Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Статья "Значение игр на уроках истории"
Игры и проблемные ситуации на уроках истории.
г. Астана
школа-лицей № 27
Астапцова Олеся Васильевна

Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности – усвоение фактов, дат, имён и др.. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка.
Актуальность такой формы работы в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения помогает дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Новое содержание исторического образования включает в себя альтернативные подходы к решению и оценке проблем прошлого, анализ ситуаций исторического выбора, нравственную оценку личностей и событий. Рассмотрение этих вопросов без опыта ведения диалога, спора, дискуссии невозможно. Учит этому, в первую очередь, дидактическая игра.
Игра способна решить еще одну проблему. Современную школу критикуют за перегруженность рациональных методов и средств обучения, за то, что не принимается во внимание природная эмоциональность детей. Игра же органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности учащегося, являясь частью его жизненного опыта. Как показывает стартовая диагностика учащихся в 5-9-х классах, все учащиеся (100%) хотят, чтобы на уроках или проводились деловые игр, или же были включены игровые моменты.
Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность исходя и из воспитательных целей. В процессе игры ребята приобретают навыки общения. Важнейшими воспитательными и развивающими функциями дидактических игр являются: образовательная, социокультурная, коммуникативная, самореализации ребёнка в игре, коррекционная, способность школьников к самоанализу и др.
Но самой важной, на мой взгляд, задачей современной школы является воспитание и формирование творческой личности, способной самостоятельно расширять свои знания об окружающем мире, осваивать и формировать окружающее пространство. Неоценимую помощь в этом оказывают дидактические игры на уроках истории.
Примеры игр, с правилами, которые можно использовать при изучении нового материала:
А) игра « Три предложения» - учащихся должны внимательно выслушать и передать содержание рассказа учителя тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передаёт содержание текста учителя. В основе игры лежит логическая операция по выделению главного.
Б) В том же методическом направлении работает игра « Древо познания». В ней уч-ся учатся ставить вопросы к изучаемому материалу. На уроке, когда изучается новый материал или работа с текстом уч-ся должны записать на листочках по 5 вопросов к теме. Наиболее интересные вопросы прикрепляются к нарисованному дереву, а на следующем уроке отвечающие снимают любой листок и отвечают на вопросы. Данное задание можно выполнять ив письменном виде.
Примеры игр проверки знаний.
А) Игра способствует формированию практических навыков по уяснению хронологической последовательности исторических событий, динамическому повторению дат, развивает память и внимание- « Исторические пятнашки» На доске рисуется квадрат из 16 клеток, в которых записаны даты. Уч-ся должны восстановить даты в восходящем хронологическом порядке. Показывая на дату в квадрате нужно назвать событие, о котором идёт речь.
Б) Игра развивает гибкость мышления , оперативность памяти, обобщает знания уч-ся – « Историческая азбука». Время проведения 7 минут. учащихся предлагается написать список слов начинающихся на одну букву, например, « А». Задание может выполнять как весь класс так и парами лили группами учащихся. После выполнения задания результаты сравниваются, побеждает команда, составившая наибольший список.
В) эта игра позволяет учителю выявить логические способности учащихся Игра приучает уч-ся мыслить логически, правильно ставить вопросы, составлять ответы, приходить к правильным выводам – « Отгадай героя» Один из учащихся выходит за дверь, а все остальные загадывают историческое лицо. Вызывается учащихся из-за дверей, он должен угадать , кто задуман. Ему разрешается задавать вопросы классу, но ответы на них могут быть «да», «нет», «отчасти». Количество вопросов 10 по истечении вопросов игрок должен отгадать героя.
Примеры игр для закрепления знаний.
А) Игра позволяет эффективно повторить пройденный материал, развивает оперативность мышления и памяти, умение логично излагать материал, способность слушать собеседника –
« Продолжи рассказ». В этой игре двое уч-ся должны по одному предложению рассказать материал изученной темы. Один начинает, другой продолжает. Выигрывает тот, чьё предложение окажется последним.
Б) Игра того же методического направления – « По одному слову». Нужно составить рассказ по пройденной теме. При этом каждый уч-ся может сказать только одно слово, уч-ся говорят цепочкой как они сидят за партами. Игру можно проводить в письменном виде, по рядам парт.
Примеры игр на обобщение материала.
А) Игра развивающая творческие способности уч-ся, умение логично излагать материал-
« Рекламный плакат». Учитель предлагает уч-ся составить рекламу, которая вызовет интерес к путешествиям в страны, где сохранились исторические памятники. Главное чтобы реклама была привлекательной. Реклама может включать в себя стих, иллюстрацию, обращение, символ. Материал рекламы может в себя включать : 1) какие города и местечки можно посетить и какие памятники исторические увидеть; 2) каким видом транспорта нужно воспользоваться, чтобы экскурсия была полноценной; 3) самая интересная информация типа: « Посетив……….., вы увидите и узнаете….». Побеждает тот чей рекламный плакат будет наиболее содержательным.
Б) Игра которая дисциплинирует и помогает повторить и обобщить материал – « Три направления». Участники игры делятся на группы - по рядам. Каждой группе даётся название страны мира, а учитель за ранее готовит список слов, относящихся к этим странам. По условию игры уч-ся должны встать, когда учитель назовёт слово, относящееся к их стране. Если уч-ся встают не все сразу или вовсе не встают они штрафуются на 1 очко. За правильный ответ уч-ся получают по 3 очка. Примерный список слов для игры в 9 классе по предмету всемирная история
У. Черчилль, Ш. де Голль, Эттли, Г. Коль, В. Брандт, М. Тэтчер, « неделя баррикад», « красный май», Д. Мейджор, Г. Шрёдер, Ф. Миттеран, « холодная война», Ж. Помпиду, « большая коалиция», « государство благоденствия», лейбористы, Н. Саркози, А. Меркель, « новый консерватизм», ГДР, Ж. Шырак, « модернизация с человеческим лицом», К. Аденауэр, ИРА.
В) Игра развивает память, внимание быстроту реакции, помогает закрепить пройденный материал и обобщить его – «Пять исторических названий». Уч-ся называют различные исторические события, даты, имена и т. д.. Обязательное условие их должно быть 5, например,
« Я знаю 5….» дат истории Первой мировой войны:
1914 г. – начало войны;
1918 г. – окончание войны;
1 августа 1914 г. – Вступление в войну России;
лето 1916 г. – Брусиловский прорыв;
осень 1914 г. – битва на реке Марна.
Пять глет назад я пришла в школу и хотела видеть желание детей посещать мои занятия. Что необходимо было сделать? Как вызвать интерес? Их необходимо слушать и слышать! Когда я вижу и чувствую обратную связь. Когда мы работаем по единственной формуле «Лицом к лицу».И именно достичь этого можно в момент игры и коллективного решения проблемной ситуации. Что дает на деле?
1. В момент решения проблемной ситуации рождается колоссально огромное количество совместных идей в процессе обсуждения.
2. Это возможность самоутвердиться, самореализоваться (при презентации, защита идей, убеждений).
3. Это тот момент, когда можно забыть о постоянном «выпал из ящика». Очень часто бывало в конце уроков понимание того, что есть, в классе учащиеся которые не усвоили тему и не увидели связь событий
Во время такой работы на моих уроках я видела изменения в детях, им нравилась такая форма работы.
Самое главное для меня, не ждать от ребенка заученных фраз, готового текста или моих же рассуждений, мне нужна только интерпретация изученного, услышанного, прочитанного материала в процессе решения проблемы. Я хочу видеть постоянный продукт, сотворенный мыслительной операцией. Что для этого я буду делать?!
1. Уважительное отношение к ребенку в момент его становления, развития критического развития, рождение идей.
2. Направлять в нужный момент на правильную волну и никогда не оставлять одного если что то не получается.
3. Обязательно поощрение за попытки развития, самообучения и самореализации.
Еще задолго до школы , в университете, на лекции по педагогике мы рассматривали метод обучения по Сократу. Как только я вспоминаю его имя, у меня перед глазами вырисовывается картинка. «Сократ вместе со своими учениками идет по тропинке в саду ранним утром и ведет беседу». Это диалоговое обучение. Как давно это было придумано. Это ведь действительно гениально и поразительно результативно. Не зависимо от того, каким образом был организован урок (работа в группе, в паре) всегда присутствовал диалог. В виде вопросах и ответах, предположений или возможных вариантов развития событий. Я только предоставляла им возможность говорить, спрашивать и отвечать, а получила заинтересованность в предмете (положительный результат значит не далеко). Соответственно, в дальнейшей практике диалоговое обучение будет присутствовать на моих уроках как фундаментальный принцип.
Анализируя все происходящее на уроках, читая литературу и плани руя занятия я всегда ставила цель - научить ребенка решать, мыслить, вытягивать главное, делать выводы, строить стратегии, определять приоритетные задачи. Каким же образом?!
1. Организовывать работу на уроке, таким образом, где каждый участник несет ответственность за выполнение тех или иных действий. На каждых занятиях распределять класс по группам и определять роли (тайм-менеджер, презентатор, председатель, оформитель регенератор идей и т.д). В той или иной роли учащиеся будут нести ответственность, выполняя соответствующую функцию. В период педагогической практике этому тоже было место, но сказать, что все проходило замечательно нельзя. Дети не готовы брать такую ответственность. Им сложно отойти. Очень часто слышала отказ от той или иной роли, и все хотели быть тайм - менеджерами (никаких обязанностей и не надо бороться с барьерами при выступлении). Планирую реализацию этого момента в практике, дабы получить хорошие результаты. Каким образом?
А). Поддержка при выполнении поставленных задач в учебном процессе
(понять, воспроизвести и интерпретировать).
В). Стать образцом для подражания (театрализованные моменты,
импровизация в стиле исторических героев и так далее)
С). Поощрение в виде похвалы при реализации поставленных задач
(придать значение аргументации, спросить мнение касательно того или
иного события и соответственно внешняя мотивация).
2. Все чаще привлекать учащихся к оценке своих достижений посредством самооценки и взаимооценки. Но не просто так, а с последующей аргументацией, дабы предотвратить ситуацию оценивая всех на отлично (они ведь одноклассники).
3. На уроках как можно чаще применять ИКТ, это просмотр видео-роликов, слайд-презентации, создание проектов и так далее. Но всегда должен присутствовать вызов, для заинтересованности в выполнения. Например просмотреть видео – ролик с последующим заданием. Им необходимо в качестве выхода задать вопрос. Мы предлагали условие – не повторяться в вопросах, для индивидуальной интерпретации предлагаемой информации, и лишение их возможности не слушать вопросы своих одноклассников. Что предполагала такая форма задания? Они должны были просмотреть, понять, переработать и вытянуть смысл. А для того, чтобы задать вопрос необходимо видеть связь, предлагать дальнейший ход развития и смотреть в разрезе. Развивает ли саморегуляцию? Да! Они осознают важность знаний о социальном составе, для формулировки вопроса.
Понимание идей игровых моментов и постановка проблемного вопррса в обучении дало мне пищу для размышления. Все было применено на практике, и, исходя, из результатов я выделила, что мне нужно, а что не дает обратной связи. Планируя уроки, в течение трех лет задумывалась над тем как рассказать, где взять дополнительную информацию, какие будут результаты, какие вопросы зададут и будут ли эти вопросы. Сейчас главный вопрос другой. Какие условия я создам для успешной реализации процесса обучения. Я поняла, что диалог и соперничество должны стать фундаментальными принципами в моей практике. Я хочу их видеть, слышать и понимать, как идет процесс усвоения материала, а это возможно достичь, только используя формулу «Лицом к лицу».
Категория: Опыт | Добавил: Олеся9770 (2015-01-26) E
Просмотров: 965 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 10:23 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru