужно выполнить их условное графическое изображение. Для удобства проверки одной ко¬манде предлагаются задания на карточках синего цвета, другой — крас¬ного (по шесть вариантов). Дети работают под музыку.
На уроках учащиеся выполняли образец окантовочного шва с зак¬рытыми срезами полоской, сложенной вдвое.
«Свет мой, зеркальце! Скажи»
Пока жюри подводит итоги, мы немного отдохнем. Шуточный кон¬курс. Помните стихи А.С. Пушкина:
Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Нужно, глядя в зеркало, не улыбаясь, с разными интонациями пять раз сказать: «Ах, какая я красивая!». Оценка два балла.
Проверка домашнего задания
Реклама искусственной и синтетической тканей. Максимальная оценка 5 баллов.
Конкурс капитанов
Звучит музыка. Мы подходим к финалу.
а) Капитаны преподносят жюри испеченные изделия с приветливы¬ми словами. Оценка 5 баллов.
б) Промоделировать выкройку согласно фасону. (Основа чертежа выкройки начерчена на доске, рисунок фасона выдается каждому капитану). Оценка 5 баллов.
в). Решить кроссворд (одинаковый для обоих капитанов).

1
2
3
4

1. Подкройная вспомогательная деталь для обработки обрезного края изделия (обтачка). 2. «Одетый с головы до ног» (сарафан). 3. Способность человека сознательно судить о красоте окружаю¬щей его природы, красоте вещей, людей (вкус). 4. Кратковременное господство определенных форм, связанное с постоянной потребностью человека в разнообразии и новизне (мода).
г) Найти неточности в казахском костюме. Девочка демонстрирует казахский костюм под музыку (Можно оставить без головного убора и т.д.)
д) Задание на сообразительность:
Загляни-ка, чтоб меня найти,
В магазин, где продают текстиль.
А найдя, с конца меня прочти —
Я в моделях юбок фасон и стиль.
(Шелк — клеш).
Подведение итогов игры
Жюри подводит итоги, называет лучшую команду.
Итог урока
Первая часть темы нашего урока звучала так: «Голове работа...» Над каким заданием пришлось хорошенько подумать, прежде чем ответить? Какое задание было самое интересное? Как вы думаете, что лучше: от¬вечать, не раздумывая, на простые вопросы или «ломать голову» над сложными, но интересными вопросами?
Вторая часть темы нашего урока «...душе — праздник». Какие зада¬ния или вопросы доставили вам удовольствие, было приятно и интерес¬но над ними работать? Какие задания показались вам простыми, неин¬тересными? Ваше отношение к проведению подобных уроков?
Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки, прощается с детьми.

Категория: Опыт | Добавил: SAULE777 (2010-02-18) | Автор: Байсингарова Алия Аменовна
Просмотров: 2306 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 5:21 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru