Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Повышение интереса к урокам русского языка с использованием занимательных и игровых материалов.
Повышение интереса к урокам русского языка с использованием занимательных и игровых материалов.

Русский язык по праву считается одним из самых богатых и выразительных языков мира. О силе и красоте русского языка писали М.В.Ломоносов и А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь и Л.Н.Толстой, А.П.Чехов и А.М.Горький.
Одной из богатейших возможностей выразительности русского языка является неисчислимый запас его лексики.
Актуальность. В настоящее время главными задачами учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умение видеть перспективу применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем. Русский язык является одним из сложных и не самым интересным предметом в школе. Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным.
Формирование интереса к русскому языку-актуальнейшая проблема современной педагогики. Для учителей-это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, имеют мотивацию, интерес к обучению, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает.
Необходимость глубокого изучения русского языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, обслуживая членов общества в их общении между собой, средством выражения чувств, настроений.
Знание русского языка способствует лучшему усвоению других учебных предметов, является фундаментом общего образования учащихся. Без владения языком невозможна никакая познавательная работа, потому что язык неразрывно связан с мышлением. Не зря говорят в народе, что «вначале аз да буки, а потом другие науки».
По тому, как говорит человек, судят о том, насколько он образован. А ведь это не пустяк. Сегодня русский язык является основным экзаменом по окончании школы, результаты ЕНТ по русскому языку влияют на поступление в ВУЗы.
Школа должна дать своим ученикам определённую систему теоретических знаний по русскому языку, дающую базу для усвоения орфографических, грамматических, орфоэпических умений и навыков.
Передо мной всегда стоит задача повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний.
Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. Интерес школьников зависит от того, насколько продумана учителем работа детей на уроке. Учеников привлекает прежде всего тот предмет, который «хорошо поставлен», где особенно интересно и успешно протекает их деятельность. Обычно хороший урок создаёт одну из первых предпосылок к более углубленному изучению предмета. Многое зависит от педагогического мастерства учителя, от его умения преподавать научно, преподавать педагогично, преподавать эмоционально. Вспомним известные слова Л.Н.Толстого: «Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай её, и ученики тебя полюбят, и науку, и ты воспитаешь их; но если ты сам не любишь её, то, сколько бы ты ни заставлял учить её, наука не произведёт воспитательного влияния».
На уроках русского языка стремлюсь раскрыть перед учениками красоту, богатство русского языка, стремлюсь показывать его многообразные возможности, приучаю их вдумчиво относиться к слову, обращаться к словарям, справочникам, бороться за культуру речи.
Большую роль в развитии интереса к русскому языку играет, бесспорно, внеклассная работа, проводимая в различных формах (кружки, факультативы, конкурсы, викторины, утренники, «недели», устные журналы и т.д.) Внеклассная работа идёт в тесном контакте с уроками. Это создаёт живой интерес учащихся в целом к учебному предмету.
Одним из путей решения вопроса по повышению интереса к русскому языку является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Игра очень созвучна природе ребёнка. «В детском возрасте,- писал А.Макаренко,-игра-это норма, и ребёнок должен всегда играть, даже когда делает серьёзное дело». В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Обычно интересно бывает на таких занятиях, которые проводятся живо и эмоционально, с использованием занимательных и игровых материалов. У детей младшего школьного возраста слабо развито абстрактное мышление. Их психика требует чего-то неожиданного, интересного. Осознание понятий рождается у них на основе конкретного материала.
На уроках и внеклассных занятиях можно организовать грамматические игры, развивающие творческие способности детей (материал по занимательной грамматике предоставляет большие возможности для этого). С каким удовольствием дети придумывают шарады, загадки, кроссворды!
Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание.
Анализ педагогической деятельности по проведению дидактических игр на уроках русского языка с целью повышения интереса к предмету.
Игра может быть проведена на любом этапе урока. В начале урока цель игры- организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока игра решает задачу усвоения темы. В конце урока носит поисковый характер. В системе уроков по теме можно подобрать игры на разные виды деятельности. Для поддержания интереса к русскому языку я использую много игрового материала. Мною собрана «Копилка занимательного материала и дидактических игр» (Приложение)
Учитывая основы изученных теоретических подходов передовых педагогов и психологов к решению проблемы повышения интереса к урокам русского языка у школьников, с опорой на педагогические условия организации и проведения игр на уроках русского языка, способствующих повышению интереса к данному предмету, я стремлюсь включать в урок различные занимательные моменты и дидактические игры.
Хотя материал курса русского языка сложен, но дети стараются понять тот материал, который им предложен учебной программой. Многие проявляют интерес к этому предмету, активно работают на уроке. Основная масса учащихся моего класса к учёбе относится ответственно. Благодаря проведённым исследованиям и анализу практической деятельности с использованием занимательного материала и дидактических игр как средство обучения, можно говорить о том, что игра повышает интерес к русскому языку, стимулирует деятельность школьников. Игра воспитывает желание и умение учиться, создаёт такой эмоциональный фон урока, который помогает детям лучше и глубже усвоить содержание материала.
Анализируя результаты теоретических исследований литературы, передового опыта педагогов- новаторов, современных педагогов, психологов и, конечно, свой педагогический опыт по проблеме повышения интереса к русскому языку, можно сделать вывод о том, что игра имеет огромное значение в обучении младших школьников. Игра не потеряла своей значимости и в современном обучении детей, она постоянно изменяется, обновляется и совершенствуется. Применение игры в обучении благотворно влияет на качество усвоения учебного материала за счёт повышения интереса к предмету. А интерес прекрасно стимулирует деятельность школьников и является одним из главных мотивов учения.
Категория: Опыт | Добавил: Любовь9993 (2015-01-11) | Автор: Косатова Любовь Алексеевна E
Просмотров: 1170 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 9:17 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru