Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Групповая работа на уроке. В последнее время очень много внимания уделяется групповой работе….Плюсы такой формы организации учебной деятельности очевидны, но с какими трудностями может столкнуться учитель и можно ли «подстелить соломку»? Возможно, ответ на этот вопрос Вы найдёте в статье.. Одной из форм организации совместной деятельности в учебном процессе является групповая работа. Групповая работа, базирующаяся на сотрудничестве, способствует развитию следующих аспектов:1) ученик научается контролировать и оценивать собственные действия 2) ученик овладевает основами коммуникации. Принимая во внимание данный фактор психического развития, а также высказывания коллег о том, что, поработав в группе, ученики больше не хотят работать индивидуально, я решила применить эту форму организации учебной деятельности на своих уроках. Интересно было наблюдать, как при этом меняются сами дети. Первая трудность, с которой я столкнулась- комплектование групп. Вариант №1-по желанию. Все хотят сидеть с «сильными» .У «сильных» в глазах страх, они понимают , что им придется работать за всех, хорошо, если мешать не будут. Вариант № 2- cмешанный состав, когда в группе есть и «сильные» и «слабые» и «средние» ученики. Прогноз более оптимистичный, так как контраст не такой выраженный, а значит, в работу будут вовлечены все. Ещё одна трудность- правильное распределение времени при выполнении задания. Решить эту проблему помог Вариант № 3- ученики с одинаковыми способностями. На этом остановлюсь подробнее. Признаюсь, как-то раз я просто сказала, кто с кем будет в группе. Почему? На предыдущем уроке я заметила, что некоторые ученики хитрят, отсиживаются, в надежде, что работу за них выполнят те, кто умнее и у кого это лучше получается. Оказавшись в одной подгруппе с «братом по разуму» слабые ученики стали возмущаться и даже отказывались работать, но, когда поняли, что работу за них никто не выполнит, с бурчанием принимались за выполнение задания. Естественно, времени не хватило. Как им было обидно! Ведь задание было интересным и несложным. Поначалу ученикам было трудно правильно распределить время, а одно из правил групповой работы - жёсткие временные рамки. Через несколько уроков было приятно наблюдать, насколько дети научились ценить время. Прекратились ненужные споры, разговоры. Только сели и сразу- мозговой штурм, а ведь одна из задач, которые школа решает- привить ученикам умение правильно распределять время. Другая трудность- шум при проведении групповой работы порой стоял такой, что , казалось нас слышно по всей школе. Эту проблему мы решили, разработав «Правила работы в группе» в которую были включены такие пункты как: не кричать, дать другим возможность высказаться, не перебивать, уважать мнение других и т.д. Эти правила были размещены на видном месте и, каждый раз, как нарушался какой-нибудь пункт, я обращала на это внимание. Со временем ученики запомнили эти правила, научились их соблюдать и необходимость обращаться к ним отпала. Успех групповой работы зависит от мастерства, профессионализма учителя, его быстро находить единственно правильное решение в различных ситуациях. Естественно, могут возникнуть всякие ситуации, и цель урока будет достигнута, если при планировании и проведении групповой работы учесть следующие аспекты : 1)Разрабатывая задания необходимо помнить, что не всякий материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются следующие требования: задание должно быть таким, чтобы его удобно было разделить на отдельные подпункты ; задание должно быть достаточно проблемным, трудным, допускающим различные точки зрения. 2)Сам алгоритм проведения групповой работы состоит из следующих элементов: 1)подготовительный этап a) сообщение задания; b) инструктаж ( можно провести 1 раз, правила записать , разместить в удобном месте и обращаться к нему по мере необходимости); c) ознакомление групп с необходимой для работы информацией. 2) групповая работа a) ознакомление с полученной информацией, планирование работы; b) распределение ролей и заданий между членами группы; c) индивидуальное выполнение заданий; d) обсуждение индивидуальных заданий, суммирование результатов; 3)заключительная часть a) сообщение о результатах; b)рефлексия. Достоинства данной формы организации учебной деятельности на уроке очевидны. Почему же учителя так неохотно применяют групповую работу на уроках? Возможно, учителя опасаются трудностей, которые могут возникнуть при проведении групповой работы. Вот несколько советов, чего не следует делать при проведении групповой работы: 1) Принуждать к совместной деятельности учеников, которые не хотят работать вместе; 2) Требовать в классе абсолютной тишины; 3) Лишать права работать в группе; Учителю следует быть готовым к тому, что первый опыт может оказаться неудачным. Обучение совместной деятельности лучше начинать с работы в парах, постепенно переходя к овладению сложной формой общения, к которой можно отнести групповую работу. | |
Просмотров: 697 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|