Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Интеграция и внедрение семи модулей Программы на уроках русского языка в 4 классе с казахским языком обучения. От современного учителя требуется не только дать детям образование в виде системы знаний умений и навыков, но также развивать возможности своих учеников, воспитывать их личность. Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон [2007] в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. [Руководство для учителя с.144] Все это обеспечивает диалоговое обучение как основной способ введения новых знаний, который используется мною на уроках. Реализуя идеи семи модулей Программы, взяла за основу диалоговое обучение и провела урок русского языка в 4 классе с казахским языком обучения. Для себя поставила цель: применяя диалоговое обучение в классе, способствовать обогащению словарного запаса учащихся, развитию творческого мышления. Развитие диалогической речи на уроках русского языка в классах с казахским языком обучения – проблема, которую стараются решить учителя-словесники. Данная проблема требует дальнейшего методического разрешения, так как современные требования диалогической речи – научить учащихся вести беседу на изучаемом языке, не всегда и не в полной мере выполняются. Поэтому нужно искать новые методы рационального обучения диалогической речи, искать кратчайшие пути достижения желаемых результатов. Стараться, чтобы процесс обучения был посильным, интересным и увлекательным. Используя на практике диалогические методы, такие как кумулятивная беседа, исследовательская беседа, я сделала для себя вывод, что дети более активно включились в процесс обучения через обсуждение изучаемой информации, начали высказывать свои идеи, принимать решения. Так при изучении лексической темы «Осень» ученики постарались выразить свое отношение к этому времени года через кластер. И что немаловажно, делали определенные выводы, обосновывали их, а кроме этого учились работать в группе, стремились достичь согласия. С целью развития у детей речи, правильного произношения, навыков самостоятельной работы с текстом этот прием я использовала на уроке по теме «Осень. Чему я научился?» я использовала стратегию «Тонкие и толстые вопросы». Особо уделяла внимание умению слушать и оценивать своих одноклассников, выражать свои мысли на русском языке. Но не все гладко шло, как кажется, бедный словарный запас, неумение формулировать свои мысли иногда мешали достигать желаемых результатов. Приходилось помогать учащимся составлять предложения, все время требовать полного ответа. Ребята все время спешили ограничивать свой ответ одним словом. На этом этапе интересные вопросы задавали А., Е. Всегда полные ответы старалась давать М., А., а у К. не получалось формулировать свои ответы. Поэтому для себя решила, в дальнейшем продолжить работу над умением отвечать на заданные вопросы, правильно составлять предложения. Для реализации моих мыслей необходимо научить детей строить словосочетания, на основе словосочетании стоить предложения, а затем и текст. И еще одна цель, которую я преследовала в ходе своей практики – это достижение доверительных отношений с учениками, отойти от авторитарного отношения, что свойственно моей специфике преподавания, развитие коммуникабельных способностей учащихся. Если я достигну таких целей, то мои ученики смогут выражать свою точку зрения на русском языке, научатся прислушиваться к мнениям других членов группы, будут непринужденно общаться с учителем, со сверстниками, не будут стесняться неправильного произношения. Ожидаемые результаты оправдались. В первую очередь мне удалось создать благоприятный психологический климат, дети участвовали в обсуждении тем и вопросов, высказывали и отстаивали точку зрения. Усвоение материала стало более эффективным, осознанным. Дети шли на урок с желанием. Уроки стала строить таким образом, чтобы каждый ученик был вовлечен в процесс обучения, где они могли выражать свои мысли и мнения. Если же ученик неправильно отвечал, я с помощью вопросов старалась направить его в нужное русло, задавала наводящие вопросы и с помощью одноклассников приходили к единому мнению. Ученики терялись, из-за того, что некоторые вопросы требовали дополнительного времени для осмысления, а затем включались и стали чувствовать себя комфортно. Обсуждали индивидуально, а затем и в парах обсуждали свое мнение и довольны были тем, что могли высказать свое мнение. Далее отражение этого модуля в своем плане я увидела во время составления критериального оценивания при составлении текста по сюжетной картинке.. Здесь идет обсуждение: какие критерии необходимы во время пересказа, где они сами себе ставят суммативную оценку. При обмене мнениями, я предлагала предоставить слова конкретным участникам. Активизировала каждого участника, а для этого собирала максимум идей, мнений, предложений. Временную роль ведущего, конечно, поручила ученикам, которые подвели промежуточные итоги. Они проанализировали, и оценили проведенную работу, подвели итог, результаты. Для этого сопоставили сформулированную в начале урока цель с полученными результатами, сделали выводы, вынесли решения, оценили результаты, выявили их положительные и отрицательные стороны, приняли групповое решение совместно с учениками. При этом подчеркнула важность разнообразных позиций и подходов, Поблагодарила всех учеников за активную работу, выделила тех, кто помог в решении проблемы. Моя же помощь всегда нужна была для того, чтобы самооценка и саморегуляция приводили к самоутверждению личности обучаемого и взаимообогащению всех учащихся. В ходе диалогового обучения хотела сформировать «подмостки» для лучшего усвоения материла, чтобы учащиеся учились критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с друг с другом. Для этого на уроках организовала индивидуальные, парные и групповые работы, проводила ролевые игры, использовала творческие работы. Специфика преподавания языка в классах с казахским языком обучения наряду с другими предметами кардинально отличается. Здесь учащиеся пользовались толковыми словарями, словарями в конце учебника, учебниками, так как являются источником учебной информации. Используя диалоговое обучение на уроке, я выявила, что этот вид работы вызывает интерес и эмоции у детей, развивает любознательность и я согласна с высказыванием Барнса (1971), о том, что речь используется в классе и оказывает наибольшее влияние на учеников, заставляет учителя планировать уроки таким образом, чтобы учащиеся были не только пассивными слушателями, но и обучались посредством вербальных средств – это говорение, обсуждение и аргументация. Диалоговое обучение позволяет ученикам выражать свое понимание темы, осознавать и соглашаться с тем, что у людей могут быть разные идеи, содействует аргументированию учениками своих идей. А учитель, в свою очередь, понимает на какой стадии находятся ученики в процессе своего обучения. [Руководство для учителя. стр. 145] Использование исследовательской беседы дает возможность достичь поставленной цели, поэтому данная работа не осталась без внимания в моей практике. Обучение диалогу – это один из видов работы над развитием устной речи. Поэтому я обратила внимание на соотношение диалогической и монологической речи, на принципы и приемы создания коммуникативной обстановки на уроке, на особенности восприятия речи в процессе диалога, на отбор ситуаций, лежащих в основе обучения диалогу на разных этапах обучения, на способы создания диалогической речевой ситуации на уроке, на возможности использования ТСО для обучения диалогу и на отбор материала для обучения диалогу. Как показал опыт работы, одним из эффективных средств создания мотивации к изучению русского языка учащимся являются нетрадиционные методы обучения. Это ролевые игры и инсценировки. Ролевая игра – это учебный прием, при котором учащийся учится свободно говорить в рамках заданных обстоятельств. В ролевой игре обязательным элементом является разрешение проблемной ситуации. Поэтому я использовала ролевую игру, «Мы корзиночки несем», которые основаны на решении проблемы, способствует развитию коммуникативной деятельности учащихся. Чтобы решить поставленную задачу учащиеся вынуждены общаться между собой, этот процесс проходит естественным путем. К тому же постановка проблемы и необходимость ее решения служат также развитию критического мышления у учащихся. Учащиеся учились логически мыслить, пытались аргументировать, убеждать собеседника. Перед инсценировкой песенки «Мы корзиночки несем» ознакомила учащихся с ситуацией. Учащиеся познакомились с текстом. Далее предложила необходимый для инсценировки реквизит. Для демонстрации учащиеся должны были выбрать соответственно роли необходимые предметы. Но прежде поставила цель: каждый ученик должен был обсудить, что необходимо для инсценировки, стараясь употребить в диалоге как больше знакомых слов и структур. Девочки выбрали корзиночки, рисунки овощей и фруктов. Обязательным условием было то, что ученики должны были аргументировать свой выбор. У мальчиков была короткая роль, но значимая. Использование театра на уроке показывает высокую эффективность этого приема, прежде всего для развития навыков и умений неподготовленной устной речи на основе мотивации речевых действий. Мало кто из учащихся остается равнодушным перед возможностью попробовать в актерском амплуа, все дети становятся активными участниками использования русского языка, но ученик К. долго не соглашался выйти к доске и продемонстрировать свою роль. Анализируя свой урок, я пришла к выводу, что ученик стеснялся своего произношения. В дальнейшем запланировала разнообразные виды словарной работы, которые будут развивать связную речь учащихся и их произношение. Для достижения намеченных целей и овладения новым лексическом материалом на четвертом уроке применила ролевую игру «Магазин модной одежды». Дети с удовольствием подбирали одежду гостям города Джонни и Кетти. Далее обосновывали, почему именно подобрали ту или иную одежду для кукол. Считаю, что именно такая работа способствует развитию связной речи учащихся. В заключение я поблагодарила актеров, просила назвать лучшего ученика, кто лучше всех принимал участие в инсценировке. Все дети с большим интересом участвовали в ролевой игре, в выборе реквизитов, а в выборе одежды показали как они разбираются в сезонной одежде. Показали, что у многих учащихся есть вкус, подбирали одежду соответственно цвета одежды, обуви и т.д. Ролевая игра и инсценировка прошли на высоком уровне. Я и дети остались довольны этим уроком. Таким образом, нетрадиционные методы обучения диалогической речи дают сильный мотив к изучению языка, создается языковая среда, приближенная к естественной. Есть возможность активизировать на этой основе практически весь программный лексико-грамматический материал начального и последующих этапов обучения. Учащиеся быстро овладевают речевыми конструкциями, потом автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода. Школьники с удовольствием говорят на русском языке. Такие занятия дают дополнительную возможность для развития навыков аудирования: ребята воспринимают на слух речь, знакомятся с литературой страны изучаемого языка, которые способствуют эстетическому воспитанию учащихся, приобщению их к культуре. Интегрируя семь модулей Программы на уроках русского языка, а именно «Обучение критическому мышлению» на четвертом уроке применила стратегию «6 шляп мышления», где за основу взяла 4 шляпы – это белая, желтая, черная, зеленая шляпы. Так как это 4 класс, работу немного облегчила. Для обсуждения был предложен текст «Осень». Обсуждение шло в тройках. Когда учащиеся вышли к доске, чтобы высказать свои суждения, я была изумлена. Это было настоящее чудо! Учащиеся начальной школы с казахским языком выступили отлично. Особенно мне понравилось креативное мнение Муниры. Она так четко преподнесла свое выступление: это и букет маме из желтых листьев, это и куртка, которую купила мама, и она с нетерпением ждала осени, чтобы блеснуть перед одноклассницами, это модный зонт. Но были и трудности при реализации данной стратегии, учащиеся не сразу поняли, чего же учитель хочет от них. Пришлось заново объяснить задание. И на данную работу ушло больше времени, чем запланировала. Несмотря на возникшую проблему именно эта стратегия хорошо способствовала развитию устной речи, где присутствовала диалогическая беседа, так как в ходе обсуждения учащиеся задавали друг другу вопросы по тексту, делились мнениями, в конце приходили к единому мнению. После проведения серии последовательных уроков я пришла к выводу, что диалоговое обучение формирует навыки разговорной речи, развивает познавательные и коммуникативные навыки, дает возможность изучать языки, понимать цели урока и достигать их к концу урока. Для решения возникших трудностей во время практики, мне необходимо совершенствовать применение стратегий модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» на уроках, чтобы привлечь слабомотивированных учеников к обучению, продолжу работу над развитием речи, а для этого применю такие стратегии, как «Составь словосочетание», «Составь предложение по схеме», «Составь текст». Использованная литература: 1. Руководство для учителя, 3 (базовый) уровень, 2014 2. Ресурсы 1 этапа «Лицом к лицу». Неделя № 3, день №4 | |
Просмотров: 1729 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|