Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Повышение уровня социальной компетентности субъектов воспитания в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних. Сегодняшняя молодежь представляет собой социально-демографическую группу, подростковый возраст который характеризуется глубокими изменениями в сфере сознания, деятельности и взаимоотношений индивида и социума, совпал с периодом глубоких преобразований. В современном научном сообществе приоритетными в исследовательских темах являются социальные проблемы детей. Ребенок продолжает выступать во многих исследованиях как объект воспитательного процесса в семье или в школе.В отношении подростков доминирующей темой является их девиантное поведение, а состояние их сознания, образ жизни и истоки негативного поведения становятся предметом исследования крайне редко. Сейчас очень много говорят о том, что нынешнее поколение детей- это трудные дети.Современная педагогика слова «трудные дети», «трудный ребенок», старается использовать как можно реже, заменяя их словами «дети группы риска», «педагогически запущенные дети», «социально запущенные дети» или «дети девиантного поведения». Трудный ребенок:- - «одинокий» ребенок, который постоянно нуждается в помощи(в учебе, в использовании свободного времени, выполнении общественного поручения). - это ребенок с эмоциональными проблемами (тревога, депрессия, негативные переживания, трудности понимания), с проблемами саморегуляции( неадекватная самооценка, низкая рефлексия)и т.д. - категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии. На сегодняшний день актульность этой проблемы связана тем, что сегодня на 1-ый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития. Педагог целенаправленно постигая мотивы поведения детей в воспитательной деятельности ставит перед собой задачи понимания ребенка и оказывания ему помощи и поддержки возможно по формуле « родители+дети+учитель». В условиях общеобразовательной школы как средство профилактики девиантного поведения несовершеннолетних ведется педагогическое сопровождение развития социальной компетентности подростков. Социальная компетентность субъектов воспитания определена функциями педагогического сопровождения: - Профилактическая - Информационная -Диагностическая - Личностно-развивающая -Социально-обучающая(слайд) Первичная профилактика девиантного поведения в образовательном учреждении возможна при педагогическом сопровождении развития социальной компетентности подростков на основе личностно-ориентированного подхода. Критериями повышения уровня социальной компетентности как средство профилактики девиантного поведения в соответствии с возрастным этапом личностного развития являются(слайд): 1. Личностный( социальная ответственность, эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка, уверенность в себе, толерантность) 2. Деятельностный( анализ ситуации взаимоотношения людей, социальное взаимодействие, общительность, социально-ориентированная деятельность) 3. Когнитивный( функции социальной компетентности, сущность здорового образа жизни, знания о качествах личности) 4. Нравственно-ценностный( наличие жизненных ориентаций и целей; принятия здорового образа жизни) Диагностическое взаимодействие обеспечивается системой занятий со всеми участниками образовательного процесса: включая учащихся в личностно-ориентированные педагогические ситуации( дискуссии, тренинги, деловые и ролевые игры, социальное проектирование). В процессе взаимодействия работы с подростками девиантного поведения создаются такие условия в которых подросток сможет поднятся на оптимальный для него уровень развития. В педагогической практике нашей работы с детьми девиантного поведения используются методы, формы и приемы воспитания, связанные с организацией деятельности этих детей в классе( общественного поручения, участие в классных общешкольных мероприятиях , вовлечения в кружки, спортивные секции, участие в акциях) диалоговых форм работы индивидуальные консультации. Включая ребенка в деятельность и привлекая его в общее дело перед нами педагогами стоит воспитательная задача: изменить направленность и переориентацию воспитанника с подражанием плохому на следование положительному примеру.Важную роль в воспитании играет личный пример и авторитет педагога.В нашей школе стало традицией проводить неделю социальной педагогики и психологии где принимают участие совместно с классными руководителями и учащиеся с 1-11 класс. Мероприятия проходят интересно и все ребята с удовольствием участвуют это вы можете увидеть на фотографиях. Из своего личного опыта хочу сказать что именно дети группы риска а у нас их двое возраст 11-12 лет мальчики всегда в первых рядах и с удовольствием участвуют в таких мероприятиях. Один из них прекрасно рисует и ходит на кружок декоративно- прикладное искусство .Ежегодно эти дети пребывают летом в лагере Серебряный бор. На начало учебного года составляется план работы и комплекс мероприятий по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних. -Выявление детей с девиантным поведением, «трудных детей» (с использованием анкетирования, тестирования) - Диагностика детей ( психологические тесты, где учитываются склонности и интересы ребенка) -Работа социально-психологической службы «Формула успеха» направленная на повышение уровня положительной личности ребенка - Психокоррекционные занятия с трудными подростками ( с целью оздоровления психосоциальной среды развития ребенка) Организация профилактической работы во время обучения и воспитания несовершеннолетних. Целенаправленная работа по нравственному просвещению формирует важнейшие социальные навыки у ребенка и способствует успешной адаптации в обществе. Вовликая трудных подростков в общественную работу и школьные мероприятия у детей повышается отвественность за свои поступки, добиваются уважения окружающих. И хочется закончить свой доклад такими строками: Познай себя, мой маленький друг, Узнай друзей и мир вокруг. Расти Человеком!Я помогу, К добрым делам тебя поведу. | |
Просмотров: 1076 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|