Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Психолого - педагогический консилиум в 5-х классах. КГУ «Школа – Лицей города Зыряновска». 2014-2015 у.г. Изучать – чтобы знать, Знать – чтобы понять, Понять – чтобы помочь Изучение процесса адаптации учащихся 5-х классов к новой организации обучения осуществлялось в сентябре – ноябре в соответствии с комплексным планом. Цель: изучение трудностей адаптационного периода пятиклассников, выявление причин, вызывающих затруднения у учеников и учителей, разработка УВ и управленческих мер по устранению этих причин, определение основных направлений совместной работы педагогического коллектива, ученического коллектива по оптимизации образовательного процесса в параллели 5-х классов. Методы: • анкетирование • наблюдение уроков • экспертиза • документальный контроль • собеседование • психологическая диагностика Объекты изучения: • школьная документация • УВП в 5-х классах • собеседование с педагогами и учащимися • анкетирование • результаты диагностических исследований В рамках педконсилиума администрацией лицея посещены уроки.Изучено учебно-методическое обеспечение учебного процесса. В ходе проверки установлено, учителя имеют календарно-тематическое планирование, соответствующее образовательным программам МОиН РК. В планах указаны цели, основные знания и умения, которые должны быть сформированы у уч-ся, оборудование и учебно-методическая литература. Учителя имеют УМК, учащиеся на 100% обеспечены учебниками, рекомендованные МОиН РК, соответствующие базисному учебному плану, ГОСО. Экспертиза реализации учителями – предметниками общеобразовательных программ по предметам установила следующее: (справка менеджера о прохождении программного материала). Таким образом, общеобразовательные программы, тематическое планирование и учебно-методический комплекс, включающий учебники, методическую литературу, соответствуют учебному плану школы и ГОСО РК. Кадровое обеспечение УВП в 5-х классах № ФИО учителя Предмет Образование Категория Стаж Всего педагогов –12, из них с высшим образованием 11 - 92% педагогов По категории: Высшая – 4 (33,3%) Первая – 3 (25%) Вторая – 2 (16,6%) Без категории –3 (25%) Доля учителей высшей и первой категории составляет -58,3% По стажу: менее 3 лет – 1 ( 8,3%), от 3 до 8 лет – 3 ( 25%), от 9 до 16 лет – 2 ( 16,6%), от 17 до 20 лет – 1 (8,3%), свыше 20 лет -5 (41,6%) Полученные процентные показатели позволяют сделать вывод о том, что в целом, малый педагогический коллектив 5-х классов обладает необходимыми теоретическими, практическими знаниями и умениями, позволяющими на достаточном и оптимальном уровнях реализовать требования программ общеобразовательной школы, учитывая запросы, предпочтения, способности каждого учащегося, родителя. Таким образом, РУП в 5-х классах обеспечен кадрами соответствующей квалификации и соответствующего уровня образования. В этой параллели работает один совместитель – учитель ИЗО и музыки. Курсовую подготовку необходимо пройти педагогам: Уровневые курсы рекомендуем пройти педагогам: Переход из начального звена школьного обучения в среднее – непростой этап в жизни ученика: из-за смены структуры, содержания обучения у детей происходят изменения психологического и деятельностного характера. Изменившиеся условия учения предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному, и к личностному развитию учащихся. Основные трудности перехода в среднее звено: • новая социальная роль, более высокие требования к самоконтролю, большая ответственность • существенные изменения в психике ребенка. «Чувство взрослости» не подкрепленное еще реальной ответственностью, - особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром. • Возрастает состояние стресса • Увеличение учебной нагрузки, возрастает сложность заданий • Кабинетная система, учителя-предметники • Сложность адаптации к учителям • Переутомление • Многообразие приемов работы на уроке и их отличие от начальной школы • Отсутствие единства требований приводит к безответственному отношению ученика к учению Все эти причины неизменно приводят к снижению качества успеваемости. Как детям освоиться с новыми условиями и требованиями? Какого стиля взаимоотношений придерживаться родителям в адаптационный период? Как учителю организовать психолого – педагогическую поддержку учеников? Дети в школе часто страдают от непонимания, страха или просто застенчивости. Взрослые могут помочь ребенку преодолеть эти трудности, ведь сохранение его психического здоровья – необходимая предпосылка здоровья физического, школьной успешности и социальной адаптированности. Как родителям, так и всем педагогам, работающим в среднем звене школы, важно знать, что многие патологические изменения состояния здоровья школьников в процессе обучения обусловлены нарушением приспособительной деятельности при изменении социальных условий. В связи с этим главные задачи УВП в 5-х классах: Адаптация учащихся 5-х классов к условиям школы-лицея. Создание системы получения учащимися качественного образования. Укрепление и сохранение здоровья детей Организация работы на основе новых стратегий и подходов, активных, интерактивных методов обучения, приемов новых педагогических технологий, здоровьесберегающих приемов в рамках психолого-педагогического сопровождения. Результаты педагогического мониторинга качества знаний учащихся 5-х классов за 1 четверть Класс Всего учащихся отличников хорошистов Качество знаний, % 5 А 23 3 12 65,2 5 Б 20 1 11 60 5 В 17 3 10 76,4 Итого 60 7 33 67,2 Класс Годы учебы Качество знаний, % Уровень знаний 5 А 2013-2014 (4 класс) 2014-2015 (5 класс) 78,2 65,2 Высокий допустимый Динамика -13% 5 Б 2013-2014 (4 класс) 2014-2015 (5 класс) 85 60 Высокий допустимый Динамика -25% 5 В 2013-2014 (4 класс) 2014-2015 (5 класс) 82,3 76,4 Высокий высокий Динамика -5,9% 5 классы 2013-2014 (4 класс) 2014-2015 (5 класс) 81,8 67,2 Высокий Допустимый Динамика -14,6% Проанализировав результативность обучения за первую четверть обнаруживаем падение качества знаний учащихся по сравнению с итогами 4 класса с высокого уровня до допустимого, на 14,6%, что можно объяснить адаптационным периодом. Качество знаний в разрезе предметов Класс Математ Казах. язык Русский язык Литература Англ. язык 5А 91,3 65,2 65,2 69,5 73,9 5Б 85 75 70 80 85 5В 76,4 82,3 76,4 76,4 88,2 5 класс 84,2 74,1 70,5 75,3 82,3 Высокий уровень качества знаний по итогам 1 четверти по: математике, русской литературе, английскому языку. На допустимом уровне качество знаний по казахскому языку, русскому языку. Из 5 отличников 5А класса снизили успеваемость 2, хорошистов осталось 12 из 13. В 5Б классе все 5 отличников снизили успеваемость, хорошистов – 11 из 13. Из 4 отличников 5б класса снизили успеваемость 1, хорошистов осталось 10 из 10. Обратить внимание на учащихся, которые могут учиться на «Отлично»: (слово классным руководителям) 5 А класс 5 Б класс 5в класс Учащиеся, которые могут учиться на «4» и «5»: 5 А класс 5 Б класс 5в класс Слабоуспевающие учащиеся: 5А класс –5Б класс –5 в класс Пропуски занятий. Часто пропускают занятия: 5 А класс- 5б класс- 5в класс- Всего пропущено за сентябрь в 5а – 210 уроков, в 5б -156 уроков, в 5в – 235 уроков. Пропущено за октябрь: в 5а - , в 5б – 120 уроков, в 5в – 33 урока Учащиеся, не выполняющие домашние задания: 5А – 5Б – 5 В Не выполняют требования учителя: 5А 5Б 5В – Проблемные учащиеся 5А – 5Б – 5В – нет Понизили успеваемость в 5А – 5Б – 5В. В сентябре месяце проведен входной контроль по основным предметам: казахский язык, русский язык, математика. Цель – определить состояние и уровень сформированности ОУЗУН учащихся, выявить динамику формирования ОУЗУН, а также факторы и условия, стимулирующие и препятствующие формированию ОУЗУН. Сравнение итогов стартового контроля с итогами 2013-2014 у.г. класс 2013 -2014 у.г. 2014 – 2015 у.г. Не справились с работой Сравнение результатов К/З СОУ К/З СОУ 5 кл 88 73 63 59 6 - 25%; - 14% Не справились с работой в 5 А классе - нет, в 5Б – 4 ученика, в 5 В – 2 ученика (всего 6 учеников). Вывод: по итогам входного контроля качество знаний учащихся находится на допустимом уровне, несмотря на то, что произошло снижение качества знаний, что объясняется трудностями адаптационного периода. Количество уч-ся, подтвердивших, повысивших, понизивших годовую оценку класс Подтвердили итоговую оценку Понизили итоговую оценку Повысили итоговую оценку 5 А 8 8 5 5 Б 4 14 2 5В 6 6 3 Итого 5 классы 18 28 10 Проблемы: Не владеют вычислительными навыками, не владеют навыками быстрого счета, математическая речь не развита, не умеют записывать условия задачи. Типичные ошибки: 1. решение уравнений (не могут найти неизвестный компонент в уравнении) 2. ошибки в решении задачи 3. ошибки при вычислении Итоги входного контроля знаний по казахскому языку. Учитель: Дата проведения: 15.09.2014г. Форма проведения – диктант. Цель: проверить уровень усвоения уч-ся ЗУН по ГОСО: проверить навыки грамотного письма, знания по фонетике, умения правильно строить простейшие модели предложения. Требования к ГОСО к ЗУН уч-ся 4-х классов: Сравнение итогов стартового контроля с итогами 2013-2014 у.г. Учитель класс 2013-2014 у.г. 2014 – 2015 у.г. Сравнение результатов К/З СОУ К/З СОУ Сибитова Д.И. 5А 85,7 72 55,5 51,1 -30,2%; -20,9% 5Б 81 70,6 40 41,8 -41%; -28,8% 5В 77,7 73,7 38,4 39 -39,3%;34,7% Итого 5 класс 81,4 72,1 44,6 43,9 -36,8%; -28,2% Не справились с работой в 5 а классе – 4 ученика, отсутствовали 3, в 5б классе – 4ученика, отсутствовали 4 ученика, в 5в классе – 5 учеников, отсутствовали2 ученика. Качество знаний по итогам входного контроля находится на критическом уровне, произошло снижение качества знаний учащихся на 36,8% по сравнению с итогами 4 класса. Количество уч-ся, подтвердивших, повысивших, понизивших годовую оценку класс Подтвердили итоговую оценку Понизили итоговую оценку Повысили итоговую оценку 5а 7 13 5б 19 5в 1 14 итого 8 46 По итогам входного контроля выявлены следующие типичные ошибки: Специфические буквы, личные окончания, виды гласных и согласных, порядковое числительное, невнимательность, пробелы в знаниях Итоги стартового контроля по русскому языку. Учитель: Входной контроль проведен в форме диктанта 10.09.2014г. Цель – проверить состояние ЗУН учащихся по предмету, получить стартовую информацию для наблюдения динамики качества обучения, наметить пути ликвидации пробелов в знаниях учащихся. Сравнение итогов стартового контроля с итогами 2013-2014 у.г. класс 2013 -2014 у.г. 2014 – 2015 у.г. Не справились с работой Сравнение результатов К/З СОУ К/З СОУ 5 А 82,6 68,5 27,7 36,4 6 -54,9%; - 32,1% 5 Б 90 72 5 29,9 9 -85%; - 42,1% 5В 76,4 68 15,3 26,7 7 61,1%; - 38,5% Итого 5 кл 83 69,5 16 31 22 -67%; - 38,5% Написали на «5» - нет, на «4» - Качество знаний по итогам входного контроля находится на критическом уровне, произошло снижение показателя на 67%. Количество уч-ся, подтвердивших, повысивших, понизивших годовую оценку класс Подтвердили итоговую оценку Понизили итоговую оценку Повысили итоговую оценку 5 А 2 16 - 5 Б 16 - 5В 1 11 - Итого 5 классы Большинство учащихся показали результаты ниже годовой оценки. Причины: Недостаточная психологическая подготовленность учащихся к переходу в 5 класс, завышенная (необъективная) оценка по итогам начального звена, отсутствие преемственности. Рекомендации к дальнейшей работе: учителям казахского языка, русского языка, математики ликвидировать пробелы в знаниях учащихся, с этой целью организовать целенаправленную работу по предупреждению отставания уч-ся; в системе осуществлять тематический учет знаний учащихся; в системе осуществлять повторение важнейших тем урока; не допускать пробелов в ЗУНах учащихся Наблюдение уроков в 5-х классах. Единые требования к ОУУН учащихся 5 классов предъявляются педагогами: Данными учителями правильно и обоснованно ставятся цели урока, с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса. Структура уроков соответствует его целям, типу. Содержание всех посещенных уроков соответствует ГОСО и принципам научности и в то же время доступности. Учителя правильно подводят учащихся к восприятию новых знаний, выделяют главную идею нового материала, работают над формированием новых понятий, обоснованно и правильно отбирают методы, приемы, средства обучения, которые соответствуют СУМ поставленным целям, учебным возможностям данного класса. На всех уроках организуется самостоятельная работа уч-ся. На уроках данных учителей создаются условия для самовыражения учащихся. Реализована обратная связь с учащимися на репродуктивном и творческом уровнях. Учащиеся на уроках этих учителей проявляют активность, интерес, самостоятельность, культуру труда и дисциплину, а это оказывает влияние на прочность знаний. На всех уроках осуществляется формирование ОУУН в соответствии с программой. Не всегда создается благоприятный психологический фон на уроке (имеет место повышения тона со стороны учителей), ситуация успеха, используются здровьесберегающие приемы, используются приемы ИКТ. На уроках истории Казахстана, самопознания, технология наблюдаются проблемы: • не всегда рационально используется время урока; • не всегда эффективно используется наглядность, дидактический материал, а на некоторых уроках он отсутствует совсем; • неумение поддерживать внимание школьников на протяжении всего урока, • затруднения в распределении внимания между всеми учащимися, острая реакция на любые отклонения в поведении уч-ся, однообразная структура урока, предпочтение объяснительно – иллюстративного типа обучения и как следствие всего этого отсутствие не только дисциплины, но и работоспособности уч-ся, пассивность, потеря внимания и интереса. Данные факты могут привести к снижению мотивации уч-ся, чего мы не должны допустить Проблемы в УВП в 5 классах: • не в достаточной степени используются активные и интерактивные методы обучения; • не в полной мере реализуется индивидуальный и дифференцированный подход в обучении; • не в полной мере осуществляется процесс актуализации опорных знаний, умений учащихся, повторение ранее изученных тем; • текущий контроль проводится не по каждому элементу содержания учебного материала для своевременного выявления отставания и ликвидации пробелов в ЗУН; • присутствуют случаи отсутствия логического завершения урока (нет рефлексии, подведения итогов урока, домашнее задание со звонком, задержка детей на переменах) Создание механизма формирования здоровьесберегающей среды в лицее одна из главных задач. Состояние здоровья учащихся. Скрининговые исследования. Анализ заболеваемости учащихся 5-х классов КГУ «Школа – Лицей города Зыряновска» Основные заболевания 5 А 5Б 5В 5 класс Плоскостопие 1 1 1 3 Миопия 1 2 1 4 ВСД 1 1 2 Ожирение 3 1 1 5 Спазм аккомодации 1 1 кардиопатия 2 1 3 эндемический зоб 1 б/астма 1 1 пиелонефрит 2 2 пищевая аллергия 1 1 2 1 Выводы: среди учащихся 5 классов преобладают следующие заболевания: ожирение, миопия, плоскостопие. Задача для едицинского работника – выявление причин заболеваемости; Задачи школы – профилактическая деятельность и рациональная организация УВП, направленные на предупреждение возникновения заболеваний. Задачи педагогов – предметников по укреплению здоровья школьников: • Создание ситуации успеха; • творческие задания и упражнения; • создание благоприятного психологического фона; • интерактивные методы и формы обучения, использование возможностей интерактивной доски; • учет возрастных и индивидуальных особенностей организма; • смена видов деятельности; • Личностно – ориентированный подход Педагоги имеют возможность влиять на учебную нагрузку, обеспечивать оптимальный объем двигательной активности обучающихся, содействовать созданию психологического комфорта на уроках и дома. Профилактическая деятельность по сохранению и укреплению здоровья включает 2 основных направления: Физкультурно – оздоровительная работа; Психолого – педагогическая диагностика и коррекция неблагоприятных состояний Задачи классного руководителя по укреплению здоровья школьников: • Анализ педагогической ситуации по критериям педагогики здоровья; • Изучение индивидуально – типологических особенностей; • Создание в классном коллективе условий, формирующих стремление к здоровому образу жизни; • Сотрудничество с медицинским персоналом и психологической службой школы для изучения физического и психического состояния и возможной коррекции здоровья; • Организация мероприятий, формирующих позитивное отношение к занятиям физкультурой и спортом Одно из требований к деятельности учителя в 5-х классах – осуществление УВП на деятельностно – коммуникативной основе и гуманно – личностном подходе. С целью определения комфортности обучения пятиклассников в лицее и на уроках, а также предметных предпочтений проведено анкетирование. Результаты анкетирования: 1. Интересно ли тебе учиться в лицее? 5а 5б 5 в 5 класс Интересно ли тебе учиться в лицее? да 22 19 16 57 нет 0 0 0 0 2. На каких уроках ты получаешь прочные знания? Предмет 5А 5Б 5 В 5 класс Казахский язык 12 11 4 27 Казахская литература 1 2 3 Русский язык 14 13 10 37 Русская литература 9 5 5 19 Английский язык 12 17 29 Математика 22 17 13 52 Информатика 1 4 5 История Казахстана 5 2 7 Естествознание 1 7 2 10 Изо 1 1 музыка 3 3 Физкультура 8 3 11 Самопознание 1 2 3 технология 2 5 4 11 основы предпринимательства 7 3 5 8 на всех 2 2 3. На какие уроки ты ходишь с удовольствием? Предмет 5А 5Б 5 В 5 класс Казахский язык 7 3 1 11 Казахская литература 1 1 Русский язык 3 1 4 8 Русская литература 2 1 1 4 Английский язык 7 6 13 информатика 1 3 1 5 Математика 18 11 6 35 История Казахстана 5 1 6 Естествознание 2 1 3 Изо 2 1 3 Музыка 1 1 2 Физкультура 14 5 19 Самопознание 3 1 4 все 7 7 Технология 1 3 5 9 основы предпринимательства 5 2 8 15 практикум по естествознанию 2 3 1 6 4 Бывают ли у тебя конфликты с учителями? 5 А класс: да - 4; нет – 18 5 Б класс: да – 4; нет – 15 5В класс: да - 2; нет -14 5 класс: да – 10; нет - 47 5. Какой предмет тебе дается трудно? Предмет 5А 5Б 5 В 5 класс Казахский язык 14 3 4 21 Казахская литература 1 1 2 Русский язык 12 5 1 18 Литература 2 2 Английский язык 3 3 1 7 Математика 6 2 8 16 Информатика История Казахстана 1 1 Естествознание 7 2 1 10 Не испытываю трудности основы предпринимательства 2 2 6. какие предметы ты исключил бы из расписания? Почему? Предмет 5А 5Б 5 В 5 класс Казахский язык 7 1 6 14 Казахская литература 3 1 3 7 Русский язык 3 3 6 литература 3 3 Английский язык 1 1 Математика 3 3 самопознание 3 3 физкультура 3 3 технология 4 1 5 основы предпринимательства 1 2 3 естествознание 7 1 2 10 музыка 2 4 6 изо 1 1 7 9 7. Сколько времени у тебя уходит на подготовку домашнего задания? Время 5 А класс 5 Б класс 5 В 5 класс 30 минут 0 1 3 4 1 час 4 4 1 – 2 часа 11 13 2 26 2 – 3 часа 11 4 6 21 Более 3-х часов 0 1 1 2 8. По каким предметам ты более качественно готовишь домашнее задание? Предмет 5А 5Б 5 В 5 класс Казахский язык 4 5 2 11 Казахская литература Русский язык 7 7 9 23 Литература 2 2 Английский язык 9 6 15 Математика 11 12 10 33 информатика 1 1 2 история Казахстана 1 1 самопознание 1 1 изо 1 1 физкультура 1 1 естествознание 1 3 4 технология 1 1 основы предпринимательства 2 1 3 по всем 7 7 С какими трудностями столкнулся в лицее? 5А – тяжело учиться -4; много задают на дом, строгие учителя, много новых уроков, сложные языки, долго нахожусь в школе, дежурные. 5Б – нет трудностей – 9; больше требуют, классный час в среду, казахская литература, английский язык, не понимают учителя. 5 В – много задают на дом – 12; много уроков – 3; поздно прихожу домой – 3; нет затруднений -2. По результатам анкетирования можно сделать выводы: всем пятиклассникам комфортно обучаться в лицее, большинство пяти классиков проявляют интерес на уроках, получают прочные знания на уроках математики, казахского языка, русского языка и литературы. С удовольствием ходят на уроки математики, физкультуры, русского языка и литературы, английского языка, казахского языка, изо. Трудно даются предметы казахский язык, английский язык, казахская литература, математика. На подготовку домашнего задания уходит от1 до 3 часов. Качественно готовят домашнее задание по математике, казахскому языку, русскому языку и литературе. Предложения: продолжить работу по созданию благоприятного психологического климата, отношения сотрудничества между учащимися и учителем, основанных на взаимном уважении, это одно из важных условий организации УВП. ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников. Уделять особое внимание организации учебного процесса: готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте); Сделать нормой единые дисциплинарные требования: начинать урок со звонком; готовиться к уроку на перемене; прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика; поднятая рука - это сигнал вопроса или ответа; отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим к доске. Урок заканчиваем со звонком, не задерживаем детей. Домашнее задание не оставляем на самый конец урока - его надо прокомментировать, дать инструкции по оформлению. Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их. Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен проходить с частой сменой видов деятельности, включать валеопаузу. На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача- формирование речевых, коммуникативных умений. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями. Особое внимание на всех уроках уделять развитию поэтапных навыков работы с текстом. Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных. Классный руководитель должен периодически повторять их с учащимися. Не используйте дневник для записи дисциплинарных замечаний, найдите индивидуальные формы работы с ребенком и семьей. Своевременность записей, заполняйте дневники вместе на классном часе. Ежедневно в конце учебного дня проверяйте наличие задания на следующий день. Задача учителя - знать затруднения в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь. Не забывайте: «Ученик и учитель - союзники. Обучение должно быть бесконфликтным». Учитесь учить не уча. Рекомендации: • Всем учителям предметникам обеспечить 100% прохождение программного материала (контроль менеджер); • Учителям – предметникам продолжить работу по обеспечению допустимого и высокого уровня качества знаний учащихся для чего необходимо: -организовывать УВП с учетом психологических особенностей уч-ся; -в целях обеспечения личностного подхода к учащимся педагогам необходимо: - дифференцировать объем и сложность содержания задания в соответствии с возможностями ученика; - отбирать формы, методы, приемы, средства, темп обучения в соответствии с учебными возможностями школьников. - стремиться к рациональному взаимодействию с каждым учащимся, чему способствуют: - новизна материала; - быстрая сменяемость заданий, видов деятельности; - активные и интерактивные формы обучения; - мотивация УПД учащихся; - проблемные вопросы, задания, ситуации; - творческие, конструктивные задания; - рациональная организация труда, самоорганизация учителя и учащихся; - современная наглядность; -организация самостоятельной работы учащихся, ориентированной на их способности; -новые виды контроля ЗУН учащихся. | |
Просмотров: 6134 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|