Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Применение ИКТ в обучении астрономии школьников. Оспанов К. К., педагог-организатор, ГУ «Средняя школа №19» г. Астана Астрономия занимает важное место в системе естественных наук. Преподавание астрономии неотделимо от задачи формирования у будущей личности понимания места и роли человека во Вселенной. Астрономические знания лежат в основе научного мировоззрения, формируют научную картину мира, знакомят с современными представлениями о структуре Вселенной и происходящими в ней физическими процессами. С появлением компьютеров в учебных заведениях начал меняться стиль преподавания, все больше стала использоваться проектная форма учебной деятельности. Компьютер со специальным пакетом программ помогает ученику провести опыты, обработать результаты, реально увидеть происходящие астрономические процессы с их отображением на мониторе ПК. В условиях интенсивной компьютеризации современного образования разработаны новые информационные технологии для поддержки естественнонаучных дисциплин — электронные учебники, мультимедиа, анимации, модели и др. Интернет открывает доступ к новым источникам научного знания — интерактивным компьютерным моделям, которые существенно расширяют и обогащают образовательную среду. В связи с этим, актуальной становится задача применения зарубежных интерактивных компьютерных моделей и разработки теоретических и практических основ методики их использования с целью преподавания курса астрономии новыми учебными средствами. В данной статье описаны практические основы методики применения компьютерных моделей в учебном процессе по астрономии в условиях астрономического кружка. Применение программы Redshift на занятиях астрономии. Применение компьютерных программ . Redshift 3, 4 и 5 , особенно более продвинутой последней Redshift 6, позволяет кружковцам следить за календарем небесных явлений. Следует отметить, что Redshift это одновременно и календарь, и мощный телескоп и «космический корабль. Программа содержит в себе фильмы на астрономические темы, дает возможность увидеть вид звездного неба с любой точки Земли и планет как на настоящий момент, так и на будущее и прошлое на тысячи лет. Например, если пользователь пожелает увидеть расположение спутников Юпитера, то программа легко продемонстрирует это на экране монитора. Тем самым кружковцы, выходя на наблюдения, прекрасно представляют, что за явление они смогут пронаблюдать и заснять на цифровой фотоаппарат и видеокамеру. RedShift – мощный инструмент для моделирования астрономических явлений. Программу называют «настольным планетарием», но на самом деле ее возможности многократно превосходят моделирующую систему классического планетария, под куполом которого у многих рождался интерес к астрономии. Возможности RedShift'а многогранны, программа окажется полезной самым разным категориям пользователей. Рис. 1 Кружковцы за работой в программе Redshift 6. Как показывает практика, учащиеся с огромным интересом осваивают программу RedShift. Причем независимо от возраста – как дети 7, 8 классов, так и 10 -11 классов. От начинающих юных астрономов программа не требует определенных знаний в астрономии. Лишь познакомившись поближе, ученик начинает понимать, что без базовых знаний по астрономии не обойтись. Поэтому чтобы работать более углубленно в программе, учащийся вынужден как самостоятельно, так и на занятиях изучать элементарные основы астрономии. Работа с Registax 5 В последние годы произошла буквально «цифровая революция» в любительской астрофотографии, когда наряду с довольно качественным оборудованием астрономам-любителям стало также доступным различное программное обеспечение для обработки результатов. Полученные снимки впечатляют своими результатами, получить которые всего несколько лет назад было невозможно. Registax- это программа для выравнивания, сложения и обработки изображений в форматах BMP,JPEG, FITS, TIFF или серии кадров AVI. Рис. 2 Кружковец Кенисканов Д. за работой в Registax 5. Рис. 3 Изображение кадра Луны перед обработкой в Registax 5. Рис. 4 Изображение после обработки. Видно, что улучшилась детальность. Рис. 5 Кружковцы Кенисканов Д. и Тураров Е. во время наблюдений и съемок планет. В процессе научно-исследовательской работы старшие кружковцы проходят следующие этапы: • Постановка научной задачи • Подготовка к наблюдениям • Проведение наблюдений • Обработка результатов наблюдений в специализированных компьютерных программах. • Обобщение материала наблюдений • Подготовка материалов для отчета. Таким образом, применение интерактивных компьютерных программ в обучении астрономии школьников позволяет ученикам не только усваивать материал по астрономии, но и попутно решать определенные задачи, связанные с компьютерными технологиями и, поскольку, некоторые программы ориентированы на англоязычного пользователя, то попутно ученик осваивает английский язык. Воспитанники кружка астрономии Махметов М., Алимова М., Кенисканов Д. и Тураров Е. успешно освоили уроки, даваемые в стенах кружка, и, на сегодняшний день, обучаются в ВУЗах страны по государственным грантам. Литература: 1) Использование новых информационных технологий на уроках астрономии Крюкова Г. М., XIV Международная конференция-выставка "информационные технологии в образовании " (ИТО-2004) Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ), Коломна 2004г. 2) Хабаров В.А. Использование Интернет-технологий на уроках астрономии// Компьютерные инструменты в образовании.-СПб.-Изд-во ЦПО «Информатизация образования» , 2006, N2, C. 3-8. 3) Программное обеспечение кружка астрономов Шпак Я.Ч. Вологодский государственный педагогический университет, 2003 г. 4) Астрономия в кармане (обзор астрономических программ для смартфонов на ОС «Андроид») 5) Астрономическая программа RedShift 6.0 Premium DVD (Русский) [ 2007] 6) Астрономическая программа RegiStax 5. | |
Просмотров: 1442 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|