Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Основы исследовательской деятельности Пояснительная записка Исследовательская деятельность - это один из способов развития школьников. Выполняя собственное исследование, ученик не только приобретает новые знания, но и усваивает новые способы деятельности, развивает свой интеллект, способность к творчеству. Самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремлённость – вот тот неполный перечень качеств, которые может развить в себе ребёнок, вовлечённый в исследовательскую деятельность. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Детям присущи любознательность, желание экспериментировать, жажда новых впечатлений. Ребенок стремится познать окружающий мир. Именно это стремление к познанию создает условия для исследовательского обучения. Объект курса исследовательская деятельность учащихся 2-4 классов. Предметом курса является практическая исследовательская деятельность младших школьников. Цель проведения: -стимулирование исследовательской активности учащихся; -активизация умений делать умозаключения, отстаивать свою точку зрения; -развитие познавательных способностей. Учебная программа нацелена на формирование у младших школьников целостного восприятия окружающей действительности, активизацию познавательного интереса к изучению информации в различных направлениях, развитие творческих и исследовательских способностей детей. Программа включает в себя 6 блоков: 1 БЛОК «Сочинялки» - выполнение заданий, направленных на развитие умений создавать метафоры, тексты на заданную тему, эссе, четверостишия, синквейны. 2 БЛОК «Историческое моделирование». При проведении занятий следует использовать интерактивные формы работы, что способствует вовлечению всех учащихся в процесс обучения, развитию самооценки. Результат деятельности – составление единого « игрового поля». 3 БЛОК «Моя родословная» - Работа направлена на изучение и знание своих родовых корней; совместная поисковая деятельность с родителями; развитие правильного самосознания, понимания своего Я; развитие чувства ответственности за свою родословную. Такие проекты учат детей выступать, согласованно работать с родителями, исследовать. 4 БЛОК «Тайна моего имени» Подумать самостоятельно Что я об этом знаю? Какие мысли я могу высказать про это? Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно? Просмотреть книги и издания периодической печати по теме. Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов. Спросить у других людей. Запиши интересную информацию, полученную от других людей. Просмотреть телематериалы. Запиши то необычное, что узнал из фильмов. Использовать Интернет. Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера. Понаблюдать. Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. . 5 БЛОК Групповое и индивидуальное проектирование направлено на решение следующих задач Образовательные: сформировать у учащихся целостную картину мира; вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс; познакомить детей с этапами проектной деятельности; формировать речевые умения. Воспитательные: воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей; через содержание учебного проекта подвести учащихся к каким-то выводам. Развивающие: развивать умения проектировать, мыслить в процессе изучения тем; развивать умения работать с дополнительной литературой, расширить кругозор; развивать способности к самоконтролю действий по достижению целей и рефлексии. 6 БЛОК Защита мини-проектов. Защита – венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть «публичной», с привлечением, как авторов других работ, так и зрителей. В качестве таковых могут быть не только одноклассники, но и учащиеся других классов, а также учителя, гости школы. Защиту детских работ следует проводить как праздничное мероприятие. Для оценки результатов и присуждения дипломов формируется жюри. В состав жюри должны входить люди, авторитетные для детей. Прогнозируемый результат Работая с детьми над развитием основ исследовательской деятельности необходимо добиться формирования умений у младших школьников: 1. работать с различными источниками информации; 2. способствовать расширению своего кругозора; 3. получать опыт публичного выступления; 4. овладевать рядом практических умений и навыков. Цель учителя в этом направлении – привлечение детей к исследовательской деятельности без всякого принуждения и создание условий для формирования и развития исследовательских умений. Можно выделить следующие умения, необходимые ребенку исследователю: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ - организация рабочего места; - планирование работы. УМЕНИЯ И ЗНАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ХАРАКТЕРА - выбор темы исследования; - целеполагание; - умение выстроить структуру исследования; - методы исследования; - общелогические методы; - поиск информации. УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ - структурирование информации; - выделение главного; - упорядоченное хранение информации. УМЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕЙ РАБОТЫ - формы представления результатов (мини-проекты, презентации, рефераты, доклады и т.п.) - требования к докладу; - требования к речи докладчика. Распределение учебной нагрузки и учебного материала носит примерный характер и не ограничивает учителя в творческом решении поставленных задач. | |
Просмотров: 731 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|