Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Развитие учебно-познавательных и творческих способностей младших школьников
Основы исследовательской деятельности
Пояснительная записка
Исследовательская деятельность - это один из способов развития школьников. Выполняя собственное исследование, ученик не только приобретает новые знания, но и усваивает новые способы деятельности, развивает свой интеллект, способность к творчеству. Самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремлённость – вот тот неполный перечень качеств, которые может развить в себе ребёнок, вовлечённый в исследовательскую деятельность.
Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Детям присущи любознательность, желание экспериментировать, жажда новых впечатлений. Ребенок стремится познать окружающий мир. Именно это стремление к познанию создает условия для исследовательского обучения.
Объект курса исследовательская деятельность учащихся 2-4 классов.
Предметом курса является практическая исследовательская деятельность младших школьников.
Цель проведения:
-стимулирование исследовательской активности учащихся;
-активизация умений делать умозаключения, отстаивать свою точку зрения;
-развитие познавательных способностей.
Учебная программа нацелена на формирование у младших школьников целостного восприятия окружающей действительности, активизацию познавательного интереса к изучению информации в различных направлениях, развитие творческих и исследовательских способностей детей.
Программа включает в себя 6 блоков:

1 БЛОК «Сочинялки» - выполнение заданий, направленных на развитие умений создавать метафоры, тексты на заданную тему, эссе, четверостишия, синквейны.
2 БЛОК «Историческое моделирование».

При проведении занятий следует использовать интерактивные формы работы, что способствует вовлечению всех учащихся в процесс обучения, развитию самооценки.
Результат деятельности – составление единого « игрового поля».

3 БЛОК «Моя родословная» -
Работа направлена на изучение и знание своих родовых корней; совместная поисковая деятельность с родителями; развитие правильного самосознания, понимания своего Я; развитие чувства ответственности за свою родословную. Такие проекты учат детей выступать, согласованно работать с родителями, исследовать.

4 БЛОК «Тайна моего имени»
Подумать самостоятельно
Что я об этом знаю? Какие мысли я могу высказать про это?
Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.
Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.
Спросить у других людей.
Запиши интересную информацию, полученную от других людей.
Просмотреть телематериалы.
Запиши то необычное, что узнал из фильмов.
Использовать Интернет.
Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.
Понаблюдать.
Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. .
5 БЛОК Групповое и индивидуальное проектирование направлено на решение следующих задач
Образовательные: сформировать у учащихся целостную картину мира; вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс; познакомить детей с этапами проектной деятельности; формировать речевые умения.
Воспитательные: воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей; через содержание учебного проекта подвести учащихся к каким-то выводам.
Развивающие: развивать умения проектировать, мыслить в процессе изучения тем; развивать умения работать с дополнительной литературой, расширить кругозор; развивать способности к самоконтролю действий по достижению целей и рефлексии.
6 БЛОК Защита мини-проектов. Защита – венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть «публичной», с привлечением, как авторов других работ, так и зрителей. В качестве таковых могут быть не только одноклассники, но и учащиеся других классов, а также учителя, гости школы. Защиту детских работ следует проводить как праздничное мероприятие. Для оценки результатов и присуждения дипломов формируется жюри. В состав жюри должны входить люди, авторитетные для детей.
Прогнозируемый результат
Работая с детьми над развитием основ исследовательской деятельности необходимо добиться формирования умений у младших школьников:
1. работать с различными источниками информации;
2. способствовать расширению своего кругозора;
3. получать опыт публичного выступления;
4. овладевать рядом практических умений и навыков.

Цель учителя в этом направлении – привлечение детей к исследовательской деятельности без всякого принуждения и создание условий для формирования и развития исследовательских умений.
Можно выделить следующие умения, необходимые ребенку исследователю:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ
- организация рабочего места;
- планирование работы.
УМЕНИЯ И ЗНАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ХАРАКТЕРА
- выбор темы исследования;
- целеполагание;
- умение выстроить структуру исследования;
- методы исследования;
- общелогические методы;
- поиск информации.
УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ
- структурирование информации;
- выделение главного;
- упорядоченное хранение информации.
УМЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕЙ РАБОТЫ
- формы представления результатов (мини-проекты, презентации, рефераты, доклады и т.п.)
- требования к докладу;
- требования к речи докладчика.

Распределение учебной нагрузки и учебного материала носит примерный характер и не ограничивает учителя в творческом решении поставленных задач.
Категория: Опыт | Добавил: Наташа64 (2014-12-24) | Автор: Корунец Наталья Анатольевна E
Просмотров: 731 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 9:18 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru