Специализированная средняя школа №2 Тема урока: «Обычаи и традиции казахского народа. Изготовление көрпе». Класс:6 Учитель: Байсингарова Алия. Аменовна. Цель: знакомство с культурой и традициями казахского народа, с технологией изготовления, знать понятия «текемет», «тускииз», «сырмак», «корпе», «блезик». Задачи: - образно представлять отдельные обычаи и традиции казахского народа; - развивать ассоциативное мышление; - формировать умение применять знания, полученные на уроках ИЗО, казахского языка, литературы, истории Казахстана; -воспитывать интерес и уважение к казахской национальной культуре, к традициям и обычаям казахского народа, воспитывать толерантность. Методы: наглядный, практический, частично-поисковый, ролевая игра. Формы: общеклассная, индивидуальная, парная. Наглядность: - тематическое оформление класса; - образцы казахского орнамента; - дорба; - инструкционные карты; - словарная работа на карточках. I Организационная часть. Приветствие. Готовность к уроку. II Вводная беседа. • Люди, каких наций живут у нас в городе? • А в школе? • Что такое нация? Учитель: тема нашего урока «обычаи и традиции казахского народа. Изготовление корпе». Прочитайте на доске пословицу, которая является девизом нашего урока: «Шебер қолды алтынға да сатып алалмайсың». Переведите пословицу. «Искусные руки не купишь и за золото». Как понимаете эту пословицу? Запишите тему и пословицу в тетради. III Сообщение позновательных сведений. Учитель: на уроке мы с вами познакомимся с некоторыми обычаями казахского народа и сами приобщимся к ним через выполнение работы. В Казахстане 130 народов разной национальности, все народы живут дружно. Издавна отличались русский и казахский народы гостеприимством. У русского народа почетного гостя. Жениха и невесту встречают хлебом-солью. Мне хочется заострить ваше внимание на казахском гостеприимстве (қонақжайлық). Ученица: С давних пор гостеприимство у казахов было незыблемой частью нравственных устоев. В любое время дня и ночи даже незнакомый мог прийти в дом казаха в гости. Его называют «кудай конак» (священный гость), где он окружался заботой и вниманием, для него специально резали барана или же угощали достойным его мясным блюдом. Традиции казахского гостеприимства описаны в произведениях наших выдающихся земляков Сабита Муканова и Ивана Петровича Шухова. В автобиагрофической трилогии «Школа жизни» Сабит Муканов пишет: «Раз в год родичи собирались в гости друг другу. Эти встречи обставлялись очень торжественно. Поехать в гости из бедной семьи мог только один, потому что другому уже ехать не на чем. К вечеру мы дотащились к большому озеру Есеней. Нас ждали, встречающие направляли гостей кого куда. - А вы остановитесь у Рахмета, - объявляет нам встречающий. - У Рахмета? – спрашивает мрачно Касен. – А что у него делать? Он и сам сидит голодом. - А это уже старикам говорите. Таково распоряжение. Я ничего не знаю, - равнодушно отвечает встречающий. Нечего делать, поехали к Рахмету. Юрта у него была крошечная, насквозь прокопченная, вся в дырах, щелях и заплатах, но хозяин своим радушием искупил все. Он встретил нас на дороге, учтиво поклонился, повел в юрту и торжественно усадил нас на самые почетные места. - Ну, а уж за угощение не взыщите, - сказал Рахмет, разводя руками – сами видите, как живу. – И пошел резать для нас своего единственного козленка». И не даром у казахов есть такая пословица: Хочешь богу угодить- Поклонись, творя моление. Хочешь людям угодить- Не скупись на угощение. Учитель: Поиск ключевого слова урока. Ключевое слово надо составить из выделенных букв зашифрованных слов. 1. Все то, что одеваем на тело. о д е ж д а 2. Графическое изображение деталей в масштабе или в натуральную величину. ч е р т ё ж 3. Два конца, два кольца, посередине гвоздик. н о ж н и ц ы 4. Какую страну мы носим на голове? п а н а м а 5. Профессия, связанная с созданием моделей одежды. м о д е л ь е р 6. Это вид плечевого изделия? п л а т ь е 7. Это русская национальная одежда, в ней ходила Аленушка, сестрица Иванушки. с а р а ф а н 8. Национальный головной убор казахов для повседневного ношения. т ю б е т е й к а Учитель: А что такое орнамент? IV. Учиница в роли учителя ИЗО: Орнамент применяется в декоративно-прикладном искусстве. Многие предметы быта, казахская одежда, юрты украшаются орнаментом. Богат и самобытен язык народного орнамента. А всего известно 200 видов казахского орнамента. Каждый узор может рассказать свою историю, где всегда исходными для него являлись осмысленные и переработанные формы флоры и фауны. Весь казахский орнамент делиться на 4 группы: зооморфные растительные космогонические геометрические Основным мотивом является зооморфный и особенно роговой узор - «кошкар муйиз». Этот узор чаще всего встречается. К растительным орнаментам относится переплетение цветов, бутонов, листьев. К геометрическим – относится ромб, зигзаг, треугольник. К космогоническим – относится спираль, луна, звезда. Значение цвета в орнаменте символично: Голубой- небо; белый – радость, счастье; желтый – знание, мудрость; красный – огонь, солнце; зеленый – юность, весну; черный – землю. V. ученица в роли учителя истории. Учитель истории рассказывает об истории возникновения юрты и ее оформлении. VI. выступление ученицы. При помощи орнамента казахи передавали настроение людей их отношения к окружающему миру. Например, у казахского народа долго сохранялся обычай, согласно которому девушка, вышедшая замуж и переехавшая в другой аул, должна была прислать родителям подарок, сделанный своими руками. И часто в нем с помощью орнамента девушка описывала свою жизнь. Если она в ковре изображала худого человека рядом с полным – родители плакали, получив такой подарок: дочери жилось плохо. А если клюв птицы – это означало, что девушка живет как вольная птица, и родители собирали всех родственников и друзей на пир, называемый той. Учитель: Многое ушло уже в историю, но и сейчас используемая современная одежда, предметы бы украшены казахским орнаментом. Перед вами образцы предметов быта. А как вы думаете это что? Это дорба. Рассказ об изготовлении и использовании дорбы у казахского народа. Все присутствующие на уроке получили подарки. Учитель: Нужно, чтоб эти традиции, обычаи жили в народе, а не ушли в прошлое. Чтение стихотворения «Руки» ученицей. И поэтому мы сегодня будем шить корпе. VII. практическая работа. Изготовление корпе. 1) Прочитайте инструкционную карту. Инструкционно - технологическая карта. Наложение узоров (аппликации). Порядок выполнения. Выбор орнамента. Ткань для вырезания орнамента обработайте клеевой прокладкой, чтобы не осыпалась ткань. Для этого прогладьте утюгом. Расположите выкройку орнамента на флизилин, приколите булавками, обведите по контуру. Полученный орнамент прогладьте утюгом. На лицевой стороне детали изделия расположите аппликацию и заколите булавками. Приметайте орнамент стежком игла вперед. Пришейте орнамент на швейной машине швом зигзаг. Провести влажно- тепловую обработку. 3 Повторение правил техники безопасности: С утюгом, иголками, ножницами, швейной машиной. Перед началом работы сдадим экзамен по технике безопасности, который принимать буду я, ваш экзаменатор. -Сели шить мы за машину. Держим ровно корпус, спину. Пальцы – дальше от иголки, Под косынки спрячем чёлки. Давайте, повторим все вместе: -Хранить булавки в определённом месте. -Чтоб не болели зубы и живот, -Не брать иголки и булавки в рот. На стол кладу я ножницы Кольцами к себе. Передаю я ножницы Кольцами к тебе. Сомкнутыми ножницы должны лежать всегда. Положишь их разомкнутыми – может быть беда. Чтоб доска не задымилась и не загорелась вдруг, На подставку, на подставку поскорей поставь утюг! Проследи, чтобы подошва не касалась бы шнура. Не оставь утюг включенным в кабинете до утра. - Ваш экзамен принимаю и к работе допускаю. (Выделенные фразы произносят дети.) 2) Текущий инструктаж. 1. обход - проверка правильности выполнения трудовых приемов. 2. обход - проверить завершение этапа работы. VIII. заключительный инструктаж. 1) анализ ошибок и их причины. 2) Сообщение оценок. 3) Домашнее задание. IX. закрепление. 1) сколько видов существует национального казахского орнамента? 2) На какие группы разделен орнамент? 3) Где в быту используется орнамент? 4) Понравился вам урок? 5) Составьте ЭССЕ. X. Уборка рабочего места. Ученица: С давних пор гостеприимство у казахов было незыблемой частью нравственных устоев. В любое время дня и ночи даже незнакомый мог прийти в дом казаха в гости. Его называют «кудай конак» (священный гость), где он окружался заботой и вниманием, для него специально резали барана или же угощали достойным его мясным блюдом. Традиции казахского гостеприимства описаны в произведениях наших выдающихся земляков Сабита Муканова и Ивана Петровича Шухова. В автобиагрофической трилогии «Школа жизни» Сабит Муканов пишет: «Раз в год родичи собирались в гости друг другу. Эти встречи обставлялись очень торжественно. Поехать в гости из бедной семьи мог только один, потому что другому уже ехать не на чем. К вечеру мы дотащились к большому озеру Есеней. Нас ждали, встречающие направляли гостей кого куда. - А вы остановитесь у Рахмета, - объявляет нам встречающий. - У Рахмета? – спрашивает мрачно Касен. – А что у него делать? Он и сам сидит голодом. - А это уже старикам говорите. Таково распоряжение. Я ничего не знаю, - равнодушно отвечает встречающий. Нечего делать, поехали к Рахмету. Юрта у него была крошечная, насквозь прокопченная, вся в дырах, щелях и заплатах, но хозяин своим радушием искупил все. Он встретил нас на дороге, учтиво поклонился, повел в юрту и торжественно усадил нас на самые почетные места. - Ну, а уж за угощение не взыщите, - сказал Рахмет, разводя руками – сами видите, как живу. – И пошел резать для нас своего единственного козленка». И не даром у казахов есть такая пословица: Хочешь богу угодить- Поклонись, творя моление. Хочешь людям угодить- Не скупись на угощение. IV. Учиница в роли учителя ИЗО: Орнамент применяется в декоративно-прикладном искусстве. Многие предметы быта, казахская одежда, юрты украшаются орнаментом. Богат и самобытен язык народного орнамента. А всего известно 200 видов казахского орнамента. Каждый узор может рассказать свою историю, где всегда исходными для него являлись осмысленные и переработанные формы флоры и фауны. Весь казахский орнамент делиться на 4 группы: зооморфные растительные космогонические геометрические Основным мотивом является зооморфный и особенно роговой узор - «кошкар муйиз». Этот узор чаще всего встречается. К растительным орнаментам относится переплетение цветов, бутонов, листьев. К геометрическим – относится ромб, зигзаг, треугольник. К космогоническим – относится спираль, луна, звезда. Значение цвета в орнаменте символично: Голубой- небо; белый – радость, счастье; желтый – знание, мудрость; красный – огонь, солнце; зеленый – юность, весну; черный – землю. V. ученица в роли учителя истории. Казахская юрта- кииз үй состоит из красиво изогнутых складывающихся решетчатых стен-кереге, сводчатых жердей-уыков, верхнего обруча- шанырака. Все это обвязывается веревками и ковровыми дорожками, покрывается по бокам четырьмя туырлыками, поверх их - двумя тундуком (войлочные покрытия). По размерам и внутреннему убранству юрты можно было определить степень имущественного положения ее обитателей. Войдя в богатую юрту, человек попадал в неповторимый мир орнамента. Пол застилался коврами паласного типа, текеметами, корпеше- ватными одеялами, рассчитанными на постилку для сидения, на которые рабрасывали жержастык- подушки жесткие. На стены вешали разноцветные ковры. В центре юрты ставили обычно очаг- треножник с котлом для приготовления пищи на огне. При входе в юрту слева, как полагается, висели принадлежности конской сбруи, приспособления для охоты с ловчей птицей. Чуть дальше ставилась деревянная кровать, рядом ставили набитые домашними вещами войлочные чехлы-каршын тен, а на них два три сундука, поверх которых складывались одеяла, подушки. Справа от входа ставили асадал- разборный посудный шкаф, кебеже- ларь для продуктов. VI. выступление ученицы. При помощи орнамента казахи передавали настроение людей их отношения к окружающему миру. Например, у казахского народа долго сохранялся обычай, согласно которому девушка, вышедшая замуж и переехавшая в другой аул, должна была прислать родителям подарок, сделанный своими руками. И часто в нем с помощью орнамента девушка описывала свою жизнь. Если она в ковре изображала худого человека рядом с полным – родители плакали, получив такой подарок: дочери жилось плохо. А если клюв птицы – это означало, что девушка живет как вольная птица, и родители собирали всех родственников и друзей на пир, называемый той. 3 Повторение правил техники безопасности: С утюгом, иголками, ножницами, швейной машиной. Перед началом работы сдадим экзамен по технике безопасности, который принимать буду я, ваш экзаменатор. Сели шить мы за машину. Держим ровно корпус, спину. Пальцы – дальше от иголки, Под косынки спрячем чёлки. Давайте, повторим все вместе: -Хранить булавки в определённом месте. -Чтоб не болели зубы и живот, -Не брать иголки и булавки в рот. На стол кладу я ножницы Кольцами к себе. Передаю я ножницы Кольцами к тебе. Сомкнутыми ножницы должны лежать всегда. Положишь их разомкнутыми – может быть беда. Чтоб доска не задымилась и не загорелась вдруг, На подставку, на подставку поскорей поставь утюг! Проследи, чтобы подошва не касалась бы шнура. Не оставь утюг включенным в кабинете до утра. - Ваш экзамен принимаю и к работе допускаю. (Выделенные фразы произносят дети.)
|